Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VIII. Христолюбивое русское воинство.
14. Новая книга.

Отозвался владыка Антоній и о русскомъ флотѣ.

По поводу вышедшей въ свѣтъ въ 1933 году книги морского офицера Б. П. Апрѣлева Владыка Антоній написалъ слѣдующій отзывъ:

*     *     *

«Пріятно читать воспоминанія разныхъ дѣятелей о своей любимой школѣ и о своихъ военныхъ подвигахъ. Помянутая сейчасъ книжка отличается особеннымъ нѣжнымъ чувствомъ еще молодого сравнительно моряка во-первыхъ къ своей аlmа mаtеr и ко всему морскому военному дѣлу.

Сквозь строки нашего лѣтописца обнаруживается самая нѣжная любовь во-первыхъ къ Россіи, раззоренной и подавленной революціями, во-вторыхъ — къ русской арміи и въ третьихъ къ русскому юношеству.

Эти свойства автора предлагаемой книжки волнуютъ кровь и заставляютъ сильнѣе биться сердце даже у такихъ читателей, которые никогда не были прикосновенны ни къ Морскому Училищу, ни къ Военному Флоту, ни къ тѣмъ подвигамъ и опасностямъ, которыя лежатъ на пути морского офицера. А нашъ авторъ Б. П. Апрѣлевъ, горячій патріотъ и недюженный мыслитель, умѣющій съ первой же страницы своей книжки заставить читателя проникнуться по мѣрѣ силъ его военнымъ энтузіазмомъ и его искреннимъ патріотизмомъ.

Конечно, такое настроеніе духа склоняетъ читателя пересадить въ свое сердце и ту глубокую скорбь о потерѣ нами нашей отчизны съ тѣмъ безутѣшнымъ горемъ, столь близкимъ для сердца всего русскаго народа, которое онъ испытываетъ каждый разъ когда волей или неволей вспоминаетъ о недавнихъ событіяхъ, имѣвшихъ мѣсто въ исторіи русской арміи и вообще въ русской государственности, такъ что даже наивные и далеко не первоклассные военные стишки и разнаго рода военные марши, помѣщенные въ книгѣ Апрѣлева, вызываютъ слезники и глубокіе вздохи изъ глазъ и сердецъ читателей.

То, что прежде казалось имъ чванливой и горделивой бравадой, теперь кажется потрясающимъ сердце поэтическимъ воздыханіемъ души, а приведенныя въ книжкѣ Апрѣлева описанія кораблей, пароходовъ и Высочайшихъ посѣщеній прямо хватаютъ за сердцѣ и пробуждаютъ глубоко трагическое чувство при потерѣ надежды на возможность повторенія въ нашей русской жизни.

Да наградитъ же Господь автора за то, что онъ раскрылъ предъ Россіей свое скорбное сердце и научаетъ читателя не только оплакивать, но и сердечно любить свое Отечество, свою Вѣру Православную и свою Армію и свой Флотъ во главѣ съ Православнымъ Царемъ, наконецъ — свою Сѣверную природу и ея сыновъ — сѣверныхъ богатырей».

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» № 387, 1933 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 317-318.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.