Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.
6. Вѣчная память генералу Кутепову
[1].

Въ 1936-мъ году, когда русскія военныя организаціи убѣдились въ томъ, что нѣтъ надеждъ на возвращеніе живымъ похищеннаго въ Парижѣ 26 января 1930 года ген. Кутепова и онѣ рѣшили молиться о немъ, какъ убіенномъ, владыка Антоній отозвался на это слѣдующей статьей, посвященной ген. Кутепову:

*     *     *

«Въ переживаемые мрачные дни отечественной исторіи, когда тяжело и грустно чѣмъ-либо похвалиться, съ сердечнымъ умиленіемъ нашъ взоръ останавливается на нравственномъ обликѣ нашего героя генерала Кутепова, который особенно мнѣ симпатиченъ, напоминая древнихъ русскихъ богатырей и ихъ позднѣйшихъ преемниковъ непобѣдимыхъ русскихъ воиновъ, самоотверженно защищавшихъ Св. Русь отъ враговъ внутреннихъ и внѣшнихъ.

Оплакивая нашего героя, убіеннаго злодѣями, я весьма сочувствую, что русскіе патріоты послѣ 6 лѣтняго ожиданія, рѣшились, наконецъ, молиться объ упокоеніи его души. Такое длительное промедленіе объяснялось тѣмъ, что они не хотѣли считать генерала Кутепова въ числѣ умершихъ, не имѣя точныхъ извѣстій, какимъ именно способомъ его умертвили злодѣи. Но, если бы даже, къ нашей радости, генералъ Кутеповъ оказался бы въ живыхъ, на что впрочемъ нѣтъ никакихъ надеждъ, наши молитвы не могли бы ему повредить.

Между тѣмъ душа всякаго усопшаго человѣка нуждается въ молитвахъ о ней Церкви, объединяющей живущихъ и умершихъ въ одно духовное братство. По откровенію, бывшему нѣкоторымъ святымъ, души умершихъ послѣ смерти предстоятъ страшному престолу Божію въ ожиданіи приговора Предвѣчнаго Судіи. Сей приговоръ основывается на взвѣшиваніи дѣлъ, мыслей и чувствъ судимаго, которое образно или символически описывается такъ, какъ будто душа видитъ передъ собою непогрѣшимые вѣсы божественнаго правосудія. На одну чашку вѣсовъ ангелы складываютъ рукописанія добрыхъ дѣлъ умершаго, его благодѣянія, его молитвы, его покаяныя слезы, на другую мрачные демоны со злорадствомъ и лукавыми угрозами складываютъ записи его грѣховъ.

Въ отношеніи брата нашего воина Александра мы можемъ молиться съ надеждой на добрый приговоръ Божественнаго правосудія во-первыхъ потому, что мученическая кровь особенно угодна Богу по Его слову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя» (Іоан. 15, 13).

Генералъ же Кутеповъ положилъ свою душу за всѣхъ насъ, за всю Россію; а во-вторыхъ потому, что общее направленіе воли его — было самоотверженнымъ, героическимъ, при этомъ онъ не обнаруживалъ себялюбивой гордости и мнѣ нерѣдко приходилось его видѣть въ храмѣ Божіемъ, выстаивавшемъ длительныя церковныя богослуженія.

Въ своихъ же воинскихъ подвигахъ онъ по своему самоотверженію, безстрашію и готовности идти на врага, неизмѣримо превосходнаго по силѣ, напоминаетъ, какъ уже говорилось, древнихъ русскихъ богатырей, воплощавшихъ въ себѣ несокрушимую мощь благочестиваго русскаго народа.

Русскій богатырь, русскій воинъ былъ непобѣдимъ потому, что онъ заранѣе обрекалъ себя на смерть, если бы она потребовалась для пользы Отечества. Не боясь смерти, онъ былъ спокоенъ, разсудителенъ, исполненъ единодушія со своими боевыми товарищами. Знаменитый французскій завоеватель Наполеонъ Бонапартъ ни одному народу такъ не удивлялся за его храбрость и стойкость, какъ народу русскому. «Русскій солдатъ, — говорилъ онъ, — и убитый стоитъ передъ тобою пока врагъ его, убитаго, не свалитъ».

Вотъ такимъ русскимъ воиномъ и былъ генералъ Кутеповъ и думается мнѣ, что онъ давно обрекъ самого себя на своемъ сердцѣ на смерть: и тогда, когда онъ усмирялъ въ русской столицѣ революціонеровъ и когда онъ выступалъ на бой съ красными полчищами и когда онъ велъ свою работу въ Парижѣ, окруженный шпіонами и пренебрегая даже необходимыми мѣрами предосторожности, лишь бы только не показаться малодушнымъ въ глазахъ своихъ сотоварищей.

Во всякомъ случаѣ наши общіе враги не побѣдили генерала Кутепова. Онъ и безоружный былъ для нихъ страшенъ и они примѣнили къ нему хитрость и коварство, заманивъ его въ ловушку и покончивъ съ нимъ изъ за угла. Но хотя они прекратили его физическую жизнь, но его мужество и самоотверженіе не истребимы и остались безцѣннымъ отъ него наслѣдіемъ для всей Православной Руси.

Для спасенія нашего погибщаго отечества нуженъ крестъ и мечъ, нуженъ военный подвигъ.

