Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.
11. Мой вѣнокъ на могилу русскихъ воиновъ
[1].

Въ 1935-мъ году въ г. Бѣлградѣ былъ торжественно открытъ памятникъ русскимъ воинамъ, сооруженный по иниціативѣ ген. М. Ѳ. Скородумова по проэкту тлантливаго русскаго ахитектора Р. Н. Верховскаго. Владыка Антоній, тогда уже не подкидавшій своихъ покоевъ въ виду своей болѣзни, написалъ по этому поводу слѣдующую статью.

*     *     *

«Какъ только я узналъ, что, наконецъ-то предстоитъ освященіе надгробнаго памятника надъ останками русскихъ воиновъ, положившихъ свою жизнь за освобожденіе православной Сербіи, я всѣмъ своимъ сердцемъ возжелалъ изъ чувствъ моей горячей любви къ нашей священной Родинѣ и ко всѣмъ православнымъ христіанамъ, которыхъ мы защищали, — сплести неувядаемый молитвенный вѣнокъ и, поливъ его своими слезами, — возложить на могилу нашихъ воиновъ.

Къ слову сказать, я не сторонникъ нагробныхъ статуй и обычныхъ вѣнковъ и предпочиталъ бы вмѣсто нихъ видѣть храмы Божіи и заупокойныя молитвы въ нихъ, но и при этомъ сочувствую увѣковѣченію памяти нашихъ доблестныхъ героевъ и особенно молитвамъ надъ ихъ останками. Лично я никогда не принималъ участія въ военныхъ сраженіяхъ и не бывалъ на поляхъ битвъ, но видитъ Богъ, всѣмъ своимъ сердцемъ сочувствую воинскимъ подвигамъ нашихъ героевъ и молюсь за упокоеніе ихъ душъ.

12 лѣтъ (съ 1902 по 1914 годъ) я прослужилъ на самой границѣ Россіи — въ Волынской епархіи. Ко мнѣ, въ Почаевскую Лавру, приходили толпами порабощенные мадьярами и австрійцами — православные галичане и карпатороссы, поступали ко мнѣ печальныя извѣстія изъ анексированныхъ Босніи и Герцеговины, разрывалось мое сердце за православныхъ братьевъ во время Балканской войны 1912 года и для меня, еще задолго до начала Вел. войны, было очевидно, что православная Россія должна выступить на защиту частью порабощенной, а частью угрожаемой порабощеніемъ, Сербіи.

Незадолго до войны я рѣшился высказать свои наболѣвшія мысли Гссударю Императору Николаю II. Въ Высочайшей аудіэнціи въ Петроградѣ съ надлежащей осторожностью я напомнилъ Его Величеству, что русскіе люди единодушно ожидаютъ отъ Русскаго Царя, какъ защитника и покровителя всѣхъ, православныхъ христіанъ, Его поддержки и военнаго застудничества за гонимыхъ врагами нашихъ братьевъ — сербовъ. Помню, какъ нашъ незабвенный Царь на минуту задумался, но сейчасъ же пріободрившись, сказалъ мнѣ:

«Дѣло это трудное. Впрочемъ Я не могу отъ него уклониться и на австрійской границѣ уже сосредоточено 370 тысячъ Моихъ штыковъ».

Радостно, скажу болѣе, ликующе за Россію, я удалился отъ Его Величества и съ той поры пребывалъ въ сладкой надеждѣ дожить до дѣйствительнаго освобожденія сербскаго народа.

До предназначеннаго времени я дожилъ, но что пережили мы, русскіе патріоты? Сперва «брани» и «слышаніе бранемъ», а потомъ крушеніе всего нашего Отечества, горестная вѣсть о звѣрскомъ убійствѣ нашего незабвеннаго Государя и Его Царской Семьи, поруганіе всѣхъ нашихъ святынь и постыдное молчаніе международной дипломатіи, какъ будто эти леденящія ужасомъ событія не заслуживаютъ кроваваго отмщенія.

Невольно спрашиваешь себя, положивъ руку на свою изныватошую грудь: неужели этимъ дѣло и кончилось? Такъ и хочется воспроизвести сѣтованіе словъ Апокалипсиса: «доколѣ, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущимъ на землѣ за кровь нашу?»

Да, правъ былъ нашъ незабвенный Государь. Дѣло защиты православныхъ сербовъ оказалось труднымъ и нынѣ, оплакивая Россію горькими слезами, я: однако, не жалѣю, что наше Отечество подняло этотъ тяжкій крестъ, помня слово Спасителя: «неужели Мнѣ не пить чаши, которую далъ Мнѣ Отецъ?» (Іоан. 18, 11).

