Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

IX. Русской молодежи.
4. Воспитанникамъ кадетскихъ корпусовъ Бѣлоцерковскаго и Горажскаго
[1].

Видитъ Богъ, какъ мнѣ было грустно убѣдиться въ томъ, что и въ этомъ году, по крайней мѣрѣ этой осенью, я лишенъ возможности лично посѣтить васъ и побесѣдовать по душѣ о занимающихъ навѣрно васъ вопросахъ вашего будущаго служенія Родинѣ, Арміи и наукѣ.

Къ прежнимъ помѣхамъ — бѣдности и неудобству сообщеній, теперь присоединилось новое — упадокъ силъ и затрудненіе при ходьбѣ.

Впрочемъ, не скорблю о томъ, что не могу много ходить и совершать крестныхъ ходовъ, но о томъ, что не могу посѣщать моихъ молодыхъ друзей и дѣлиться съ ними своими церковными и патріотическими идеалами.

Если меня спросятъ, почему же я, 68-лѣтній старикъ, такъ люблю молодое общество и какіе могутъ общіе интересы съ нимъ у меня, то я скажу, что въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ такое общество для меня ближе и я къ нему ближе, чѣмъ къ средѣ людей зрѣлаго возраста, потому что послѣдніе обыкновенно поглощены интересами эгоистическими, т. е. добываніемъ себѣ и своимъ семействамъ куска хлѣба или же служебными успѣхами, а зеленая молодежь, особенно въ теперешнемъ стѣсненномъ положеніи, болѣе доступна широкимъ планамъ и высокимъ порывамъ спасенія Родины и даже Православной религіи.

Конечно, эти стремленія весьма близки построенію воздушныхъ замковъ и въ большинствѣ случаевъ разлетаются подобно такимъ замкамъ; однако, они разлетаются не безслѣдно.

Скажу болѣе — все, что есть высокаго и благороднаго въ умахъ и волѣ зрѣлыхъ людей, по большей части имѣетъ своимъ началомъ, своимъ зародышемъ эти самые юношескіе воздушные замки. Воспоминанія о нихъ и являются облагораживающимъ мотивомъ въ періоды нравственной борьбы съ самимъ собою зрѣлаго человѣка. И если одинъ, два и болѣе случаевъ вспомнится ему, когда онъ такимъ способомъ устоялъ противъ преступнаго искушенія и сохранилъ чистоту души, честность и благородную смѣлость, то такое воспоминаніе уже обратится для него въ нравственную силу, какую показали въ свое время наши Бородинскіе герои и ихъ подражатели:

«И клятву вѣрности мы дали
И клятву вѣрности сдержали
Мы въ Бородинскій бой».

У кого въ памяти сохраняются такіе высокіе порывы духа, тотъ будетъ способенъ на нихъ и въ зрѣломъ возрастѣ и прославитъ ими и себя и свою Родину; они какъ бы порывомъ возгорѣвшагося пламени охватятъ его грудь и сердце и отгонятъ отъ него и животный страхъ за себя и создаваемое лѣностью малодушіе и вложатъ въ его сердце отвращеніе къ пережитымъ нравственнымъ паденіямъ и къ житейской пошлости. Помните, чтó писалъ Пушкинъ:

«Художникъ варваръ кистью сонной
Картину генія чернитъ
И свой рисунокъ — беззаконный
На немъ безсмысленно чертитъ.
Но краски ложныя съ годами
Спадаютъ ветхой чешуей,
Творенье генія предъ нами
Сіяетъ прежней красотой.
Такъ исчезаютъ заблужденья
Съ измученной души моей
И возникаютъ въ ней видѣнья
Первоначальныхъ чистыхъ дней».

Итакъ нашъ великій поэтъ признаетъ, что въ самой ранней юности онъ переживалъ высокія вдохновенія, временно омраченныя впослѣдствіи житейской суетой и грѣховными страстями и свое нравственное возрожденіе въ томъ, чтобы возвратиться къ тѣмъ святымъ переживаніямъ.

Итакъ молодые мои заочные друзья не взирайте съ презрѣніемъ и насмѣшкой на «воздушные замки» юношескихъ лѣтъ, но храните ихъ какъ свѣчи въ фанарикѣ свого сердца, оберегая ихъ отъ дуновенія вѣтра, чтобы при первой возможности снова поднять этотъ фонарикъ и смѣло идти съ нимъ впередъ.

