Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.
2. Пасхальное привѣтствіе русскимъ воинамъ
[1].

Въ 1925 году владыка Антоній черезъ «Р. В. В.» въ день Св. Пасхи обратился со слѣдующимъ привѣтствіемъ къ русскимъ воинамъ:

*     *     *

«Пасха всечестная намъ возсія! Пасха радостью другъ друга обымемъ! О, Пасха! избавленіе скорби!

Да, братіе, то, что совершилось 1891 годъ тому назадъ въ далекой Палестинѣ, въ предмѣстьи Іерусалима, и понынѣ на всякій годъ избавляетъ насъ отъ всякой скорби; избавляетъ отъ нея не только людей благодушествующихъ, беззаботныхъ, но также и скорбящихъ душою, убогихъ, болящихъ и бѣдныхъ. Посмотрите на лица молящихся въ сельской русской церкви во время свѣтлой заутрени: забыты болѣзни, печаль и воздыханіе, на многихъ лицахъ правда свѣтятся слезы, но слезы радости. Исполняется слово поученія Златоустова: «Никто же да рыдаетъ убожества, явися бо общее царство».

Дѣйствительно, чтó значатъ наши временныя скорби и страданія, когда передъ нами открытъ рай воскресшимъ Христомъ? чтó значитъ даже временная потеря нашего Отечества, когда Христосъ, возставшій изъ гроба, именуетъ людей, примиренныхъ съ Богомъ, своими братьями и изрекаетъ Маріи Магдалинѣ такое умилительное повелѣніе: «иди же ко братіи Моей и рцы имъ: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и къ Богу Моему и къ Богу вашему» (Іоан. 20, 17), и еще раньше сказалъ Онъ ученикамъ Своимъ: «паки пріиду и пойму вы къ Себѣ, да идѣже есмь Азъ и вы будете» (Іоан. 14, 3). И будемъ тамъ съ Нимъ всѣ вѣрующіе и кающіеся не годъ, не два, а цѣлую вѣчность, въ сравненіи съ которой эти годы скорби и изгнанія также кратки и ничтожны, какъ казались они Апостоламъ и Мученикамъ.

Православные русскіе воины! Къ вамъ мое обращеніе. Вы воины Христовы въ настоящемъ смыслѣ сего слова, ибо вы страдаете за вѣру въ Него, за преданность Его истинѣ. Потерпите еще немного. Вы теперь сильнѣе, чѣмъ прежде. Когда вамъ раздадутъ желѣзное оружіе, у васъ уже будетъ въ душѣ оружіе духовное — терпѣніе, смиренномудріе и упованіе на Христа, чему вы хорошо научились въ странѣ изгнанія.

Вы и раньше любили свою родину и свою православную вѣру; а теперь любите ихъ больше; теперь вы вполнѣ достойны быть тамъ встрѣчены и радостью и благодарностью соотечественниковъ. Теперь вы скажите смѣло своимъ роднымъ: мы претерпѣли изгнаніе, угнетеніе, униженія и нужду, но вѣрѣ въ Россію не измѣнили.

Итакъ, если мы всѣ русскіе православные эмигранты можемъ и должны, забывъ свое горе, безмятежно радоваться во дни воскресенія Христова, то это право и обязанность вдовойнѣ относится къ вамъ, возлюбленные православные воины, ибо къ вамъ по всей справедливости можно отнести слѣдующія слова Ап. Павла: «многія страсти претерпѣсте страданій... и разграбленіе имѣній вашихъ съ радостью пріясте, вѣдяще имѣти себѣ имѣніе на небесѣхъ пребывающее и лучшее. Не отлагайте убо дерзновенія вашего, еже имать мздовоздаяніе велико. Терпѣнія бо имате потребу, да волю Божію сотворше, пріимите обѣтованіе. Еще бо мало елико елико грядый пріидетъ и не укоснитъ. А праведный отъ вѣры живъ будетъ» (Евр. 10, 34-37).

Примѣчаніе:
[1] Р.[усскій] В.[оенный] В.[ѣстникъ] № 7, 1925 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 291-293.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.