Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

IX. Русской молодежи.
6. Воспитанницамъ русскихъ женскихъ институтовъ и гимназіи
[1].

Не часто приходилось мнѣ впродолженіи своей долгой и приходящей къ концу жизни обращаться съ печатнымъ словомъ къ женскому обществу. Помню только въ началѣ моего пастырскаго служенія Церкви пришлось мнѣ говорить по приглашенію въ высшихъ Бестужевскихъ курсахъ весьма продолжительную рѣчь о призваніи русской женщины въ наше время. Толковалъ я тогда о томъ, что ходячая фраза — призваніе женщины всецѣло въ ея семьѣ — не вполнѣ соотвѣтствуетъ истинѣ уже потому, что далеко не всѣ женщины выходятъ замужъ.

Въ наше время такое положеніе незамужней дѣвушки, равно и вдовы, должно быть предметомъ особенно внимательнаго обсужденія какъ женщинъ, такъ особенно и дѣвицъ, вступающихъ въ жизнь.

Жить — значитъ Богу служить, что одинаково обязательно и для мужчинъ, и для женщинъ, и для дѣвицъ. Конечно, впереди этого служенія идутъ мужчины, которымъ ввѣряется достоинство пастырское, но не менѣе ихъ могутъ прославить Бога и женщины, конечно, прежде всего чрезъ воспитаніе благочестивыхъ дѣтей, а кромѣ того и добрымъ вліяніемъ на всю окружающую ихъ среду. Такое направленіе своего ума и сердца не только бываеть благодѣтельнымъ для окружающей среды, но и возвышаетъ духовно и умственно женщину или дѣвушку, преданную христіанской идеѣ, и въ этихъ случаяхъ женщины очень часто оказываются мудрѣе мужчинъ.

Кто первый увѣровалъ въ спасительную истину Христова Воскресенія? Даже св. Апостолы не сразу могли увѣровать въ него и нѣкоторое время не вѣрили ни собственнымъ глазамъ, ни рукамъ, Его осязавшимъ.

А вотъ праведная Марѳа, сестра Лазаря, еще до воскресенія Христова вѣровала въ то, что Онъ можетъ воскресить четверодневнаго мертвеца, уже смердѣвшаго. Когда же явился къ мѵроносицамъ воскресшій Христосъ онѣ не обнаружили никакого сомнѣнія, но «ястеся за нозѣ Его и поклонистеся Ему», а затѣмъ пошли къ Апостоламъ и проповѣдали имъ истину Христова Воскресенія.

Вотъ это чувство правды, несмотря на вліяніе всеобщаго предубѣжденія невѣрующихъ іудеевъ, представляетъ собой особенность женской души, которая нерѣдко и въ настоящее изолгавшееся время твердо противостоитъ общему заблужденію.

Для слѣдованія примѣру православныхъ св. Женъ прежде всего не должно никогда безотчетно сливаться съ толпою, чѣмъ постоянно погрѣшаютъ мужчины, какъ образованные, такъ и необразованные. Отъ подобнаго стаднаго увлеченія чаще бываютъ свободны женщины, тѣмъ болѣе, что жизнь ихъ не исчерпывается общественными отношеніями, но имѣетъ для себя вразумляющій источникъ въ семьѣ, въ дѣтяхъ или даже въ уединенной молитвѣ, отъ которой современные мужчины отстали.

Другое преимущество дѣвицъ и женщинъ заключается въ мягкости ихъ характера и если не въ полномъ отсутствіи, то въ меньшемъ, сравнительно съ мужчинами, самолюбіи, которое въ жизни является источникомъ всѣхъ непріятностей, ссоръ и бѣдствій въ семьѣ, въ обществѣ и даже въ государствѣ. Этого люди никакъ не могутъ понять и безъ толку грызутъ другъ друга вмѣсто того, чтобы перебороть это глупое самолюбіе.

