Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.
13. Въ добрый часъ
[1].

Въ 1934-мъ году въ связи съ созданіемъ въ Бѣлградѣ по иниціативѣ и трудами ген. М. Ѳ. Скородумова «Русскаго Народнаго Ополченія», изъ котораго въ 1941 году былъ сформированъ «Русскій Корпусъ» для вооруженной борьбы съ большевиками, владыка Антоній опубликовалъ слѣдущее обращеніе.

*     *     *

«Въ послѣдніе дни стало извѣстнымъ, что настойчивые труды русскаго полковника Скородумова и дружественнаго ему и всѣмъ намъ сербскаго патріота г. Богдановича получили благословенный успѣхъ отъ представителей Югославянскаго правительства въ томъ смыслѣ, что оно утвердило уставъ общества бывшихъ царскихъ офицеровъ и военно-обязанныхъ.

Хотя это еще далеко не узаконенное ополченіе и его рессурсы еще не реальный уставъ, а скорѣе патріотическая мечта, но мечта не безпочвенная, а нѣчто подобное тому почину къ вооруженной самозащитѣ русскаго ополченія, каковое въ 17 вѣкѣ собиралось въ разныхъ мѣстахъ русской земли, объединенной дружнымъ желаніемъ своихъ участниковъ своевременно постоять съ крестомъ и мечомъ за освобожденіе нашей Отчизны отъ поработившихъ ее инородцевъ и еретиковъ, но все-таки событія послѣднихъ дней и даже послѣднихъ минутъ подаютъ намъ надежду, что мы дошли до порога той умственной тюрьмы, въ которую засадили насъ безбожники большевики съ тѣмъ, чтобы похоронить въ этой тюрьмѣ всю русскую жизнь.

Первое основаніе для усвоенія надежды на то, что мы уже стоимъ на рубежѣ, отдѣляющемъ русскій Вавилонскій плѣнъ отъ дѣйствительнаго нравственнаго возрожденія порабощенной Россіи и порабощенаго Православія отъ свободной церковно-государственной разумной и благополучной жизни и возвращенія ей нормально-государственной жизни и того мѣста, которое она занимала среди прочихъ Европейскихъ народовъ до послѣдней треклятой революціи, — и даже впереди ихъ во главѣ съ православнымъ наслѣдственнымъ царемъ, — такъ вотъ это первое основаніе такой радостной надежды приближающейся по своей степени къ увѣренности, открывается въ томъ, что мы получили отъ дружественной Сербской державы ободреніе въ нашихъ святыхъ надеждахъ и что такое ободреніе исходитъ не только отъ нашей новой покровительницы, т. е. Югославіи, — но даетъ себя чувствовать и въ собственномъ обнаружившемся русскомъ порывѣ: въ патріотическомъ движеніи молодежи и при томъ не только юныхъ мечтателей, но уже людей зрѣлыхъ, украсившихъ свои души доблестями самоотверженныхъ воиновъ, а свои тѣла добровольно принятыми ранами за Вѣру, Царя и Отечество.

Да! Повидимому вновь настала или во всякомъ случаѣ приближается та славная эпоха 17 вѣка, когда въ различныхъ предѣлахъ нашего Отечества образовывались охваченныя самоотверженнымъ порывомъ Русскія Народныя Ополченія, обрекшія себя на славную смерть за Православную Вѣру и родную страну.

Тѣ Ополченія въ порабощенной поляками Руси, придавленной съ юга татарами, а съ сѣвера шведами, не имѣли никакихъ гарантій на успѣхъ своего дѣла кромѣ надежды на помощь Божію и сознанія своей самоотверженной преданности гонимому еретиками Православію, и вотъ эта то преданность Вѣрѣ и Церкви сдѣлала ихъ побѣдителями нашихъ внѣшнихъ и внутреннихъ враговъ.

Въ самые послѣдніе дни открываются среди насъ геройскія ополченія, о чемъ нечего еще было и мечтать лѣтъ пять-десять тому назадъ, но за то теперъ такіе патріотическіе всходы и, при томъ окрашенные православною убѣжденностью, обнаружились совершенно самостоятельно среди различныхъ молодыхъ, но, конечно, не мальчишескихъ обществъ и даютъ намъ уже твердую надежду на то, что именно отсюда начнется, вѣроятно, не сейчасъ, но послѣ тяжелой борьбы, возрожденіе русской православной монархіи, ибо въ ней уже намѣчаются въ разныхъ мѣстахъ самоотверженные поборники русскаго патріотизма, которые съ полнымъ правомъ могутъ сказать, указывая на свои раны: «азъ язвы Господа Іисуса Христа моего на тѣлѣ своемъ ношу».

И хорошо сдѣлаютъ тѣ русскіе молодые воины и военачальники, которые погрузятся въ такую славную борьбу за Вѣру, Царя и Отечество».

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» № 389, 1934 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 315-317.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.