Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VII. Храмъ св. праведнаго Іова Многострадальнаго въ память Царя Мученика Николая II, Царской Семьи и всѣхъ въ смутѣ убіенныхъ.
1. Идея построенія храма и организація Комитета.

Въ 1929 году у Николая Михайловича Котляровскаго, бывшаго секретаря Главнокомандующаго Русской Арміи ген. Врангеля, и Сергѣя Николаевича Палеолога зародилась мысль соорудить заграницей храмъ въ память Царя Мученика Николая II.

Съ этой мыслью Н. М. Котляревскій обратился къ владыкѣ Антонію. Выслушавъ его, владыка сказалъ, что когда сооружается храмъ Божій врагъ человѣческаго рода діаволъ чинитъ сему всякія препятствія; «передъ тѣмъ, чтобы дать вамъ благословленіе и совѣты, я хочу знать, готовы ли вы къ большимъ горестямъ и скорбямъ при осуществленіи этого святаго дѣла, ибо всѣ темныя силы будутъ всячески препятствовать вамъ въ осуществленіи этого дѣла, ибо оно связано съ именемъ нашего великаго Государя, который въ будущемъ будетъ почитаться, какъ св. мученикъ».

Н. М. Котляревскій отвѣтилъ, что онъ готовъ перенести всѣ труды и скорби и тогда владыка преподалъ свое благословеніе, посовѣтовавъ при этомъ посвятить храмъ св. праведному Іову Многострадальному, въ день памяти котараго родился Царь Мученикъ.

Владыка Антоній живо интересовался дѣломъ сооруженія храма и сбора для этого средствъ, давалъ указанія передъ началомъ этого дѣла, въ дальнѣйшемъ очень внимательно слѣдилъ за его развитіемъ, выбралъ проэктъ храма и лично продиктовалъ, какія иконы необходимо соорудить для иконостаса и какъ ихъ расположить.

Идея сооруженія храма встрѣтила глубокое сочувствіе у Сергѣя Николаевича Палеолога, носившаго званіе Правительственнаго Уполномоченнаго по дѣламъ русской эмиграціи и сблизившагося съ Н. М. Котляревскимъ на почвѣ патріотической дѣятельности, а также въ дѣлѣ совмѣстной помощи баронессѣ О. М. Врангель, устроившей санаторію для больныхъ б. воиновъ Русской Арміи въ предмѣстьи Бѣлграда въ Топчидерѣ. Сначала предпологалось соорудить храмъ въ Бѣлградѣ, но затѣмъ было рѣшено сооружать его въ Брюсселѣ въ Бельгіи, гдѣ въ это время поселился Главнокомандующій ген. Врангель со своей семьей и Н. М. Котляревскій, какъ его ближайшій сотрудникъ. Однимъ изъ главныхъ мотивовъ сооруженія храма въ Брюсселѣ было желаніе отодвинуть этотъ храмъ подальше на западъ, чтобы сдѣлать его менѣе достижимымъ для большевиковъ, эта предусмотрительность вполнѣ оправдалась. Въ тоже время было рѣшено привлечь къ участію въ дѣлѣ сооруженія храма Сербскую іерархію и вообще сербовъ, такъ какъ Сербская Церковь и Сербскій народъ свято почитаютъ память Царя Мученика.

Въ концѣ 1929 года былъ образованъ «Комитетъ по сооруженію Русскаго Православнаго Храма въ Брюсселѣ въ память Царя Мученика Николая II и всѣхъ русскихъ людей богоборческой властью въ смутѣ убіенныхъ». Комитетъ былъ принятъ подъ покровительство Августѣйшей Сестрой Царя Мученика Великой Княгиней Ксеніей Александровной, проживавшей въ Лондонѣ, а почетнымъ предсѣдателемъ былъ приглашенъ Сербскій Патріархъ Димитрій, послѣ кончины котораго, послѣдовавшей 24 марта / 6 апрѣля 1930 года, его замѣнилъ новый Сербскій патріархъ Варнава. Владыка Антоній и другіе русскіе и сербскіе архіереи были почетными членами Комитета. Почетными членами Комитета были также вдова Николы Пашича Джурджина и С. Н. Палеологъ. Предсѣдателемъ дѣлового Комитета былъ настоятель русской церкви въ Брюсселѣ прот. Василій Виноградовъ, а послѣ его кончикы, послѣдовавшей 23 октября 1932 года, его замѣнилъ на посту Предсѣдателя Комитета Н. М. Котляревскій, ранѣе бывшій товарищемъ предсѣдателя.

