Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.
9. Открытое письмо владыки митрополита Антонія — А. А. Керсновскому
[1].

Многоуважаемый и дорогой Антонъ Антоновичъ!

Вчера и третьяго дня я цѣлый день читалъ Вашу интересную и талантливую книгу «Исторія Русской Арміи» ч. 2-ая. Никогда я не любилъ читать военныхъ монографій и, когда при переходѣ въ 3-ый классъ гимназіи, я получилъ въ прекрасномъ переплетѣ исторію Севастопольской обороны въ 3-хъ томахъ, то даже не прочиталъ въ ней ни одной строки, въ чемъ съ недавняго времени началъ горько раскаиваться.

Ваша книга была для меня сплошной новостью по своему содержанію, которое обострило во мнѣ чувство раскаянія о своемъ грубомъ невѣжествѣ въ военной исторіи.

Долженъ признаться, что сравнительно недавно, т. е. на восьмомъ десяткѣ своей жизни, я окончательно понялъ совершенную невозможность съ общелогической и вообще научной точки зрѣнія выдѣлять исторію Церкви въ совершенно отдѣльную спецію отъ общенародной исторіи, въ частности русской.

Ваша книжка выясняетъ эту неразрывную связь съ фотографической ясностью и пробуждаетъ въ читателѣ кромѣ чувства яркаго удовольствія еще и глубокую благодарность лично Вамъ, какъ автору этой полезной и многосодержательной книги, такъ какъ Ваша книга, расширяя общій кругозоръ читателя на русскую исторію и въ частности исторію военную, укрѣпляетъ въ немъ уваженіе къ своему отечеству и убѣжденіе въ его превосходствѣ надъ другими государствами Европы, какъ носительницу высокаго историческаго идеализма, весьма отчетливо выясняющую правильные шаги государственной дѣятельности одной эпохи и глубокую ошибочность — другой.

Большое Вамъ спасибо. Я думаю, что Вы и сами не могли до конца продумать спеціальную цѣнность Вашихъ воззрѣній на исторію нашего Отечества и въ частности его арміи и героевъ послѣдней.

Чѣмъ шире будетъ слава Вашего творенія, тѣмъ большую отраду оно вселитъ въ русскія сердца и головы.

При этомъ замѣчательно, что Вы совершенно отрѣшились отъ чувства личнаго самолюбія и славолюбія, приподнося читателямъ въ Вашемъ молодомъ возрастѣ такое капитальное сочиненіе, надъ разработкой котораго и другой писатель долженъ бы просидѣть время втрое продолжительнѣйшее, чѣмъ Вы.

Заключительное мое пожеланіе, чтобы Вы, если придется встрѣтить Вамъ безучастливое или завистливое отношеніе къ Вашему творенію, не разстроились бы настолько, чтобы его обезличить и не испортили бы своего личнаго характера.

Я могу смѣло предсказать Вамъ, что книга Ваша можетъ остаться неоцѣненной только немногими недостойными читателями подъ воздѣйствіемъ личной зависти или другихъ враждебныхъ, но тоже личныхъ чувствъ.

Особенно симпатично то, что Вы сохраняете великій принципъ историковъ: «Sіnе іrа еt studіо», что такъ трудно выдержать въ изданіяхъ патріотическихъ и особенно военныхъ. Впрочемъ я не сомнѣваюсь, что, такъ какъ Вы писали подъ наитіемъ глубокаго вдохновенія, то и самъ Господь не оставитъ Васъ Своей невидимой помощью.

Призывая на Васъ Божіе благословеніе, остаюсь преданный душевно и сердечно благодарный Вамъ читатель Вашего труда и искреній почитатель Вашей личности».

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» № 406, 1934 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 308-310.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.