Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
21. Кончина Государыни Императрицы Викторіи Ѳеодоровны.

2 марта 1936 года послѣдовала кончина Августѣйшей Супруги Государя Императора Кирилла Владиміровича Государыни Императрицы Викторіи Ѳеодоровны. Владыка Антоній, въ то время уже самъ больной, по этому печальному случаю прислалъ на имя представителя Государя въ Югославіи ген. Апухтина письмо слѣдующаго содержанія.

*     *     *

«Узнавъ о предположенномъ въ Бѣлградѣ торжественномъ собраніи, посвященномъ памяти блаженнопочившей Государыни Императрицы Викторіи Ѳеодоровны, я ощутилъ горячее желаніе присутствовать на немъ. Не имѣя же возможности пріѣхать, хочу хотя бы письменно высказать Вамъ, что всей душой буду съ русскими патріотами, собирающимися для того, чтобы почтить свѣтлую память своей безвременно скончавшейся Царицы.

Я не имѣлъ счастья лично близко знать Государыню Императрицу Викторію Ѳеодоровну, но хочу подѣлиться съ Вами, а если Вы найдете нужнымъ огласить мое письмо, то и со всѣмъ собраніемъ, тѣми впечатлѣніями, которыя я вынесъ отъ пріема, оказаннаго мнѣ нѣсколько лѣтъ тому назадъ въ С.-Бріакѣ. Я желалъ бы указать на то, что Государыня Викторія Ѳеодоровна, слѣдуя примѣру другихъ Высочайшихъ Особъ, перешедшихъ изъ протестанства въ Православіе, съ изумительной быстротой и въ то же время искренностью, прониклась вся православнымъ духомъ. И вотъ мнѣ вспоминается какъ въ бытность нашу въ С.-Бріакѣ, Государыня съ умиленіемъ и со слезами молилась передъ Чудотворнымъ образомъ Божіей Матери Знаменія, а потомъ неожиданно вынувъ жемчужную брошку и возложивъ ее на св. Икону, сказала: «прошу принять и отъ Меня малое пожертвованіе».

Во все время нашего пребыванія въ С.-Бріакѣ мы умилялись тѣмъ, что въ Ея бесѣдѣ и во всемъ способѣ обращенія со съѣхавшимся туда посѣтителями, Государыня ни разу не отступала отъ Своего способа держать себя непринужденно и въ то-же время величественно и просто, какъ это подобаетъ Русской Православной Царицѣ. Къ этому надо прибавить, что всѣмъ, имѣвшимъ счастье соприкасаться съ покойной Государыней, была извѣстна Ея исключительная доброта и готовность помогать ближнимъ, даже съ опасностью для жизни, что Она засвидѣтельствовала во время войны.

Вотъ почему потеря Ея изъ списка живыхъ воспринята русскими людьми какъ высокоцѣнное лишеніе, тѣмъ болѣе грустное, что Государыня, Сама посвятившая Себя воспитанію юнаго Наслѣдника Россійскаго Престола, была и въ другихъ отношеніяхъ вѣрной и незамѣнимой помощницей Своего Царственнаго Супруга.

Будучи наполовину русской по Своему происхожденію, Она воплотила въ Себѣ всѣ черты прежнихъ Русскихъ Царицъ и потому наши молитвы объ упокоеніи Ея души являются чуждыми всякаго лицемѣрія и даже всякой напряженности. Господь да услышить наше моленіе и да отверзетъ Ей двери Царствія Небеснаго, какъ Женѣ искренно вѣрующей во Св. Троицу и во Св. Православную Церковь».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 273-274.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.