Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
23. Обращеніе Великаго Князя Владиміра Кирилловича къ Предсѣдателю Архіерейскаго Синода Митрополиту Анастасію и отвѣтъ Владыки Митрополита.

Вскорѣ по принятіи на Себя правъ и обязанностей Главы Россійскаго Императорскаго Дома Великій Князь Владиміръ Кирилловичъ обратился къ Предсѣдателю Русскаго Заграничнаго Архіерейскаго Синода Митрополиту Анастасію, преемнику владыки Антонія, съ письмомъ слѣдующаго содержанія.

*     *     *

Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимый Владыка.

Принявъ на Себя всѣ права и обязанности, перешедшія ко Мнѣ въ порядкѣ наслѣдія, Я обращаюсь къ Вамъ, какъ Предсѣдателю Архіерейскаго Синода, съ просьбой содѣйствовать объединенію вокругъ Меня всѣхъ русскихъ людей, ибо возстановленіе былого значенія и положенія св. Православной Цекви нераздѣльно связано съ возстановленіемъ монархіи въ Россіи.

Зная, Владыка, Ваши убѣжденія и судя по настроеніямъ членовъ Собора, имѣвшаго мѣсто въ сентябрѣ этого года, Я твердо разсчитываю на просимое Мною содѣйствіе, столь необходимое для спасенія нашей Родины.

Поручая Себя святымъ молитвамъ Вашего Высокопреосвященства, прошу Васъ, Владыко, принять увѣреніе въ глубокомъ уваженіи.

Владиміръ.       




Владыка митрополитъ Анастасій отвѣтилъ на это слѣдующимъ посланіемъ:

Ваше Императорское Высочество!

Промыслу Божію угодно было возложить нынѣ на Васъ права и обязанности Главы Россійскаго Императорскаго Дома, перешедшіе къ Вамъ по праву первородства отъ Вашего въ Бозѣ почившаго Августѣйшаго Родителя.

Повинуясь велѣнію лежащаго на Васъ священнаго долга, Вы вступаете нынѣ на путь жертвеннаго служенія Родинѣ, призывая всѣхъ вѣрныхъ сыновъ ея соединиться вокругъ Васъ, чтобы помочь Вамъ въ Вашемъ благородномъ патріотическомъ стремленіи «освободить Россію отъ униженія».

Въ сознаніи тяжести и отвѣтствевности предлежащаго Вашему Императорскому Высочеству подвига, Вы, по примѣру Вашихъ благочестивыхъ Предковъ, обращаетесь прежде всего къ благодатной помощи Святой Православной Церкви, прося ея «благословенія и поддержки въ предстоящемъ Вамъ трудномъ служеніи».

Церковь, бывшая, по слову Вашего почившаго Родителя «исконной Водительницей и Устроительницей судебъ Россіи», не можетъ не привѣтствовать это благочестивюе движеніе Вашего православнаго сердца и готова благословить всякое Ваше доброе начинаніе, направленное къ возстановленію разрушеннато нынѣ Русскаго Православнаго Царства, ею взрощеннаго, укрѣпленнаго и освященнаго. Она усердно молитъ Господа о томъ, чтобы Онъ вложилъ духъ согласія и единенія въ сердца Русскихъ людей, дабы они всѣ безъ изъятія могли соединиться вокругъ Васъ и направить всѣ наши національныя силы на борьбу съ умирающимъ коммунизмомъ, поработившимъ нашу Родину. Нынѣ время благопріятное для этого: ночь уже проходитъ, а день приближается. Большевизмъ изжилъ себя, а Русскій народъ, заплативъ дань своеволію и коммунистическому соблазну, по милости Божіей снова возвращается въ домъ Отчій къ своимъ исконнымъ, историческимъ завѣтамъ. Цѣною безпримѣрныхъ страданій, униженій и рабства онъ уразумѣлъ нынѣ яснѣе, чѣмъ прежде все благодѣтельное значеніе водительства наслѣдственной Царской власти, получающей свое помазаніе свыше и снова воздыхаетъ о тѣхъ блаженныхъ временахъ, когда подъ могучимъ скипетромъ своего Православнаго Царя каждый свободно и счастливо жилъ подъ своимъ виноградникомъ, какъ Израиль въ дни Соломона.

