Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

Предисловіе.

Настоящая книга является 15-мъ томомъ въ нашемъ изданіи Жизнеописанія и Твореній Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (издано десять томовъ Жизнеописанія и пять томовъ, вмѣстѣ съ этой книгой, твореній Владыки). Эта книга напечатана въ типографіи Св. Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ фотографическимъ способомъ — оффсетъ 1-го тома «Полнаго Собранія сочиненій Архіепископа Антонія (Храповицкаго)», изданіе И. Л. Тузова, 1911 г. С.-Петербургъ. Нѣкоторыя изъ поученій владыки Антонія, помѣщенныхъ въ настоящей книгѣ были уже нами приведены въ выдержкахъ или даже полностью въ предшествующихъ томахъ при описаніи жизни владыки Антонія и эпохи, въ которой онъ жилъ и трудился, но мы сохранили полностью весь указанный 1-ый томъ «Полнаго Собранія Сочиненій» для возможно болѣе полной и точной передачи идей и словъ владыки Антонія, а также по техническимъ причинамъ печати. Изъ 1-го тома мы выпустили письмо владыки Антонія К. П. Побѣдоносцеву, которое напечатано нами во 2-мъ томѣ «Жизнеописанія», стр. 43.

Въ заглавіи книги — «Слова, бесѣды и рѣчи» мы добавили («О жизни по внутреннему человѣку») для объясненія той руководящей идеи, которая, какъ увидитъ читатель, проходитъ черезъ всю книгу. Всѣ слова, бесѣды и поученія владыки Антонія являются призывомъ къ нравственному совершенствованію и объясняютъ, что идея эта является основой тысячелѣтней жизни Россіи; что отступленіе отъ нея привело насъ къ революціоннымъ бѣдствіямъ и что единственный путь для возрожденія Россіи въ ея религіозномъ и государственномъ бытіи это нравственное возрожденіе русскихъ людей.

Владыка Антоній объясняетъ революцію нравственнымъ разложеніемъ. Въ рѣчи «О націонализмѣ и патріотизмѣ» (стр. 220), произнесенной владыкой 8 ноября 1909 года, онъ говоритъ: «Мы знаемъ, что борьба наша не кончена. Подавлено вооруженное возстаніе на цѣлость нашего государства, но продолжается то несравненно болѣе гибельное разрушеніе внутренняго содержанія русской жизни, ради котораго собственно ненавистна бунтовщикамъ и государственная власть, какъ его защитница. Именно продолжается разрушеніе св. вѣры, народныхъ нравовъ, русской правдивости, русской чистоты, терпѣнія и всепрощенія; развращаются сердца учащихся дѣтей, отравляются умы юношей, попираются узы священнаго брака, внушается злобная ненавистъ къ родинѣ и къ Церкви, стараются разслабить и разложить наше воинство».

Поученія владыки Антонія, напечатанныя въ этой книгѣ, произнесены имъ въ періодъ времени съ 1883 по 1909 годы. Хотя это было и сравнительно задолго до революціи 1917 года, но предъ его взоромъ, начиная съ юношескаго возраста и до послѣдняго времени, стоялъ этотъ недугъ русской жизни, и его слова и рѣчи проникнуты пламеннымъ желаніемъ вскрыть этотъ недугъ и указать на вѣрное средство для его исцѣленія. Онъ задолго видитъ наступающую на Россію опасность. Такъ въ словѣ передъ панихидой о Пушкинѣ (стр. 395) въ 1899 году онъ восклиціетъ: «Что ожидаеть нашу Русь, отразившуюся въ жизни поэта? Ей также открыты пути истины: исторія, литература и современный опытъ вѣщають ей о томъ нравственномъ предназначеніи, которое понялъ для себя Пушкинъ, но она отступаетъ отъ него снова и снова, обнаруживая гораздо болѣе сильную раздвоенность, чѣмъ ея любимый поэтъ. Неужели же и ее ожидаетъ когда-либо такое же неразумное самоистребленіе, которое постигло нашего несчастнаго народнаго генія?»