Православные воины! Взирая на поминаемаго нынѣ нашего героя, носите въ сердцахъ своихъ Христовъ крестъ, вспоминайте о немъ въ дни печали и искушеній и осѣняйте себя знаменемъ крестнымъ. Обрекайте себя на подвигъ съ молитвой и подвигъ будетъ для васъ не тяжекъ, а радостенъ; онъ будетъ не мукой, а свѣтлымъ утѣшеніемъ, а когда Господь благословитъ васъ вернуться къ домамъ своимъ, вы будете съ любовью и благодарностью разсказывать о вашихъ подвигахъ своимъ дѣтямъ и внукамъ и ихъ учить вѣрности Богу, любви къ святой Родинѣ и послушанію Самодержавному Царю».

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» № 485, 1936 г.
       Генералъ Александръ Павловичъ Кутеповъ родился 16 сентября 1882 года въ г. Череповцѣ Новгородской губерніи. Онъ происходилъ изъ свѣтской среды. Его отецъ былъ лѣсничимъ и впослѣдствіи Предсѣдателемъ Землеустроительной Комиссіи, но ген. Кутеповъ съ дѣтства мечталъ быть военнымъ, героемъ его дѣтскихъ грезъ былъ «бѣлый генералъ» Скобелевъ. Мальчикъ Кутеповъ съ неохотой, по настоянію родителей, поступилъ въ Архангельскую гимназію, которую послѣ 6 классовъ оставилъ, перейдя въ С.-Петербургское Юнкерское Училище, впослѣдствіи переименованное въ Владимірское Военное Училище. Въ 1904 г., по окончаніи Военнаго Училища, въ званіи фельдфебеля, молодой подпоручикъ Кутеповъ по собственному желанію вышелъ въ 85 Выборгскій полкъ, отправлявшійся на Японскую войну. Его отецъ проводилъ его такими словами: «Будь всегда честнымъ, никогда у начальства не напрашивайся, а долгъ свой передъ Отечествомъ исполни до конца».
       Послѣ окончанія Японской войны поручикъ Кутеповъ за боевыя отличія былъ лично награжденъ Государемъ Императоромъ орденомъ св. Владиміра 4-ой степени съ мечами и бантомъ и вскорѣ переведенъ въ Лейбъ-Гвардіи Преображенскій полкъ. Учебная Команда Преображенскаго полка, подъ командой поручика Кутепова, стала образцомъ и примѣромъ для всего С.-Петербургскаго гарнизона. Во время революціи 1905 г. и затѣмъ во время Великой войны А. П. Кутеповъ былъ образцомъ доблести. Послѣ революціи 1917 г. Кутеповъ сталъ командиромъ Преображенскаго полка, 24 декабря 1917 года прибылъ на Донъ и вступилъ въ ряды формировавшейся тамъ Добровольческой Арміи, ставъ во главѣ офицерскаго отряда, о которомъ ген. Деникинъ отозвался такъ: «Тамъ бьются подъ начальствомъ полк. Кутепова такіе молодцы, что, если бы у насъ было 30 тысячъ такихъ людей, мы бы съ ними сейчасъ же отвоевали у большевиковъ всю Россію».
       Подъ Екатеринодарамъ полк. Кутеповъ былъ назначенъ командиромъ Корниловскаго полка, замѣнивъ убитаго бѣлаго героя полк. Нѣжинцева. Затѣмъ онъ замѣнилъ прославленнаго героя ген. Маркова, принявъ послѣ его убійства 1-ую Добровольческую дивизію. Въ январѣ 1919 г. ген. Кутеповъ сталъ командиромъ 1-го Армейскаго Корпуса и его войска взяли Харьковъ и подошли къ Курску и Орлу, угрожая Москвѣ, которую не суждено было освободить отъ большевиковъ, благодаря измѣнѣ союзниковъ и развалу тыла. Послѣ эвакуаціи изъ Новороссійска ген. Кутеповъ организовалъ боевыя части въ Крыму, а затѣмъ, послѣ эвакуаціи изъ Крыма, онъ сталъ творцомъ историческаго Галлиполи. Въ 1928 г. послѣ кончины ген. Врангеля, Великій Князь Николай Николаевичъ передалъ возглавленіе русскаго воинства въ эмиграціи ген. Кутепову, который энергичными дѣйствіями и умѣлой самоотверженной организаціей настолько сталъ угрожать большевикамъ въ Москвѣ, что они 26 января 1930 года похитили его въ Парижѣ. Боевая дѣятельность ген. Кутепова русскаго патріота, полководца и героя прекратилась на 48 году его жизни. Генералъ Кутеповъ былъ замѣчательнымъ боевымъ начальникомъ и исключительнымъ воспитателемъ войскъ. Онъ умѣлъ строгую дисцшиплину сочетать съ любовью къ войскамъ и вызывалъ въ войскахъ восторженное почитаніе и безпрекословную преданность, вдохновляя войска на подвиги личнымъ примѣромъ.
       Въ 1934 г. въ Парижѣ Комитетомъ имени ген. Кутепова подъ предсѣдательствомъ его преемника ген. Миллера, вскорѣ также похищеннаго большевиками, была издана посвященная ген. Кутепову книга «Генералъ Кутеповъ» (Сборникъ статей), въ составленіи которой приняли участіе его соратники ген. Богаевскій, ген. Витковскій, ген. Головинъ, ген. Гулевичъ, полк. Зайцовъ, адм. Кедровъ, пор. Критскій, ген. Лукомскій, ген. Репьевъ, ген. Стоговъ, кн. Трубецкой и ген. Шатиловъ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 298-302.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.