Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

IX. Русской молодежи.
5. Ученикамъ сербско-русской гимназіи въ Бѣлградѣ
[1].

Болѣзнь моя заставляетъ меня вновь и вновь откладывать свое посѣщеніе гимназіи.

Когда я прибылъ въ Бѣлградъ въ 1921 году, то вскорѣ же съ сердечнымъ сочувствіемъ пришелъ въ гимназію, но встрѣтилъ такой недружелюбный и даже грубо-враждебный пріемъ со стороны прежняго директора Плетнева, что принужденъ былъ надолго отказаться отъ дальнѣйшихъ посѣщеній. Правда его преемникъ своимъ любезнымъ отношеніемъ ко мнѣ совершенно почти изгладилъ это тяжелое впечатлѣніе, но въ своей душѣ появилась невольная мнительность, по причинѣ которой, я, привыкшій въ Россіи довольно часто посѣщать всѣ учебныя заведенія, съ великимъ трудомъ заставлялъ себя хотя бы разъ въ годъ посѣщать нашу гимназію здѣсь и дѣлиться съ вами своими убѣжденіями и своими познаніями.

Однако, такая отдаленность не исключала изъ моего сердца ту сердечную привязанность къ гимназіямъ и къ гимназистамъ, которую я питалъ отъ своего отроческаго возраста, проходя полный курсъ 5-ой классической гимназіи въ Петербургѣ, какъ ея воспитанникъ и затѣмъ посѣщая уроки Закона Божія во всѣхъ гимназіяхъ и реальныхъ училищахъ города Уфы, Житоміра, Харькова, гдѣ мнѣ пришлось совершать свое архипастырское служеніе и нерѣдко собирать учащихся для задушевной бесѣды. Впрочемъ и теперь, когда отношеніе школы къ религіи почти вездѣ измѣнилось, я нахожу много привлекательнаго въ характерѣ русскихъ гимназистовъ, какъ взрослыхъ юношей, такъ и мальчиковъ — учениковъ младшихъ классовъ.

У всѣхъ у нихъ не только въ Россіи, но и здѣсь въ эмиграціи, сохранилась та, чисто русская, открытость души и все-таки хотя бы часть прежней, религіозности, поддерживаемой участіемъ въ богослуженіи и не вытѣсненной ни ложными ученіями современности, ни нравственными паденіями въ современной развращенной средѣ. Конечно, когда учился я и мои сверстники, то благочестіе хранилось въ обществѣ нѣсколько тверже чѣмъ теперь, но что касается дружественнаго ему патріотизма, то отношеніе къ нему было обратное. Тогда въ 70 годахъ считать себя патріотомъ дозволено было только въ военной школѣ, да и то съ оговорками, а въ школѣ гражданской и тѣмъ менѣе въ обществѣ людей зрѣлаго возраста, почти никто не рѣшался назвать себя патріотомъ, какъ и наложить на себя истовое крестное знаменіе. Точно также и въ похвальныхъ рѣчахъ юбилярамъ, именниникамъ и др. виновникамъ всякихъ торжествъ никогда почти не заявляли о нихъ, какъ о патріотахъ, ибо это послѣднее слово прилагалось только къ людямъ отсталымъ, старовѣрамъ и отставнымъ старикамъ офицерамъ.

Правда въ душѣ тогдашнихъ людей теплилась любовь къ Россіи и преданность ей, любовь эта застѣнчиво маскировалась, а тѣ мыслители и публицисты, которые ее проповѣдывали открыто, получили разъ навсегда названіе славянофиловъ, которое граничило съ понятіемъ невѣжда, обскурантъ, хотя безспорно самые славянофилы были просвѣщеннѣйшими людьми русскаго общества.

Слава Богу теперь взгляды общества и юношества на этотъ предметъ радикально измѣнились, прежніе хулители Россіи и насмѣшники надъ нею превратились въ ея панегиристовъ, а осыпать Родину презрительными насмѣшками стало столь же опасно для добраго имени и даже для добраго здоровья тѣхъ, кто бы дерзнулъ на это.

Именно гимназисты, русскіе гимназисты были въ этомъ смыслѣ пріятнымъ исключеніемъ они не стыдились своего русскаго происхожденія и ѣдко осмѣивали тѣхъ, подчасъ довольно многочисленныхъ товарищей, которые имѣли претензію на подражаніе въ манерахъ и разговорахъ англичанамъ, французамъ и нѣмцамъ. При всемъ томъ гимназисты, рѣшившіе посвятить себя защитѣ Отечества въ званіи военномъ, должны были по возможности объ этомъ помалкивать, дабы не подвергаться укорамъ за франтовство и любовь къ грѣховнымъ удовольствіямъ, хотя бы и то и другое было отъ нихъ далеко.

