Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.
1. Привѣтствіе «Русскому Военному Вѣстнику».

Въ 1924 году мы предприняли изданіе въ Бѣлградѣ журнала «Русскій Военный Вѣстникъ» и въ 1-мъ номерѣ этого журнала были напечатаны слѣдующія привѣтственныя строки отъ владыки Антонія:

*     *     *

«Вашъ военный журналъ начинаетъ выходить со дня Рождества Христова. До недавняго времени этотъ праздникъ всемірнаго мира соединялся съ благодарственнымъ молебномъ объ изгнаніи изъ русской земли двадесяти враждебныхъ языковъ, т. е. народовъ, и въ такомъ сочетаніи не было ничего противнаго евангельской идеѣ, потому что миръ народовъ можетъ охраняться только тамъ, гдѣ у стороны, стоящей за правду, имѣется запасъ военной силы, какъ справедливо говорилъ нашъ герой генералъ Драгомировъ.

Высоконравственное настроеніе Бѣлой Арміи наглядно сказывается и понынѣ, т. е. спустя четыре года послѣ прекрашенія военныхъ дѣйствій, которыя дали намъ столькихъ героевъ. Армія изъ героевъ военныхъ обратилась въ героевъ труда, труда чернаго, труда тяжкаго, труда мужицкаго, или же напротивъ труда научнаго въ положеніи полуголодныхъ студентовъ чужестранныхъ университетовъ.

Подвигъ этотъ — подвигъ добровольный, ибо прекратить его, какъ недоброй памяти генералъ Слащевъ, наши юноши могли бы во всякое время, но они дорожатъ совѣстью и воинской присягой болѣе, чѣмъ земнымъ довольствомъ.

Бѣдность одобряется Св. Библіей, но недостаточность питанія и одежды у воиновъ, и Библіей считается, какъ бѣдствіе. Вотъ что пишетъ Іисусъ сынъ Сираховъ: «Отъ двухъ скорбѣло мое сердце, а при третьемъ возбуждалось во мнѣ негодованіе: если воинъ терпитъ отъ бѣдности и разумные мужи бывають въ пренебреженіи» (Сирах. 26, 24). Первое касается бѣлоармейскихъ рабочихъ, а второе офицеровъ — студентовъ, или лучше то и другое отосится къ тѣмъ и другимъ. Да! великъ подвигъ нашей Бѣлой Арміи и во время междуусобной войны и по ея окончаніи.

Пусть же новый скромный военный журналъ возвѣщаетъ славныя дѣянія нашихъ доблестныхъ воиновъ и во время брани и во время нашего странствованія и затѣмъ послѣ благополучнаго и побѣдноснаго возвращенія Арміи въ наше родное Отечество, ради котораго она подвизалась.

А въ эти наступающіе священные дни да пошлетъ имъ родившійся Христосъ обильное утѣшеніе въ ихъ сердца, котораго сподоблялъ ихъ въ мирные дни дѣтства въ св. храмахъ и вокругъ разукрашенной подарками елки».

Примѣчаніе:
[1] Стр. 297 т. 4-ый «Жизнеописанія».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 290-291.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.