Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

IX. Русской молодежи.
2. Посланіе русскимъ кадетамъ.

Впослѣдствіи бѣженское положеніе для владыки Антонія оказалось настолько тяжелымъ, что у него не было денегъ для того, чтобы купить желѣзнодорожный билетъ и посѣтить учебныя заведенія и онъ личное посѣщеніе замѣнилъ слѣдующимъ посланіемъ.

*     *     *

«Пишу вамъ, юные Христовы воины, съ огорченной душой. Всю зиму и еще ранѣе осенью, стремился я лично посѣтить ваши, столь симпатичные русскому сердцу, кадетскіе корпуса, помолиться съ вами въ храмѣ Божіемъ, послушать ваше одушевленное пѣніе и побесѣдовать съ вами въ каждой ротѣ.

Для исполненія такой завѣтной мечты я хлопоталъ о доставленіи мнѣ и моему келейному іеромонаху дарового билета, что вначалѣ и было мнѣ обѣщано, но чего не пришлось дождаться, и вотъ я вынужденъ отложить свое посѣщеніе до будущаго учебнаго года.

Всегда были хороши и симпатичны русскіе кадеты, но за послѣднее время они стали много лучше и симпатичнѣе, причиной тому явилось, во-первыхъ, нравственное вліяніе на кадетскіе нравы свѣтлой личности покойнаго Великаго Князя Константина Константиновича, а во-вторыхъ, пережитыя вашими старшими товарищами и вами самыми страданія послѣднихъ лѣтъ — вынужденное бѣгство изъ отечества, нужда и неразрывно связанное съ нею униженіе, болѣзни и обиды. Правда, все это значительно смягчено по милости, — точнѣе по милосердію къ намъ — братскаго народа, благородныхъ нашихъ единовѣрцевъ Сербовъ во главѣ съ ихъ милостивымъ къ русскому бѣженцу Королемъ: но все же печать скорби, печать страданія легла на ваши молодыя лица. Вашъ нѣжный возрастъ требовалъ бы на ряду съ подвигами учебнаго труда и послушанія еще и другихъ безгрѣшныхъ радостей и развлеченій, но немного всего этого испытала ваша юность, омраченная еше семейной нуждой, либо даже сиротствомъ и одиночествомъ. Правда, и прежде военное званіе и военная служба не обходилась безъ подвига, безъ лишеній, опасностей, а иногда и увѣчья и даже ранней смерти: но тогда вся эта горечь смягчалась мыслью о славѣ святой вѣры, царя-отца и матери Родины — славной и побѣдоносной; а теперь святая вѣра въ поруганіи, царя у насъ нѣтъ, а отечество, родная Русь, стала безутѣшной униженной вдовой, изгнанницей, либо плѣнницей.

Впрочемъ вамъ, любезные юноши и дѣти, двойная честь и слава, что вы не постыдились остаться вѣрными сынами и мужественными защитниками своей униженной и опозоренной матери, а умѣете цѣнить и ея прежнюю славу, и ея теперешнюю нравственную красоту въ ея лохмотьяхъ и тяжкихъ ранахъ, и храните въ своихъ сердцахъ святую преданность ей и ея вѣрѣ.

Смягченные добрымъ вліяніемъ Константина Константиновича добрые нравы современныхъ кадетъ и юнкеровъ освободились отъ естественной молодому возрасту грубости и задору и отъ того, правда, неглубокаго, но все же замѣтнаго налета дворянской спѣси, которая прежде не была чужда военной молодежи, но, въ лицѣ новѣйшихъ ея поколѣній, заменилась скромной привѣтливостью, мягкостьто обращенія и благожелательностью. Охраняйте въ себѣ эти свойства души, какъ драгоцѣнную святыню и знайте, что, пока они будутъ съ вами, то никакія внѣшнія бѣды не будутъ въ состояніи отдалить отъ васъ того священнаго призванія спасать свою погибающую родину, то-есть отъ того дѣла, которое совершено будетъ именно вами, которое безъ васъ не будетъ исполнено.

Къ началу Японской войны значительная часть нашего общества была развращена и обладала противоположными качествами: своего она отечества не любила, а ненавидѣла его и злорадствовала его бѣдамъ, почему враги и одолѣли тогда Россію, какъ и въ великой Европейской войны 1914 года.

