Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

IX. Русской молодежи.
3. Обращеніе къ русской военной молодежи
[1].

Христосъ Воскресе!

Въ этомъ учебномъ году снова мнѣ не суждено васъ повидать и поговорить по душамъ: доктора посылаютъ меня на воды съ 1-го мая ст. ст. на четыре недѣли. А между тѣмъ всегда присущее мнѣ желаніе говорить съ вами усты ко устамъ еще болѣе усилилосъ въ моемъ сердцѣ, когда я увидѣлъ васъ такъ дружно оберегавшихъ порядокъ передъ Плащаницей въ русской церкви въ Бѣлградѣ. На вашихъ молодыхъ лицахъ отражалась чистота юности скромная, свойственная лучшимъ представителямъ вашего возраста и общая всѣмъ имъ безхитростность, соединенная съ разумно свѣтящимися глазами.

Прежде недоброжелатели военнаго воспитанія и военнаго образованія говорили, будто единодушіе, патріотизмъ и храбрость военнаго юношества обусловливается ихъ малообразованностью и неспособностью къ критическому мышленію; теперь это уже никакъ нельзя утверждать, потому что здѣсь въ Сербіи въ русскихъ корпусахъ проходится полный гимназическій курсъ и окончившіе его получаютъ пресловутый аттестатъ зрѣлости.

Помянутые недоброжелатели старались вводить всяческія ограниченія спеціально военнаго образованія и военнаго воспитанія въ корпусахъ, но понизить военнаго идеализма кадетовъ имъ все же не удалось, а тѣ кадеты, которые за невозможностью поступить въ Военную Академію обращались въ студентовъ университета, все-таки и въ этой высшей школѣ вводили между собою нѣкоторые военные порядки и именовались по ротамъ и родамъ оружія, хотя, конечно, не могли пользоваться послѣднимъ. Вотъ почему я увѣренъ, что, когда придется снова отвоевывать наше дорогое отечество, оно получитъ въ лицѣ вашемъ образцовыхъ идеальныхъ офицеровъ.

Вотъ почему всѣ друзья арміи и друзья русской школы должны съ великой бережливостью и любовью по мѣрѣ своихъ возможностей охранять военный духъ нашихъ кадетъ, ибо въ немъ именно главное основаніе надеждъ русскаго народа на побѣдоносный исходъ внутренней освободительной войны, которая не за горами. — Впрочемъ не только такая патріотическая идея притягиваетъ мое сердце къ военному юношеству, готовящемуся вступить въ жизнь. Велика любовь къ Отечеству и ревность объ его славѣ: но есть еще высшая цѣнность на землѣ, которая соединяетъ ее съ небомъ. Это спасеніе душъ тѣхъ, съ кѣмъ имѣешь устное или письменное, или особенно молитвенное общеніе.

И вотъ я молюсь, чтобы не охладѣло въ васъ горѣніе души, столь свойственное юности, чтобы та святая Плащаница, которую ваши товарищи охраняли въ Бѣлградской церкви въ канунъ св. Пасхи, чтобы она, то есть, точнѣе говоря вѣра въ наше искупленіе и надежда на духовное возрожденіе, не угасала въ вашихъ молодыхъ и горячихъ сердцахъ, чтобы надъ вами осуществились слова евангелиста Іоанна Богослова, читаемыя въ день Воскресенія Христова: «Елицы же пріяша Его, даде имъ область чадомъ Божіимъ быти, вѣрующимъ во имя Его, иже не отъ крове, ни отъ похоти плотскія, ни отъ похоти мужскія, но отъ Бога родишася».

Не забывайте же никогда, мои заочные молодые друзья, не забывайте среди житейской нужды, среди тяжкихъ трудовъ и огорченій, среди униженій и обидъ, что вы, осчастливленные христіанскимъ воспитаніемъ, научившіеся молиться Христу Богу, кромѣ высокопочтеннаго званія русскихъ воиновъ имѣете еще званіе, которое превыше всѣхъ земныхъ званій, званіе православнаго христіанина, чада Божія, и никогда не считайте себя несчастными, покинутыми, какъ это случается съ нѣкоторыми русскими. Не забывайте, что за вашей спиной стоитъ многомилліонная православная Россія, съ которой такъ тѣсно связана ваша душа, ваша жизнь и которая съ мольбой и надеждой простираетъ къ вамъ свои руки изъ той глубокой бездны грѣха и страданій, въ которую она повержена отступниками отъ вѣры Христовой, уже 100 лѣтъ тому назадъ, возненавидѣвшими свою святую Родину. — Да сподобитъ же васъ Господь быть послѣдователями того Милосерднаго Самарянина, который спасъ такъ самоотверженно и излечилъ своего ближняго, впавшаго въ руки разбойниковъ.

Примѣчаніе:
[1] Апрѣль 1928 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 325-327.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.