Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
20. Привѣтствіе Великому Князю Владиміру Кирилловичу.

Съ нѣжной любовью владыка Антоній относился къ юному Великому Князю Владиміру Кирилловичу, почитая Его Наслѣдникомъ Всероссійскаго Престола.

По случаю исполнившагося 17/30 августа 1933 года 16 лѣтія Великаго Князя Владиміра Кирилловича; когда по Основнымъ Законамъ Наслѣдникъ Престола приносилъ присягу на вѣрность Императору, владыка Антоній обратился къ Великому Князю Владиміру Кирилловичу со слѣдующимъ письмомъ, благословивъ Его иконой Божіей Матери:

*     *     *

«Ваше Императорское Высочество,

Дорогой для всей Россіи Князь Владиміръ Кирилловичъ.

Наступили дни, когда Ваши предшественники по званію Наслѣдника Престола давали присягу на вѣрность Государю Императору и получали отъ Высочайшей руки знаки своего высокаго достоинства.

Въ настоящее печальное время Высочайшая Власть на нѣкоторое время выпала изъ рукъ Вашего Августѣйшаго Семейства, но если выпала, надѣюсь временно, самая власть, то на душѣ ея преемника и Наслѣдника остались тѣ же священныя обязанности, которыя съ нею неразрывно связаны.

Немного пройдетъ времени и русскій народъ будетъ восторженно привѣтствовать Вашего Державнаго Отца и будетъ пѣть вездѣ: «Да будетъ безсмертенъ Твой Царскій родъ, да имъ благоденствуетъ русскій народъ». Дѣйствительность убѣдительно показала всѣмъ, что благоденствіе русскаго народа крѣпко связано съ благополучнымъ пребываніемъ Царственнаго Семейства и въ особенности Самого Государя Императора и Наслѣдника Его Престола.

Любя своихъ Царей, русскіе люди по всему обширному Государству нашему съ особеннымъ нѣжнымъ чувствомъ относились къ молодымъ Наслѣдникамъ.

Постарайтесь Ваше Высочество охранять это народное чувство отъ всякаго разочарованія, дабы оно все больше и больше возрастало въ русскихъ сердцахъ, которыя, радуясь настоящему, всегда надѣялись на лучшее для Россіи будущее и эту надежду связывали съ личностью Наслѣдника Цесаревича. Такое чувство народа привлекали къ Себѣ прежніе Наслѣдники Престола: Александръ Павловичъ, Александръ Николаевичъ, Александръ Александровичъ, Николай Александровичъ и въ особенности Алексѣй Николаевичъ. Ихъ нѣжная юность и сердечная ласка къ окружающимъ приводили въ восторгъ всѣхъ, имѣвшихъ счастье съ ними видѣться и бесѣдовать. Всѣ ихъ собесѣдники записывали себѣ на память отвѣты молодыхъ Царевичей и запечатлѣвали ихъ добрые привѣты въ своей совѣсти, въ своемъ сердцѣ, какъ Божія указанія, на всю свою жизнь.

Не подумайте, Ваше Высочество, будто теперь, съ потрясеніемъ всѣхъ авторитетовъ, подобное чувство замерзло въ русскихъ сердцахъ.

Однажды, проходя по заламъ Австрійскаго дворца среди царскихъ портретовъ, я говорилъ съ сопровождающимъ меня: «Какія нѣжныя чувства питалъ и питаетъ вашъ народъ къ своимъ Вѣнценосцамъ». Мнѣ отвѣчали: «Сила этихъ чувствъ ничтожна сравнительно съ тѣмъ, какія чувства къ Царю хранитъ въ сердцѣ своемъ народъ русскій». Онъ молча проливаетъ восторженныя слезы, когда видитъ передъ собою своего Царя и Его дѣтей. Нѣкоторое время онъ ничего не можетъ говорить отъ волненія, а потомъ, нѣсколько успокоившись, начинаетъ кричать безконечное «ура», какъ сказано въ Библіи, — такъ кричитъ громко, «что земля разсѣдается подъ его ногами» (3 Цар. 1, 40).

