Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

IX. Русской молодежи.
1. Наши кадетскіе корпуса
[1].

Два добрыхъ сербскихъ министра — народнаго просвѣщенія и путей сообщенія достали мнѣ безплатный билетъ до конца настоящаго года по всѣмъ сербскимъ желѣзнымъ дорогамъ для посѣщенія русскихъ школъ.

Немало не медля, я пустился въ объѣздъ послѣднихъ и за краткое время своихъ путешествій посѣтилъ три кадетскихъ корпуса, двѣ гимназіи и одинъ женскій институтъ. Болѣе всего я интересовался корпусами, расположенными какъ разъ въ трехъ противоположныхъ углахъ Королевства; въ каждомъ корпусѣ я гостилъ по три-четыре дня, высиживалъ въ каждомъ по пять цѣльныхъ уроковъ и совершалъ литургіи и всенощныя.

Долженъ признаться, что, какъ воспитанникъ классической гимназіи эпохи Димитрія Толстого, я, какъ и мои товарищи въ эпоху зеленой юности, взирали на военныя школы нѣсколько свысока и думали, что юнкера умѣютъ только маршировать и танцевать. Но уже съ начала 20 вѣка пришлось радикально измѣнить такой взглядъ и замѣчать, что школа — военная — лучшая школа въ Россіи, а гражданская — падаетъ стремглавъ въ сторону безпутства и анархіи; что въ военной школѣ и учатся больше и ведутъ себя лучше, чѣмъ въ гражданской. Послѣднюю развращала постоянная смѣна министровъ и отмѣна классической системы ничѣмъ не замѣненной, а первую подымало нравственное вліяніе высокого друга юношей Великаго Князя Константина Константиновича и сознанная правительствомъ необходимость поднять образованіе и нравственную дисциплину во всей Арміи.

Кромѣ того только въ пожилые годы удалось мнѣ понять и оцѣнить значеніе военныхъ традицій — полковыхъ и школьныхъ, которыя мощно подчиняютъ волю подростка и юноши сперва школьнымъ, а потомъ полковымъ идеаламъ, патріотическимъ и даже религіознымъ.

Жизненное значеніе этихъ идеаловъ въ кадетскихъ корпусахъ мнѣ пришлось вполнѣ оцѣнить во время помянутыхъ посѣщеній послѣднихъ. Именно я убѣдился что эти сотни подростковъ прочню объединены патріотическимъ этузіазмомъ, искренней религіозностью, любовью къ своей школѣ и къ своимъ педагогамъ, изъ которыхъ нѣкоторыхъ они прямо обажаютъ.

Правда я и раньше убѣждался во всемъ этомъ черезъ посѣщавшихъ меня кадетъ разныхъ корпусовъ и черезъ наблюденіе надъ ними въ городѣ и въ церкви сербской столицы. Особенно трогательное впечатлѣніе производили кадетики, бѣжавшіе изъ Хабаровска, Харбина и Шанхая въ гостепріимную Сербію. Послѣ мучительнаго странствованія по Дальнему Востоку вмѣстѣ со своимъ начальствомъ и товарищами истомленные и исхудалые они, какъ тѣни, бродили по Бѣлграду, но когда попадали на какое-либо патріотическое собраніе, то при пѣніи народнаго гимна тянулись и старались принять побѣдоносный видъ. Я старался посмотрѣть насколько они послѣ довольно продолжительнаго срока странствованія могли втянуться въ жизнъ Сараевскаго и Донского корпусовъ, по которымъ ихъ распредѣлили и подружиться съ новыми товарищами. Къ своему великому удовольствію я усмотрѣлъ, что они чувствуютъ себя какъ дома: это значитъ, что въ названныхъ корпусахъ сохранилась атмосфера товарищеской дружбы между учащимися и сердечной любви начальниковъ и воспитателей къ кадетамъ.

Не въ меньшей степени тѣми же свойствами отличается Крымскій корпусъ, находящійся въ Бѣлой Церкви и живущій преданіями своего излюбленнаго директора Римскаго-Корсакова, которыя новый директоръ съумѣлъ бережно сохранить и подкрѣпить подъемомъ военной дисциплины. Подобная же строгая дисциплина, соединенная съ воинскимъ энтузіазмомъ, сохраняется и въ остальныхъ двухъ корпусахъ — въ Сараево и въ Билечѣ, и всѣ три корпуса производятъ особенно отрадное впечатлѣніе усердіемъ воспитанниковъ къ своимъ корпуснымъ церквамъ, которыя ихъ трудами украшены съ благоговѣйной любовью, что наблюдается впрочемъ и въ Донскомъ женскомъ институтѣ, находящемся въ той же Бѣлой Церкви.

Извѣстно, что разные виды благороднаго искусства — живопись, пѣніе, стихотворство издавна больше процвѣтали въ военной школѣ, нежели во всякой иной; но въ настоящемъ времени наши кадеты превзошли своихъ предшественниковъ по школѣ, несмотря на ту крайнюю бѣдность, въ которую эти школы поставлены условіями бѣженства. Такъ напримѣръ, въ Бѣлоцерковскомъ Кадетскомъ Корпусѣ иконы Спасителя и Божіей Матери исполнены съ такимъ мастерствомъ, что могли бы украсить собой любой приходскій храмъ въ Петроградѣ или Москвѣ. Учатся кадеты усердно и успѣшно, въ чемъ я убѣдился, посѣтивъ много уроковъ Закона Божія и побывавъ на урокахъ исторіи и словестности.

Однако, большинство кадетъ много скорбятъ о томъ, что мало имѣютъ надежды продолжать свое военное образованіе и чувствуютъ себѣ принужденными, пройдя военную среднюю школу, поступать въ университетъ. Сербское Правительство завершило бы свои благодѣянія для русской эмиграціи, разрѣшивъ кадетамъ поступать въ Сербскія военныя училища въ несравненно большемъ количествѣ, чѣмъ это допускалось до настоящаго времени [2].

Тѣмъ юношамъ, которые спрашивали меня, не поступятъ ли они противъ совѣсти, переходя, хотя бы временно, на службу другому государству, я пояснялъ, что, если бы даже Россія оставалась въ прежнихъ легальныхъ условіяхъ, то не было бы грѣха отъ одного православнаго государя перейти на службу къ другому, такому же дружественному и православному монарху, — тѣмъ болѣе, что и прежняя наша Императорская Армія обнажала оружіе на защиту славянскихъ странъ чаще, чѣмъ на защиту собственнаго отечества. И нужно надѣяться, что этотъ драгоцѣнный запасъ военной и патріотической энергіи, который хранится въ современномъ военномъ юношествѣ, не будетъ оставленъ безъ примѣненія къ тому дѣлу, къ которому призываетъ ихъ военное званіе и возвышенное, даже священное преданіе прежнихъ поколѣній.

Дѣло это предстояло бы имъ и въ самой Сербіи и еще въ большей степени въ нашей Россіи, ибо, если Господь судилъ ей возродиться, то во главѣ этого возрожденія пойдетъ наша Армія, уже послужившая на своемъ поприщѣ, а также та юная часть ея, которая тоже готовится къ этому служенію въ нашихъ кадетскихъ корпусахъ.

Примѣчанія:
[1] «Русскій Военный Вѣстникъ» № 11, 1925 г.
[2] Владыка Антоній лично просилъ объ этомъ Короля Александра и русскимъ кадетамъ былъ открытъ болѣе широкій доступъ въ Сербскую Военную Академію.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 319-322.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.