Такая возможность постоянно предъ нами и она бываетъ близка къ намъ особенно во время молитвы, а не менѣе того во время войны среди пыла сраженій.

Навѣрно многіе изъ васъ читали въ «Войнѣ и мирѣ» у Толстого, какъ даже нравственно опустившіеся офицеры среднихъ и преклонныхъ лѣтъ среди опасныхъ битвъ вдругъ нравственно возрождались и дѣлались героями не только храбрости, но и самоотверженнаго братолюбія и сердечной нѣжности.

Впрочемъ Боже васъ сохрани нравственно опускаться съ мыслью о томъ, что мы поднимемся снова, когда наступятъ подобныя србытія.

Въ книгѣ Тріодь постная помѣщено слово св. Кирилла Александрійскаго о смерти и о Страшномъ Судѣ. Тамъ говорится между прочимъ: «Глаголющіе: во младости согрѣшимъ, въ старости покаемся, таковые покаянія не сподобляются, но внезапно серпомъ смерти пожинаются».

Впрочемъ сердечное ожесточеніе лишаетъ многихъ возможности покаянія даже и помимо внезапной смерти. Вотъ это надо помнить молодымъ юношамъ какъ невиннымъ, такъ и потерявшимъ невинностъ, но не потерявшимъ возможности раскаянія.

Особенно же опасно нарочно закрывать глаза своей совѣсти при воспоминаніи о покаяніи. Демоническая ожесточенность злодѣевъ, и въ частности большевиковъ богохульниковъ и мучителей своихъ жертвъ, имѣетъ причиной такое именно ожесточеніе и отчаянную борьбу съ внутреннимъ призывомъ къ раскаянію.

Въ болѣе слабой степени, но тоже демоническое начало обнаруживается нерѣдко въ циничной похвальбѣ даже совсѣмъ молодыхъ людей своимъ распутствомъ, также жестокой расправой надъ провинившимся, а иногда и непровинившимся младшимъ товарищемъ.

Впрочемъ, милые друзья, не будемъ рисовать предъ собою мрачныхъ картинъ возможныхъ паденій и всякаго ожесточенія, но устремимъ свою мысль и свое сердце къ высокимъ подвигамъ патріотизма и къ увлекающимъ интересамъ познанія, направляя послѣднія на служеніе дорогой нашей Родинѣ и нашему угнетенному большевиками народу.

Запасайтесь силами, пока есть время, чтобы выступить на полезное служеніе народу и обществу, сохраняя свою молодую нѣжность души и непоколебимое мужество въ борьбѣ съ враждебнымъ сей цѣли силами, а главное съ такъ называемымъ ложнымъ стыдомъ, ради котораго обыкновенно осмѣивается, грубо и глупо, всякій возвышенный порывъ и всякое искреннее слово. Такой неразумный предразсудокъ удерживаетъ даже родителей отъ ласки своимъ дѣтямъ, а тѣмъ болѣе охлаждаетъ взаимныя отношенія съ товарищами и вообще со всѣми ближними.

Не думайте, что это мелочь: разгадка мощнаго вліянія одной душу на другую заключается именно въ томъ, чтобы сумѣть раскрыть свое сердце другу и просто встрѣчному, ибо сердце человѣка само по себѣ прекрасно, какъ сказалъ премудрый Іисусъ сынъ Сираховъ: «Во всякомъ дѣлѣ вѣрь душѣ твоей и это есть соблюденіе заповѣдей» (Іис. Сына Сирахова 32, 24).

Вотъ тѣ мысли, которыхъ въ моемъ сердцѣ по отношенію къ вамъ гораздо болѣе, чѣмъ то, что изложено на бумагѣ. Надѣюсь, что они найдутъ откликъ въ вашихъ молодыхъ неизолгавшихся сердцахъ и въ непредупрежденныхъ ложными теоріями умахъ. Процвѣтайте же во славу Божію и на радость Россіи и родителямъ и личнымъ друзьямъ на многіе годы.

Самъ я, конечно, не увижу уже Россіи, но вы не теряйте же этой надежды, чтобы рано ли, поздно ли, исполнилась ваша радость и вы могли бы обнять другъ друга на нашей священной Родинѣ.

Примѣчаніе:
[1] Сентябрь 1931 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 327-330.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.