Вотъ, что происходитъ, когда люди взираютъ своими глазами на Своего Государя.

Тоже самое произойдетъ и предъ лицемъ Вашего Державнаго Отца и Васъ Самого, когда окончится наша несчастная революція; это потому, что въ такія мгновенія народу открывается та истина, что все благоденствіе отечества тѣсно связано съ благополучіемъ Царственнаго Дома.

Въ Вашемъ юномъ возрастѣ трудно дать себѣ отчетъ въ подобномъ явленіи, но все то, что чувствуется въ правдивыхъ сердцахъ народа, особенно народа простого и юнаго поколѣнія, надо назвать голосомъ самой не лживой природы, и кто отклоняетъ свой слухъ отъ этого голоса, тотъ перестаетъ быть сыномъ народа и собратомъ его меньшей братіи. На подобное явленіе указывали даже враги Россіи, т. е. революціонеры, напримѣръ, старый Герценъ въ своихъ письмахъ къ Наслѣднику Престола.

Будущее, конечно, намъ неизвѣстно: оно въ рукахъ Божіихъ, но то, что я пишу въ этихъ строкахъ, касается и настоящаго, и прошедшаго. Будьте же достойны того великаго жребія, который показываетъ Вамъ Божественный Промыслъ Своей всесильною десницею, и знайте, что русскій народъ готовъ простить личные грѣхи и всякіе недостатки своимъ Царямъ, но неотступно требуетъ отъ Нихъ вѣрности Св. Православію, почему и предлагаетъ ему въ Чинѣ Миропомазанія торжественно читать Символъ нашей Вѣры.

Это уразумѣлъ Вашъ Высочайшій Родитель, когда при восшествіи иа Престолъ Своихъ Отцовъ, произнесъ торжественную клятву: «Клянусь хранить Православную Вѣру и вѣрность нашей Св. Церкви».

Напротивъ, Царь Лже-Димитрій, старавшійся угодить толпѣ народной и измѣнявшій Православію, былъ народомъ единодушно свергнутъ съ престола и выброшенъ въ окно дворца на площадь на заостренные мечи.

Итакъ, Ваше Высочество, знайте, что главная опора Русскаго Царствованія заключается въ храненіи Царемъ Православной Вѣры; при этомъ условіи былъ твердъ Престолъ даже Грознаго и многогрѣшнаго Царя Ивана IV, а безъ него не устоитъ никогда Русское Царство.

«Мною царіе царствуютъ и сильніи содѣлываютъ правду».

Съ такими мыслями и чувствами я имѣю счастіе привѣтствовать Ваше вступленіе въ указанное для Наслѣдника Русскаго Престола совершеннолѣтіе, напуствуя Васъ Божіимъ благословеніемъ и древнею иконою Знаменія Божіей Матери. Предъ такою иконою я любилъ молиться съ ранняго дѣтства въ Великомъ Новгородѣ.

Икона эта изображаегь Богородицу съ молитвенно подъятыми руками, а устное преданіе прибавляетъ къ тому, что, когда враги Христовы дерзостно приступили къ Пренепорочной Матери Его уже осиротѣвшей, и требовали отъ Нея доказательствъ рожденія Ею не обыкновеннаго Младенца, а Сына Божія, то Она молитвенно подняла руки, и вся окружавшая Ее толпа вдругъ увидала на Ея груди Божественнаго Младенца и въ благоговѣйномъ ужасѣ разбѣжалась, не причинивъ Ей никакого вреда. Вотъ этотъ священный моментъ и изображенъ на иконѣ Знаменія, которая да оградитъ Ваше Высочество на всѣхъ путяхъ Вашей начавшейся молодой жизни.

Самая же икона будетъ переслана въ Санъ-Бріакъ при первой же возможности.

Вашего Императорскаго Высочества (п. п.) всепреданный Митрополитъ Антоній».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 271-273.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.