Въ знаменитой пророческой рѣчи, произнесенной 20 февраля 1905 года въ Исаакіевскомъ соборѣ въ С.-Петербургѣ въ Недѣлю Страшнаго Суда (стр. 142), владыка уже видитъ наступающую революцію: «Пусть труба Твоего Архангела, — восклицаетъ онъ, — пробудитъ уснувшую совѣсть общества, дабы оно воспользовалось послѣдними минутами земного бытія для покаянія въ своемъ себялюбіи, въ своей гордынѣ, въ своемъ развратѣ, бывшихъ причинами его теперешняго помраченія... чтобы народъ понялъ, что въ случаѣ ея (верховной власти) колебанія онъ будетъ несчастнѣйшимъ изъ народовъ, порабощенный уже не прежнимъ суровымъ помѣщикамъ, но врагамъ всѣхъ священныхъ и дорогихъ для него устроевъ его тысячелѣтней жизни, — врагамъ упорнымъ и жестокимъ, которые начнутъ съ того, что отнимутъ у него возможность изучать въ школахъ Законъ Божій, а кончатъ тѣмъ, что будутъ разрушать святые храмы и извергать мощи Угодниковъ Божіихъ, собирая ихъ въ анатомическіе театры... Воть то печальное будущее, которое ожидаетъ Россію, если она довѣрится внутреннимъ врагамъ своимъ, желающимъ сдвинуть ее съ вѣковѣчныхъ устоевъ...»

Идея нравственнаго совершенствованія человѣка, утвержденная на Христовой любви, какъ задача жизни человѣка вообще и основа русской жизни, какъ мы сказали, проходитъ черезъ всѣ поученія владыки Антонія, начиная отъ его юношеской жизни. Такъ, въ словѣ въ день юбилейной памяти Св. Равноапостольнаго Меѳодія (стр. 439) въ апрѣлѣ мѣсяцѣ 1885 года при окончаніи имъ С.-Петербургской Духовной Академіи, владыка произноситъ такія слова: «Никто не можетъ оторвать меня отъ любви Христовой, говоритъ тотъ, кто ее имѣетъ. Безъ нея невозможно служить Богу — ни разумъ, ни стремленіе нравственной природы не можетъ противостать злу...»

Въ послѣднемъ поученіи, приведенномъ въ этой книгѣ, въ «Словѣ на перенесеніе св. мощей преп. Евфросиніи Полоцкой» (стр. 545), произнесенномъ 21 мая 1910 года, владыка Антоній говоритъ: «За послѣднее пятилѣтіе и часть народа и большая часть общества постыдно поколебалась въ своемъ христіанскомъ призваніи; въ любомъ встрѣтившемся намъ десяткѣ такихъ навѣрное окажется одинъ или нѣсколько такихъ, которые постыдно отреклись пять лѣть тому назадъ и отъ своей вѣры и отъ своего отечества, и отъ своихъ святынь, и отъ завѣтовъ подвижнической жизни, оставленныхъ предками. Души такихъ людей стали глухи къ высокимъ заповѣдямъ духовнаго совершенства; имъ постыла родина и родной народъ; они всецѣло отдались на служеніе грубымъ страстямъ, или на ревнивое исканіе благъ земныхъ, каковое теперь соединено съ постоянной ложью и притворствомъ, съ постояннымъ угодничествомъ вліятельнымъ людямъ и началамъ, быстро смѣняющимъ другъ друга и потому требующимъ отъ «поклонниковъ успѣха» постоянной смѣны мнимыхъ убѣжденій. Не любятъ поэтому современные люди оглядываться на себя, бѣжатъ отъ самихъ себя, гоняясь для сего за разсѣянностью свѣтской жизни...» Однако, владыка Антоній сохраняетъ вѣру въ возможность русскаго религіознаго и государственнаго возрожденія, и ему, какъ знатоку духовной жизни и осѣненному благодатью Божіей, надлежитъ въ это вѣрить и трудиться для этого. Въ концѣ того же поученія (стр. 552) владыка Антоній говоритъ: «Въ русскомъ сердцѣ каждаго изъ насъ, въ русской жизни нашей, еще довольно силъ, братіе, для того, чтобъ при помощи Божественной благодати зажили язвы нашего нравственнаго разложенія, покрылось бы Божіимъ и народнымъ прощеніемъ іудино отступничество многихъ и все общество наше вмѣстѣ съ православнымъ народомъ вошло бы въ свѣтлую радость нынѣшнихъ святыхъ воспоминаній, прославленій и молитвъ. Лишь бы мы сами того искренно пожелали, а у святыхъ Божіихъ довольно есть молитвеннаго дерзновенія и у Господа Бога милости для того, чтобы снова стремленіе къ совершенству духовному сдѣлалось главнымъ началомъ русской жизни, личной и общественной, и опять бы небо стало сходить на русскую землю, а земля подыматься къ небу, забывая все земное, но именно черезъ это становясь несокрушимой для враговъ и супостатовъ и столь же любезною для друзей Божіихъ... возсылая... смиренныя молитвы объ исполненіи такихъ пожеланій и упованій».

Вотъ для того, чтобы послужить этому святому дѣлу, мы издаемъ эту книгу, какъ и предшествующіе 14 томовъ, посвященныхъ нашему великому Святителю.

† Архіепископъ Никонъ.       

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. VII-IX. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.