Правда, не Армія, а примазавшіеся къ ней непрошенные радѣтели подъ видомъ сотрудничества задушили ее, обобрали и разгонали, справедливо соображая, что съ погибелью Арміи и Царя, погибнетъ и Россія, что именно имъ и хотѣлось, какъ нѣкоторые изъ русскихъ писателей открыто тогда сознавались, а теперь томятся въ безплодномъ раскаяніи.

Но не на этихъ позорныхъ предателей должны быть устремлены ваши взоры, а на тѣхъ героевъ самоотверженнаго патріотизма, которые первые приняли смерть отъ внѣшнихъ и внутреннихъ враговъ Россіи. Я знавалъ такихъ героевъ напримѣръ, трехъ братьевъ Панаевыхъ; они были гусарскими офицерами, но вели образъ жизни праведныхъ монаховъ и были обожаемы солдатами, горько затѣмъ оплакивавшихъ ихъ безвременную кончину на полѣ брани. Впрочемъ, подобныхъ примѣровъ такъ много среди старшихъ братьевъ вашихъ по военной службѣ, что перечислить ихъ совершенно невозможно.

Всѣ такія увѣщанія не много бы имѣли силы, еслибы въ вашихъ сердцахъ не было той нравственной закваски, о которой Апостолъ Павелъ выражался такъ: «малая закваска кваситъ все тѣсто» (1 Кор. 5, 6). А закваска у васъ есть; есть любовь къ Россіи, есть храбрость, есть порывъ къ самоотверженію. Однако, не забывайте и дальнѣйшихъ словъ Апостола: «Итакъ очистите старую закваску, чтобы быть вамъ новымъ тѣстомъ» (ст. 7). —

Нужно хранить свои идеалы, свои традиціи, но и постоянно очищать ихъ отъ примѣси человѣческаго порока, отъ лѣни и особенно отъ самолюбія и гордости, потому что безъ такого нравственнаго прогресса въ душѣ человѣка, какъ въ остановившемся теченіи рѣки, заводятся всякіе гады и вода теряетъ свою свѣжесть и становится смардной. Напротивъ внутренняя борьба со своими страстишками, не только очищаетъ, но и расширяетъ сердце человѣка и привлекаетъ къ нему любовь окружающихъ, да и его самого располагаетъ къ нимъ и самую скромную школьную или полковую жизнь дѣлаетъ поэтичной и радостной среди нужды и трудовъ. При такомъ свойствѣ военной службы жизнь военной школы и дружбы, кромѣ прямыхъ воинскихъ заслугъ предъ отечествомъ, подарила послѣднее огромными поэтическими, литературными и т. п. талантами.

Лучшіе наши поэты и писатели были по большей части военные (напримѣръ, Достоевскій былъ поручикомъ инженерныхъ войскъ и многіе другіе); изъ ихъ же среды вышло много ученыхъ, много прекрасныхъ техниковъ, художниковъ, музыкантовъ, пѣвцовъ. Но болѣе всѣхъ другихъ профессій военные идеалисты процвѣтали въ области организаторскаго творчества; какъ на военной, такъ и на гражданской службѣ умѣли они лучше другихъ объединить людей въ общей работѣ, привлекать къ себѣ, одушевлять и призывать на подвигъ. Не одинъ Суворовъ или Кутузовъ повели за собой огромныя арміи на смертный подвигъ и завоевали для Россіи шестую часть вселенной: они были бы недостаточно сильны для такого дѣла, еслибъ съ ними не шли скромные заурядные работники военнаго и народнаго дѣла, не прославленные въ исторіи, но заложившіе глубокій фундаментъ патріотическаго и религіознаго энтузіазма въ сердцахъ своихъ учениковъ и своихъ солдатъ.

Св. вѣра и молитва возвеличили нравственный образъ нашихъ историческихъ героевъ въ глазахъ Русской Арміи. «Моисеевъ жезлъ воображай душе», читается у насъ на великопостной службѣ: «ударяющій море и огустѣвающій глубину во образъ креста божественнаго, имъ же можеши и ты великая совершити».

А въ заключеніе позволю себѣ повторить вамъ слова Пушкина, вложенныя имъ въ уста Бориса Годунова въ предсмертномъ наставленіи юному сыну:

«Храни, храни святую чистоту
Невинности и (дѣвичью) стыдливость:
Кто чувствами въ порочныхъ наслажденьяхъ
Въ младые дни привыкнулъ утопать,
Тотъ, возмужавъ, угрюмъ и кровожаденъ,
И умъ его безвременно темнѣетъ».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 322-325.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.