Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.
5. О генералѣ Врангелѣ
[1].

Въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1929 года, при перенесеніи праха генерала Врангеля изъ Бельгіи въ Бѣлградскую русскую церковь, владыка Антоній при совершеніи божественной литургіи произнесъ слѣдующее слово, посвященное памяти генерала П. Н. Врангеля:

*     *     *

«Сегодняшняя наша литургія совершалась, какъ видите, при необычномъ составѣ молящихся: кромѣ обычныхъ богомольцевъ нашего храма, мы видимъ преобладающее число новыхъ лицъ, наполнившихъ нашъ городъ съ одною у всѣхъ цѣлью почтить память того, чье бездыханное тѣло, разставшись съ душой полтора года тому назадъ, прибываетъ сегодня въ Бѣлградъ.

Своимъ поучительнымъ словомъ мы предупреждаемъ заупокойное о немъ служеніе, которое начнется здѣсь черезъ три часа, ибо тогда въ общей суматохѣ, неизбѣжной въ такомъ грандіозномъ собраніи народа, невозможно будетъ слушать даже голосистаго проповѣдника.

Итакъ, уже протекло со дня его кончины острое чувство боли и въ обще-народной и обще-воинской оставленности успѣло смѣниться тихою грустью, но въ сердцѣ осталось неослабѣвающее стремленіе молиться за доблестнаго вождя, положившаго душу свою за други своя.

Благочестивые люди давно уже убѣдились въ томъ, что участь отлетѣвшей изъ сего міра души въ нѣкоторой степени опредѣляется тѣми чувствами близкихъ ей родныхъ и друзей, съ которыми они провожаютъ покойниковъ въ грядущую жизнь.

Если эти чувства исполнены покорности воли Божіей при всей своей скорби объ утратѣ дорогого человѣка, и если память объ усопшемъ дружески сближаетъ ихъ между собою, то это считаютъ доказательствомъ, что душа его принята Богомъ.

Такъ и Христосъ Спаситель, готовясь къ своему исходу, заповѣдалъ ученикамъ своимъ взаимную любовь, говоря: «Заповѣдь новую даю вамъ, да любите другъ друга: якоже возлюбихъ вы да и и вы любите себе» (Іоан. 13, 34).

Въ такомъ то дружномъ, сердечномъ объединеніи десятки тысячъ православныхъ людей русскихъ и сербовъ провожаютъ прибывшій сюда двойной гробъ усопшаго Вождя.

И не напрасно онъ спаялъ своею памятью сердца воиновъ и всѣхъ предстоящихъ богомольцевъ.

Говоря это, имѣю въ виду даже не его патріотическія военноначальническія заслути, исключительно благодаря которыхъ мы находимся здѣсь, избавившись отъ вѣрной смерти въ Крыму, или въ Константинополѣ, но еще болѣе то, что его душа разставаясь съ тѣломъ, заботилась не о себѣ, а молитвенно вопіяла къ Богу: «Боже, спаси Армію».

Вотъ эта Армія собралась сюда въ лицѣ безчисленныхъ своихъ представителей разнаго положенія, разнаго возраста, но въ одномъ настроеніи молитвенной грусти и твердой рѣшимости продолжать подвигъ спасенія погибающаго Отечества.

Поистинѣ сбывается слово Премудраго Соломона: «На пути правды жизнь и на стези ея нѣтъ смерти» (Пр. 12, 28).

Смерти нѣтъ для духовной жизни усопшаго Вождя: эта жизнь продолжается въ томъ патріотическомъ энтузіазмѣ, который онъ вдохнулъ словомъ и примѣромъ въ возлюбленную имъ Русскую Армію. И она вновь возсіяетъ въ прежней славѣ, когда эта Армія, возвратившись въ Россію, расточитъ ея враговъ, внѣшнихъ и внутреннихъ.

Въ этомъ наше утѣшеніе въ потерѣ усопшаго и наша надежда на то, что мы сбудемъ наше униженіе, наше общее горе, что отчасти и сказывается въ неизмѣнно добромъ и великодушномъ отношеніи къ намъ нашихъ дорогихъ хозяевъ — сербовъ во главѣ съ здѣшнимъ Государемъ и Св. Патріархомъ.

Хотя принято говорить, что поклоненіе и прославленіе умершихъ уже не можетъ ихъ радовать, но мы твердо убѣждены въ томъ, что это небывалое по своей торжественности погребеніе, какового не удостаиваются ни Великіе Князья, ни даже Государи, является нѣкоторымъ увѣнчаніемъ или наградою усопшему, который въ этой жизни не былъ награжденъ Промысломъ за свои подвиги, но проводилъ дни свои среди скорбей, обидъ и униженій, связанныхъ съ неудачнымъ, не по его винѣ, послѣднимъ походомъ.

Но если его земная жизнь не была богата подобными тріумфами, а больше трудомъ и огорченіями, то его погребеніе, на которомъ мы присутствуемъ, болѣе напоминаетъ шествіе тріумфатора, чѣмъ исполненіе общаго человѣческому роду приговора Божественнаго правосудія.

Будемъ же помнить объ этомъ Божіемъ справедливомъ воздаяніи усопшему герою и патріоту, укрѣпляя и самихъ себя этой памятью въ нашей жизненной борьбѣ за Вѣру, Царя и Отечество».

Примѣчаніе:
[1] Генералъ баронъ Петръ Николаевичъ Врангель родился 15 августа 1878 года въ г. Ростовѣ-на-Дону, вблизи котораго было имѣніе его отца. Образованіе онъ получилъ въ Реальномъ Училищѣ и въ Горномъ Институтѣ, который окончилъ въ 1901 году. Отбывая воинскую повинность въ Л. гв. Конномъ полку, онъ въ 1902 году выдержалъ экзаменъ при Николаевскомъ Кавалерійскомъ Училищѣ на чинъ корнета. По собственному желанію онъ участвовалъ въ Японской войнѣ, послѣ которой онъ окончилъ въ 1910 году курсъ Николаевской Акадеіміи Генеральнаго Штаба. Во время Великой войны онъ былъ награжденъ Георгіевскимъ крестамъ и Георгіевскимъ оружіемъ и окончилъ войну въ должности Командующаго дивизіей въ чинѣ генералъ-майора. Послѣ февральской революціи ген. Врангель съумѣлъ сохраннть порядокъ въ своей дивизіи и въ Добровольческой Арміи былъ Командующимъ Кавказской Добровольческой Арміей и прославился боями подъ Царицынымъ. 20 марта 1920 г. ген. Врангель былъ назначенъ Главнокомандующимъ Вооруженными Силами Юга Россіи, замѣнивъ ген. Деникина. Ген. Врангель переименовалъ свои войска въ Русскую Армію и героически защищалъ Крымъ, изъ котораго подъ натискомъ большевиковъ былъ вынужденъ эвакуироваться заграницу, организовавъ перевозку на 125 судахъ — 150 тысячъ русскихъ людей, которые обязаны ему спасеніемъ своихъ жизней отъ большевиковъ. Затраницей ген. Врангель положилъ много трудовъ по разселенію и устройству русскихъ воиновъ и для сохраненія русскихъ военныхъ кадровъ, основалъ Русскій Обще-Воинскій Союзъ. 25 апрѣля 1928 года генералъ Врангель скончался въ г. Брюсселѣ на 51-мъ году своей жизни. Согласно его завѣщанію его тѣло было перенесено въ Бѣлградъ и погребено въ притворѣ Св.-Троицкой церкви, въ которой хранились знамена Русской Арміи.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 296-298.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.