Въ этомъ духовномъ прозрѣніи и особенно въ его непоколебимой вѣрности Православію, бывшему искони краеугольнымъ камнемъ нашего государства, въ крѣпкой вѣрѣ и надеждѣ на помощь Божію, какія неугасимо поддерживаетъ въ немъ Церковь, лежитъ главный залогъ его спасенія. Нельзя не признать знаменательнымъ, что Господь благоволилъ призвать Васъ на отвѣтственное служеніе Родинѣ ни въ какое иное время, какъ во Владимірскій годъ, когда подъ вліяніемъ юбилейныхъ воспоминаній 950-лѣтія крещенія Руси, въ народномъ сердцѣ ожилъ великій образъ Вашего небеснаго покровителя и Просвѣтителя Руси Св. Равноапостольнаго Князя Владиміра и вмѣстѣ съ нимъ ликъ древней Святой Руси, вышедшей таковой уже изъ купели своего крещенія. Связать крѣпкими узами настоящее и грядущее съ нашимъ славнымъ и священнымъ прошлымъ, озареннымъ лучами Святой Руси и составляетъ высокое призваніе, возложенное на Васъ Божественнымъ Промысломъ.

Ничто не можетъ помѣшать возрожденной Россіи взять для своего новаго строительства лучшее и разумнѣйшее изъ завоеваній современной культуры, дабы быть въ этомъ отношеніи на уровнѣ другихъ сосѣднихъ съ нею народовъ, но въ ней вся жизнь, по завѣту нашей исторіи, должна быть запечатлѣна духомъ Православной Вѣры, благочестія и чистоты. Нѣтъ ничего опаснѣе, какъ если она подъ видомъ узаконенныхъ временемъ инородныхъ обычаевъ и установленій, захочетъ усвоить что-либо изъ печальнаго наслѣдства, оставленнаго растлѣннымъ большевизмомъ: все, къ чему прикоснулась его разлогающая безбожная рука грозитъ снова заразить насъ старой проказой.

Вѣнценосные Вожди Россіи изъ Дома Романовыхъ, начиная отъ ихъ Родоначальника и до почившаго Царя Мученика Николая II старались неуклонно идти по пути, указанному Святымъ Владиміромъ и вести по нему весь Русскій народъ. За отступленіе отъ этого пути мы заплатили нынѣшними униженіями и скитаніями. Но кто вышелъ изъ Содома и Гоморры, тотъ не долженъ уже подобно женѣ Лота, озираться вспять.

Да даруетъ Вамъ Господь, какъ Соломону, сердце разумное, чтобы судить обо всемъ по правдѣ и различать, чтó добро и чтó зло.

Юность сама по себѣ всегда служитъ символомъ чистоты, жертвенности и идеалистическаго возвышенія духа. Неудивительно, что на Вашъ свѣтлый, ничѣмъ не омраченный обликъ, обвѣянный славными преданіями нашей Династіи, съ любовью взираютъ истинные сыны Россіи, одушевленные самыми свѣтлыми и радостными надеждами. Да поможетъ Вамъ Богь оправдать эти лучшія чаянія страждущихъ Русскихъ людей, укрѣпляя Ваши духовныя и тѣлесныя силы, вѣнчая Васъ мудростью, мужествомъ, даромъ пламенной любви къ Отечеству и милосердія ко всѣмъ, что было искони лучшимъ украшеніемъ Царственной Династіи Романовыхъ.

Связанный съ послѣдней трехсотлѣтней исторіей Русскій народъ не можетъ не дорожить своимъ Императорскимъ Домомъ и особенно Тѣмъ, Кто возглавляетъ его по порядку наслѣдованія. Чѣмъ тверже этотъ порядокъ, тѣмъ увѣреннѣе мы смотримъ въ будущее, ибо онъ обезпечиваетъ скорѣйшее возстановленіе и утвержденіе Императорской власти на Руси.

Вашему Императорскому Высочеству указано быть нынѣ и Носителемъ и Хранителемъ этого священнаго Царственнаго первородства, дабы не погасла историческая свѣща въ сумеркахъ нашихъ смутныхъ и скорбныхъ дней. Съ нею Русскіе люди, въ разсѣяніи сущіе, чаютъ при помощи Божіей войти въ освобожденную Русскую землю, гдѣ эта свѣча будетъ снова водружена въ Всероссійской свѣщницѣ, чтобы ярко свѣтить не только всѣмъ, иже въ храминѣ суть, но и предъ лицемъ всего міра.

Въ этомъ святомъ упованіи мы призываемъ на Васъ, какъ на Главу Россійскаго Императорскаго Дома, благословеніе Божіе и съ глубокимъ почтеніемъ пребываемъ Вашего Императорскаго Высочества всепреданнѣйшимъ слугою и усерднымъ богомольцемъ.

Митрополитъ Анастасій.       

г. Бѣлградъ.

30 окт./13 ноября 1938 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 276-279.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.