Таковы помѣхи для нравственной жизни мужчинъ, но существуютъ такіе помѣхи и въ женской жизни. Разумѣю ихъ погоню за тѣлесной красотой и ненасытимое желаніе нравиться, для чего въ настоящее время вошли въ моду такія привычки, которыя еще недавно были достояніемъ только глубоко падшихъ женщинъ, т. е. искусственное подрумяниваніе щекъ и губъ и безстыдное обнаженіе рукъ и ногъ, а также остриженіе волосъ на головѣ, вопреки завѣщанію апостола Павла о томъ, что женщина, стригущая свои волосы, посрамляетъ свою главу (1 Кор. 11, 6).

Мы сказали, что дѣвицы и женщины бываютъ ближе къ Богу, чѣмъ большинство мужчинъ, если хранятъ себя въ чистотѣ и цѣломудріи, но они становятся ниже мужчинъ, когда, уклоняясь отъ этихъ добродѣтелей, быстро падаютъ во глубину пороковъ и преступленій, кончая дѣтоубійствомъ, за которое по правиламъ Вселенскихъ Соборовъ должно лишатъ св. причастія на 10 и на 20 лѣтъ.

Увы, и это преступленіе въ настоящее грѣховное время нерѣдко повторяется.

Мы не упомянули еще объ одномъ духовномъ преимуществѣ женщинъ и дѣвицъ.

Хотя онѣ въ школахъ не могутъ своими успѣхами догнать юношей, но въ общемъ относятся къ учебному долгу добросовѣстнѣе, чѣмъ учащіеся въ мужскихъ школахъ.

По этой же причинѣ и отношеніе между учащими и учащимися въ женскихъ школахъ бываютъ несравненно дружелюбнѣе, чѣмъ въ школахъ мужскихъ, а потому и настроеніе душъ ученицъ бываетъ несравненно веселѣе, нежели у школьниковъ различныхъ училищъ.

Зато какъ тягостно встрѣчаться съ типомъ гимназистки или курсистки, старающейся болѣе походить на мужчину, чѣмъ на дѣвушку. Къ счастью теперь подобная скверная привычка почти исчезла, а я еще помню по годамъ своей юности, когда слушательницы Высшихъ Женскихъ Курсовъ остригались по мужски, одѣвались въ пиджаки и даже сюртуки и старались говорить искусственнымъ басомъ, возбуждая злыя насмѣшки окружающихъ.

О смягчающей силѣ женской доброты написано много прекрасныхъ повѣстей и разсказовъ.

Доброта эта сказывается съ особенной силой около человѣческихъ страданій.

Сколько разъ я умилялся до слезъ, взирая на нѣжное попеченіе сестеръ милосердія о раненыхъ и больныхъ, чѣмъ на половину облегчались страданія послѣднихъ и даже смерть принималась ими съ примиренной душой и теплымъ покаяніемъ.

Такое же впечатлѣніе получалъ, наблюдая за хлопотами казанскихъ монахинь около голодающаго населенія края: при раздачѣ ему хлѣба и горячей пищи.

Помню я, что эти самые магометане, въ общемъ презрительно относящіеся къ женщинамъ, однажды большой кавалькадой всадниковъ пріѣхали на одинъ питательный пунктъ, какъ представители большой волости и заявили такъ: «Наши никогда не забудутъ, какъ ваша баба-мулла (т. е. монахиня) кормила и лечила нашихъ голодающихъ и спасала отъ смерти и тифа» (то словечко татары усвоили очень скоро).

Дѣвушки, не желающія жить въ подчиненіи мужчинѣ, издревлѣ удалялись въ женскіе монастыри и были Христовыми невѣстами.

Въ послѣднее время этотъ обычай женскаго монашества укоренился и въ Сербіи, а въ Россіи онъ начался вмѣстѣ съ христіанской вѣрой и вскорѣ число монахинь превозошло, кажется навсегда, число монаховъ. И это потому, что главный врагъ монашества и христіанства вообще, т. е. бѣсовская гордыня, болѣе свойственна мужчинамъ, чѣмъ женщинамъ и дѣвицамъ.

Храните же милыя дѣвушки смиренное сердце и тогда Господь поможетъ вамъ процвѣтать и въ прочихъ добродѣтеляхъ и не лишить васъ вѣчнаго спасенія на небѣ и мирной жизни на землѣ.

Примѣчаніе:
[1] Сентябрь 1931 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 333-336.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.