Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.

Съ глубокимъ сочувствіемъ и любовію владыка Антоній относился къ русскому воинству. Хотя онъ по своему воспитанію и по своей жизни былъ совершенно далекъ отъ военной среды, но онъ почиталъ русское воинство, какъ лучшую часть Святой Руси, заботился о воспитаніи русскаго воинства, цѣнилъ его храбрость и самоотверженіе и давалъ весьма цѣнныя указанія, какъ необходимо въ религіозно-нравственномъ и воспитательномъ отношеніи устроить жизнь русскаго воинства для того, чтобы оно было на высотѣ своего призванія.

Еще въ годы первой революціи, послѣ Японской войны, владыкой Антоніемъ были составлены два доклада: «О религіозно-патріотическомъ воспитаніи военнаго юношества» и «О болѣе близкомъ отношеніи къ арміи пастырей и архипастырей Церкви», въ которыхъ были предложены основныя идеи тѣхъ реформъ, которыя необходимо было осуществить въ Россіи для того, чтобы навсегда побѣдить революцію. Оба эти доклада напечатаны въ III-мъ томѣ Полнаго Собранія Сочиненій владыки Антонія (стр. 447-454) и содержаніе ихъ нами приведено во 2-мъ томѣ «Жизнеописанія» [1].

Въ годы гражданской войны и заграницей владыка Антоній вдохновлялъ Бѣлую Армію на борьбу съ большевиками, всегда указывалъ на то, что съ большевиками нужно бороться силою оружія и неоднократно высказывалъ свое сочувствіе и любовь русскимъ бѣлымъ воинамъ.

Съ генералами Алексѣевымъ и Корниловымъ владыкѣ Антонію не пришлось имѣть личнаго соприкосновенія.

Съ генераломъ Деникинымъ владыка Антоній былъ хорошо знакомъ еще по г. Житоміру, гдѣ въ бытность владыки Антонія Волынскимъ Архіепископомъ, генералъ Деникинъ былъ командиромъ полка, въ 1919 году владыка Антоній посѣтилъ генерала Деникина въ Таганрогѣ [2]. Въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1920 года, по телеграфному приглашенію ген. Врангеля, владыка Антоній изъ Аѳона возвратился въ Крымъ для того, чтобы оказать ген. Врангелю духовную поддержку въ его попыткѣ организовать борьбу съ большевиками изъ Крыма. Послѣ эвакуаціи изъ Крыма заграницу владыка Антоній въ годы своей жизни въ Югославіи неоднократно обращался къ русскимъ воинамъ, разселившимся по всему міру, со словами утѣшенія и ободренія.

Поводомъ къ приглашенію генераломъ Врангелемъ владыки Антонія прибыть изъ Аѳона въ Крымъ — это было полученіе въ Крыму свѣдѣній объ изданіи Патріархомъ Тихономъ указа отъ 25 сентября 1919 года, которымъ русскому духовенству воспрещалось принимать участіе въ борьбѣ противъ большевиковъ. Указъ этотъ имѣлъ своей цѣлью спасти русское духовенство отъ большевитскихъ преслѣдованій, такъ какъ большевики главное обвиненіе духовенству предъявили въ его сочувствіи контръ-революціи и участіи въ борьбѣ противъ большевиковъ. Между тѣмъ генералъ Врангель стремился изъ Крыма поднять русскій народъ на борьбу съ большевиками и для этого, конечно, необходимо была поддержка духовенства. Владыка Антоній былъ убѣжденъ въ томъ, что духовенство должно вдохновлять народъ на борьбу съ большевиками. Кстати сказать указъ этотъ неизбѣжно долженъ былъ привести къ конфликту между русской эмиграціей въ лицѣ ея духовенства и Московской Патріархіей, такъ какъ эмиграція ни въ коемъ случаѣ не могла отказаться отъ борьбы съ большевиками, а духовенство должно было вдохновлять ее на эту борьбу. Конфликтъ этотъ и обнаружился въ ближайшіе годы и выразился въ «Церковной смутѣ» которая всей своей тяжестью обрушилась на владыку Антонія, хотя въ ея основѣ было стремленіе большевиковъ обезвредить для себя всю эмиграцію.

Примѣчаніе:
[1] Стр. 126 т. 2-ой «Жизнеописанія».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 289-290.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.