Великая война застала меня въ Харьковѣ. Хотя я тамъ былъ далекъ отъ пушечныхъ и ружейныхъ выстрѣловъ, но мое сердце также было съ нашими самоотверженными бойцами. Я наставлялъ проходившія черезъ г. Харьковъ войска, благословляя ихъ на ратный подвигъ. Я говорилъ имъ, чтобы каждый изъ нихъ начерталъ въ своемъ умѣ такія мысли:

«Господи, съ покорностью иду на тяжкій подвигъ и радъ по Твоей волѣ умереть за Вѣру, Царя и Отечество: только помоги мнѣ достойно понести военное послушаніе и безбоязненно встрѣтить врага». Я указывалъ русскимъ воинамъ, что если они заранѣе обрекутъ себя на смерть, то будутъ славными храбрецами и побѣдителями. При этомъ я угрожалъ имъ своими духовными карами, если они не будутъ исполнять своего воинскаго долга и грозилъ имъ обличать ихъ совѣсть и послѣ своей смерти, являясь имъ въ ночныхъ видѣніяхъ. При посѣщеніяхъ же многочисленныхъ раненыхъ въ госпиталяхъ приходилось сердечно умиляться незлобію и долготерпѣнію русскаго воина, благодаря Бога за то, что еще не обѣднѣла русская земля народными богатырями.

Все это встаетъ въ моей памяти при мыслѣ о погребеніи останковъ русскихъ воиновъ въ Бѣлградѣ, среди которыхъ были быть можетъ и тѣ, которыхъ я благословлялъ на ратный подвигъ, во всякомъ случаѣ одинаковые съ ними по духу русскіе воины.

При этихъ воспоминаніяхъ мое сердце также обращается и къ незабвенному Сербскому Королю Александру, свѣтлую личность котораго невозможно отдѣлить отъ Россіи. Его жизнь отняли у насъ наши общіе враги — враги Христовы и православной вѣры. Они безъ всякой жалости осиротили его еще совсѣмъ молодую семью, въ которой старшіе ея представители находятся еще въ дѣтскомъ возрастѣ. Да будутъ же прокляты эти безсердечные разбойники, совершившіе безпримѣрно жестокое смертное пораженіе православнаго молодого и при томъ великаго военнаго героя Короля Сербскаго Александра I.

Доколѣ же Владыка святый и истинный не судишь живущимъ на землѣ за кровь нашу?

О, какъ желательно было бы примѣнить сюда же и дальнѣйшія слова Священной книги: «И даны были каждому изъ нихъ одежды бѣлыя, и сказано имъ, чтобы они успокоились еще на малое время...»

Теперь такія бѣлыя одежды по всей справедливости должны бы получить многія тысячи и десятки тысячъ «дополняющихъ число», но увы число болѣе великое, чѣмъ то, къ которому относились эти божественныя слова Апокалипсиса, и хотя намъ сказано, что остается еще малое время пока наши братья по вѣрѣ будутъ «дополнять число», но свѣдѣнія, приходящія со всѣхъ концовъ міра, увы, не подтверждаютъ этого предсказанія и мы отсылаемся къ размышленію о томъ, что у Господа Бога одинъ день все равно, что тысяча лѣтъ и тысяча лѣтъ все равно, что одинъ день.

Единственнымъ нашимъ утѣшеніемъ и утвержденіемъ надежды остается та мысль, что безпримѣрныя злодѣянія большевиковъ не могутъ долго продолжаться. Въ этомъ кромѣ приведенныхъ словъ Апокалипсиса убѣждаетъ насъ еще и то соображеніе, что назрѣвшія и перезрѣвшія злодѣйства большевиковъ, ихъ русское сотрудничество настолько превосходитъ всякую мѣру терпѣнія, что повѣрить въ его продолжительность просто невозможно, особенно, если мы еще разъ прочитаемъ приведенныя выше слова Апокалипсиса, гдѣ говорится о «маломъ времени».

Впрочемъ, не столько страшитъ меня тяжкое порабощеніе Россіи, ея физическое ослабленіе, сколько охватившее всѣхъ нравственное безразличіе, дѣлающее народъ все менѣе и менѣе способнымъ поднять крестъ и мечъ на враговъ Отечества.

Однако, надѣюсь, что это безразличіе, не окончательное, а лишь временный упадокъ духа у русскихъ людей, которымъ пусть останки воиновъ напомнятъ о русскомъ богатырскомъ духѣ, черезъ подвиги котораго, да возродится наше великое Отечество къ новой и славной жизни».

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» № 481, 1935 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 311-314.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.