Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.
3. Россійскому воинству
[1].

2/15 ноября 1925 г., по случаю восьмой годовщины со дня основанія Добровольческой Арміи, владыка Антоній въ Бѣлградской Русской Церкви во время богослуженія произнесъ слѣдующее слово:

*     *     *

«Сегодня, въ день годовщины основанія Бѣлой Арміи въ 1917 году, мы будемъ благодарить Господа Бога во-первыхъ за то, что Господь сохранилъ значительную часть этой Арміи въ живыхъ и большинство живыхъ здоровыми, а во-вторыхъ, и главнымъ образомъ, за то, что Онъ сохранилъ васъ въ сознаніи себя, какъ Арміи русской, государственной и царской.

Не вѣрьте тѣмъ, которые говорятъ, что будто Армія уничтожена, разбита. Она существуетъ и пожалуй крѣпче стоитъ въ своемъ распыленіи, чѣмъ иная Армія, находящаяся въ нормальныхъ условіяхъ, ибо елва ли какая-либо другая Армія могла бы удержать свой воинскій духъ и свой церковный и патріотическій энтузіазмъ, будучи принужденной смѣнить воинское оружіе на кирку чернорабочаго безъ различія своихъ чиновъ и сословій; а вы пребываете въ такомъ состояніи пять лѣтъ и все-таки сохраняете готовность стать подъ знамена по первому призыву вашихъ начальниковъ.

Для меня особенно отрадно то, что такъ взираютъ на васъ не только тѣ, которые находятся въ постоянномъ ближайшемъ соприкосновеніи съ вами, но и ваши высшіе начальники, а именно Главнокомандующій генералъ Врангель и даже Великій Князь Николай Николаевичъ, отъ котораго я слышалъ нынче лѣтомъ слова глубокой увѣренности въ томъ, что Добровольческая Армія, т. е., какъ присоединившіеся къ ней кадровые офицеры, такъ и вновь вступившіе въ нее юноши разныхъ званій, всегда готовы взяться за оружіе и воевать за возстановленіе Россіи.

Вторымъ утѣшеніемъ въ вашей жизни является то, что мы всѣ вчера наблюдали передъ всенощной (хотя знали о томъ и раньше), присутствуя на панихидѣ, пропѣтой вами съ такимъ одушевленіемъ и умиленіемъ, какъ не часто приходится слышать въ храмахъ Божіихъ. Особенно утѣшительнымъ было то, что эта панихида была совершена такъ торжественно по одному безвѣстному юношѣ, вашему другу, рабу Божію Петру, скончавшемуся въ полномъ одиночествѣ въ санаторіи Краснаго Креста въ Вурбургѣ. Многіе изъ многочисленныхъ пѣвцовъ, конечно, и не знали его, но эта усердная молитва является лучшимъ доказательствомъ духовнаго сердечнаго родства военнаго юношества между собою. Это не то, что пресловутая и напыщенная церемонія съ барабаннымъ боемъ въ честь «неизвѣстнаго солдата». Тамъ торжество гордыни, зрѣсь смиренная молитва любви. Послѣ этой панихиды ко мнѣ подошелъ одинъ старикъ свѣтскаго званія и сказалъ: «теперь я вижу, что наша Армія не пропала».

Прибавлю отъ себя: судя по внѣшнему человѣку, она изгнана и повержена на чужбинѣ по большей части въ голодѣ, холодѣ, и униженіи, но по внутреннему человѣку наша Бѣлая Армія побѣдительница, ибо сохранила вѣрность въ этихъ тяжкихъ условіяхъ въ продолженіи вотъ уже восьми лѣтъ и сохраняетъ себя такою же, какою собиралась на военный подвигъ.

Скажу болѣе, не только такою, но во много разъ лучшею, ибо къ прежнимъ мужественнымъ рѣшеніямъ вы обогатились добродѣтелью терпѣнія и смиренномудрія, столь рѣдкими въ молодомъ возрастѣ.

Впрочемъ, по наблюденіямъ знаменитаго генер. Драгомирова, скромность и совершенное равнодушіе къ земной славѣ вообще является свойствомъ русскаго воина и онъ съ большимъ трудомъ, даже какъ бы конфузясь, соглашается разсказать о своихъ военныхъ подвигахъ только по настойчивому требованію собесѣдниковъ. Остается пожелать, чтобы эти свойства сохранились въ васъ и послѣ побѣдоноснаго возвращенія на Родину, дабы нравственная ваша привлекательность притянула бы въ ваши ряды кающихся сыновъ Красной Арміи, изъ коихъ огромное большинство служитъ тамъ поневолѣ и даже противъ воли.

Привлекательность эта будетъ тѣмъ сильнѣе и неотразимѣе, что горькій, но полезвый опытъ послѣднихъ лѣтъ, освободилъ начальниковъ и офицеровъ отъ свойственнаго военному званію самолюбія и слилъ всѣ чины Арміи — генераловъ, офицеровъ и солдатъ въ одно христіанское воинское братство — непобѣдимое въ нравственномъ отношеніи и, дастъ Богъ, побѣдоносное въ военномъ смыслѣ.

Особенно утѣшительно, а въ недавнее время даже невѣроятно, что такое нравственное объединеніе уже слило въ одну дружную семью — такіе противоположные прежде элементы, какъ юнкера и кадеты съ одной стороны и студенты съ другойг стороны. Оба эти общества освободились въ этомъ единеніи отъ недостатковъ своей среды и обогатились другъ отъ друга достоинствами каждой изъ нихъ: юнкера и кадеты пріобрѣли любознательность и трудолюбіе, а студенты — патріотизмъ и религіозность. Первые отбросили отъ себя всякое бахвальство, а вторые освободились отъ навязывающагося имъ обществомъ въ продолженіи 50 лѣтъ нигилизма и связанныхъ съ нимъ пороковъ.

Да укрѣпитъ же Господь вашу дружбу въ общемъ трудѣ и да сольетъ васъ въ неразрывный союзъ любви, патріотизма и вѣры.

Вмѣстѣ съ вами здѣсь молятся сестры милосердія, раздѣлявшія вашъ военный подвигъ черезъ ухаживаніе за ранеными и больными, а теперь приложившія къ тому подвигу еще другой — попеченіе о чистотѣ и благолѣпіи храма Божія.

Не можетъ быть, чтобы на это прекрасное объединеніе въ самоотверженномъ подвигѣ всѣхъ участниковъ и участницъ бѣлой Арміи не низошло Божіе благословеніе и чтобы подвигъ не былъ увѣнченъ радостнымъ успѣхомъ».

Примѣчаніе:
[1] Р.[усскій] В.[оенный] В.[ѣстникъ] № 22, 1925 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 293-295.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.