Протоіерей о. Василій Виноградовъ былъ одинъ изъ выдающихся русскихъ пастырей въ эмиграціи. Его кончина была такъ отмѣчена въ эмигрантской печати:

*     *     *

23 октября (1932 г.) въ Брюсселѣ скоропостижно скончался настоятель Брюссельской церкви митрофорный протоіерей о. Виноградовъ.

О. Василій въ этотъ день былъ совершенно злоровъ и совершилъ въ своемъ приходскомъ храмѣ божественную литургію, послѣ чего сказалъ замѣчательную проповѣдь при чемъ очень строгую о приходящихъ въ храмъ къ концу литургіи и истолковалъ притчу «О чудесномъ уловѣ».

«...Я не Златоустъ, — говорилъ о. Василій, — и не знаю какими же словами побудить васъ приходить къ началу литургіи. Пока проходитъ ночь вашей жизни не закидывайте вашихъ сѣтей по мелкимъ мѣстамъ, а стремитесь къ глубинамъ истиннаго счастья и истинной мудрости».

Эти слова были какъ бы послѣднимъ завѣщаніемъ о. Василія своей паствѣ, горячо его любившей.

Затѣмъ въ теченіе дня о. Василій, будучи необыкновенно веселъ, посѣтилъ своихъ наиболѣе уважаемыхъ прихожанъ, а въ 9 часовъ вечера направился дамой, сопровождаемый одной изъ прихожанокъ.

Въ 9 час. 20 мин. батюшка на улицѣ ожидалъ трамвая, въ это время была буря и дождь и онъ вдругъ упалъ бездыханнымъ на тротуаръ. Немедленно печальная вѣсть разнеслась среди прихожанъ. Къ умершему сбѣжались члены его семьи и прихожане и перевезли его въ госпиталь, гдѣ врачъ константировалъ смерть. Заботами прихожанъ кн. Щербатовыхъ, Гладковыхъ, гр. Апраксина и Петрова тѣло было перенесено въ церковь, гдѣ было облачено въ священническія одежды и началось чтеніе св. Евангелія.



Владыка Антоній по поводу кончины о. Василія Виноградова написалъ слѣдующій некрологъ:

«Уважаемый и любимый протоіерей Вас. Вас. Виноградовъ скоропостижно скончался на этихъ послѣднихъ дняхъ. Ему еще не было 60 лѣтъ. Онъ былъ тучный человѣкъ, но недопускавшій предосудительныхъ излишествъ ни въ какомъ отношеніи, а неупражнявшійся въ моціонѣ, какъ и большинство представителей книжныхъ профессій и какъ большинство послѣднихъ, онъ отличался мягкостью души, а сверхъ того общей благожелательностью.

Онъ былъ очень любимъ своими воспитанниками по Сумскому Кадетскому Корпусу, къ которымъ онъ сохранилъ самое доброе и даже нѣжное отношеніе до самой смерти, хотя, конечно, уже не могъ съ ними видаться.

Его вдова и три дочери, изъ коихъ кажется двѣ уже были замужемъ, отличались тѣми же симпатичными свойствами, какъ и ихъ покойный отецъ, отнятый у насъ, т. е. отъ Помѣстной Православной Церкви въ Бельгіи, апоклепсическимъ ударомъ въ одну минуту.

Глубоко церковный по своему настроенію и поведенію, о. Василій былъ чуждъ всякихъ сословныхъ недостатковъ бѣлаго духовенства и, отличаясь личнымъ безкорыстіемъ, горячо хлопоталъ объ устроеніи православнаго храма въ Брюсселѣ при дѣятельномъ сотрудничествѣ лучшаго прихожанина Н. М. Котляревскаго.

Своимъ мягкимъ привлекательнымъ характеромъ, личнымъ нелицемѣрнымъ благочестіемъ и ревностью о славѣ Божіей онъ преимущественно передъ прочими заграничными священниками стяжалъ симпатіи и искреннее уваженіе, какъ со стороны бывшаго военнаго бѣженскаго управленія (во главѣ съ генераломъ Врангелемъ), такъ и всѣхъ своихъ прихожакъ, которые теперь хлопочутъ о пріисканіи достойнаго ему преемника. Отличаясь прекраснымъ голосомъ (первый теноръ), онъ привлекалъ къ своей церковной службѣ много молящихся, даже въ настоящее церковное безвременье».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 280-283.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г. Как купить диплом о среднем образовании читать дальше .