По этой же причинѣ они съ пренебреженіемъ относились къ кадетамъ и правовѣдамъ, негодуя за ихъ прентензію держать себя какъ аристократы и презрительно отзываться о простомъ народѣ. Конечно, было немало исключеній изъ подобной характеристики, но долженъ сказать, что демократическая настроенность гимназистовъ была чужда революціоннаго характера и они всѣмъ сердцемъ сливались со всѣми русскими людьми, когда послѣдніе объединились въ какой-либо патріотической и въ частности монархической манифестаціи.

Впрочемъ такіе патріотическіе порывы разрѣшались тогдашнимъ общественнымъ приличіемъ и тогдашнимъ начальствомъ довольно рѣдко, развѣ во время войны или проѣздовъ Государя Императора. Въ этихъ случаяхъ картины юношеской и дѣтской жизни рѣзко измѣнялись. Если у взрослыхъ подобные восторги имѣли нерѣдко примѣсь лицемѣрія и чего то напускного, то гимназисты и вообще дѣти тутъ то и были въ высшей степени искренніе и только давали волю наплыву своихъ добрыхъ чувствъ, въ обычное время сдерживаемыхъ ложньщи приличіями. Впрочемъ существуетъ одна область, гдѣ такая непосредственная искренность разрѣшалась и проявлялась со всей силой. Разумѣю русскую литературу и эту несомнѣнную наивысшую проявляемость русской души и русской жизни, которая признается теперь всѣми, какъ лучшая литература во всемъ мірѣ.

Вначалѣ не раздѣляли нашихъ восторговъ русскими писателями господа педагоги, глубже другихъ слоевъ погрузившіеся въ нѣмецкія болота и нѣмецкую скучную философію и едва ли искренне опасавшіеся литературныхъ увлеченій юношества съ точки зрѣнія политической благонамѣренности. Но потомъ, по мѣрѣ возростанія авторитета писателей патріотовъ вродѣ Достоевскаго и даже Льва Толстого (который тогда еще не проявился какъ нигилистъ и анархистъ), они уступили молодежи и вотъ стало моднымъ съ начала 80 годовъ устраивать всякіе литературные вечера въ гимназіяхъ и не препятствовать ученикамъ самимъ по мѣрѣ силъ подвизаться на литературнымъ поприщѣ. Это было поистинѣ лучшее время нашей гражданской школы и тѣмъ болѣе, что все это шло не въ ущербъ ученической напряженной работѣ, а требовательность отъ нихъ со стороны программъ и учителей едва ли не возрастала вплоть до самой кончины Александра II и даже далѣе.

Трудъ, трудъ тяжелый и иногда изнурительный очищаетъ душу мальчиковъ и юношей и удерживаетъ ихъ отъ глупаго самомнѣнія, безпредметной гордости и хвастовства.

Существуетъ пословица: «за битаго двухъ небитыхъ даютъ». Конечно и тогда не били учащихся, но всѣ они испытывали, что такое принудительный трудъ и связанное съ нимъ лишеніе бурныхъ удовольствій и праздности.

Теперь обстоятельства жизни учащихся радикально измѣнились, но едва ли имъ живется легче, чѣмъ въ то время. Вмѣсто безсонныхъ ночей предъ экзаменами въ ихъ жизни водворилась гнетущая бѣдность, побуждающая многихъ изъ нихъ не только трудиться надъ ученіемъ, но и заботиться о кускѣ хлѣба. Отсюда и самая наука или ученіе лишается своего одушевляющаго вліянія и становится вдвойнѣ тяжелой, хотя и облегченной по новымъ программамъ и ослабленной отвѣтственностью.

Итакъ, во что образовался характеръ гимназиста современнаго, надъ головой котораго прошли всѣ потрясающія событія послѣдняго времени? Во всякомъ случаѣ основное ядро русской души въ немъ осталось: по вашимъ открытымъ лицамъ и непосредственности въ бесѣдахъ я узнаю прежнихъ юношей и дѣтей идеалистовъ, но при томъ еще и патріотовъ, крѣпко привязанныхъ къ нашей святой Руси и надѣюсь къ Христовой вѣрѣ. Закончу свое свое посланіе словами Апокалипсиса: «Держи, еже имаши, да никтоже пріиметъ вѣнца твоего» (Апк. 3, 11).

До революціи молодежь слишкомъ высоко думала о себѣ и о своемъ предназначеніи. Это было плохо во всѣхъ отношеніяхъ; однако не должно вдаваться и въ противоположную крайность, т. е. въ ту безнадежность относительно себя самихъ и нашего отечества, которая охватила теперь многихъ. Пока у насъ есть въ сердцахъ Христіанскій идеализмъ, а въ головахъ неиздѣваемая любознательность, надъ нашими юношами и дѣтьми сіяетъ заря свѣтлой будушности. Мы, старики, до нее не доживемъ, а вы, молодые, вступите въ нее радостнымъ и благодарнымъ Богу сердцемъ.

Примѣчаніе:
[1] Сент. 1931 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 330-333.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.