Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

Рѣчь при нареченіи въ санъ епископа [1].

Преосвященнѣйшіе архипастыри!

Когда я грѣшный началъ обдумывать, что сказать мнѣ предъ вашимъ освященнымъ соборомъ въ сей знаменательный день моей жизни, то открылъ святую Библію на удачу и прочиталъ сіи слова Апостола: «если и всѣ соблазнятся, но не я» (Марк. XIV, 29).

Извѣстно всякому, чтó отвѣтилъ Господь на это смѣлое обѣщаніе, и сколь горько посрамленъ былъ изрекшій оное. А между тѣмъ, какъ, повидимому, свойственно всякому дѣятелю, призываемому на высокое, святое служеніе, мысленно обозрѣть предстоящій свой жребій и предначертать въ сердцѣ своемъ и въ краснорѣчивомъ словѣ всѣ тѣ добрыя и мудрыя начинанія, которыя тѣснятся въ его воображеніи. Такъ и поступаютъ общеcтвенные дѣятели мірскіе, особенно въ странахъ, управляемыхъ выборнымъ началомъ: наперерывъ хвалятся они предъ народной толпой перечисленіемъ своихъ будущихъ подвиговъ, склоняя тѣмъ каждый на свою сторону выборъ народный.

Дѣятели духовные, особенно молодые, тоже нерѣдко поддаются такому же увлеченію, мечтаютъ и говорятъ о будущихъ преобразованіяхъ, о томъ, какъ они «не будутъ подобны прочимъ человѣкамъ — хищникамъ, прелюбодѣямъ»; имъ ласкательствуетъ современная печать, изображая подобныхъ имъ мечтателей, осуществившихъ свои предначертанія и бывшихъ образцовыми священниками въ современномъ духѣ — лѣкарями, гигіенистами, экономистами.

Будемъ ли строго судить ихъ? Вѣдь не столько тщеславіе и самопревозношеніе, сколько незнаніе жизни, а паче того — незнаніе своей немощной человѣческой природы, увлекаютъ воображеніе этихъ юныхъ. Скоро, очень скоро тяжкія испытанія, огорченія, уничиженія отвнѣ и собственныя прегрѣшенія откроютъ глаза неопытному пастырю, и увидитъ онъ, что его надежды на себя подобны надеждѣ человѣка летать по воздуху съ игрушечными крыльями. Такъ и меня многократно смирялъ въ моихъ глазахъ Господь, какъ Петра, еще прежде пошедшаго къ Нему по водамъ и тонувшаго среди волнъ разсвирѣпѣвшаго озера, а затѣмъ постыдно устрашившагося враговъ Христовыхъ.

Но вотъ, сей самый Петръ, который нѣкогда въ горячности своей отсѣкъ мечемъ ухо Малха, теперь, «исшедъ вонъ плакася горько»; онъ уже не обѣщаетъ ничего своему Учителю, но со слезами раскаянія и скорби вопіетъ: «Господи, Ты вся вѣси, Ты вѣси, яко люблю Тя». Чтó же мы видимъ послѣ сего самопознанія и покаянія? Смирившійся въ сердцѣ своемъ ученикъ уже съ великимъ дерзновеніемъ свидѣтельствуетъ о Христѣ предъ Его врагами, радостно благодаритъ Бога за темничное заключеніе о имени Его, единымъ словомъ исцѣляетъ хромого, посрамляетъ лжепророка, низводитъ съ неба, вмѣсто огня, Святаго Духа, наконецъ, единою тѣнью тѣла своего исцѣляетъ болѣзни. — Чего не могла совершить естественная горячность духа, то свершила благодать Духа Божественнаго, обрѣтшая себѣ мѣсто въ сердцѣ, очищенномъ покаяніемъ, украшенномъ вѣрой, укрѣпленномъ смиреніемъ.

То, что совершилось съ первоверховнымъ Апостоломъ, есть законъ жизни, дѣйствующій во всѣхъ служителяхъ Божіихъ. Не въ смѣлыхъ предначертаніяхъ, не въ пылкомъ воображеніи раскрывается сила ихъ, но въ самомъ отреченіи отъ своей естественной силы обрѣтаетъ себѣ мѣсто сила Божія.

«Сладцѣ убо похвалюся паче въ немощехъ моихъ, да вселится въ мя сила Христова» (2 Кор. XII, 9). Таковы да будутъ мои предначертанія въ широкой и святой дѣятельности, нынѣ мнѣ препоручаемой чрезъ ваше рукоположеніе Святымъ Духомъ. Да будетъ всегда непоколебима предъ моимъ духовнымъ взоромъ та истина, что жизнью правятъ не ухищренія человѣческія, а воля Промыслителя Бога, что Онъ для исполненія Своихъ спасительныхъ предначертаній требуетъ отъ насъ не предугадыванія событій, а внутренней чистоты, любви и смиренія, и если находитъ дѣлателя, исполненнаго сими дарами, то Самъ чрезъ него творитъ «великая и славная». Такъ святостью своею Моѵсей и Ааронъ охраняли народъ свой отъ гнѣва Божія; такъ и пророкъ Іезекіиль говоритъ отъ лица Его: «Искалъ Я у нихъ человѣка, который поставилъ бы стѣну и сталъ бы предо Мною въ проломѣ за сію землю, чтобъ Я не погубилъ ея» (Іезекіил. XXII, 30). Отсюда видимъ, что духовный взоръ вновь призываемаго трудника нивы Его долженъ быть обращенъ не вдаль, а внутрь себя, не въ будущее, а въ настоящее: «даждь намъ днесь... и не введи насъ во искушеніе, но избави насъ отъ лукаваго».

Неразумные люди міра въ подобныхъ правилахъ жизни видятъ причину бездѣятельности православнаго духовенства и завидуютъ кажущейся ревности еретиковъ. Но если гдѣ замѣтите бездѣятельность, то легко убѣдитесь, при лучшемъ вниманіи, и въ томъ, что ея причина есть внутренній недугъ — себялюбіе или черствость, т. е. пренебреженіе православнымъ правиломъ пастырства, а не выполненіе его. О, какъ бы дѣятеленъ былъ тотъ пастырь, который полагалъ бы заботу души своей въ томъ только, чтобы въ сердцѣ своемъ всегда пріуготовлять храмъ Духа чрезъ подвиги духовной жизни. Онъ пошелъ бы путемъ святаго Іоанна Златоуста въ любви къ людямъ, былъ бы дерзновененъ, какъ святитель Филиппъ предъ врагами истины, поколебалъ бы весь грѣшный міръ правымъ исповѣданіемъ, какъ Максимъ Исповѣдникъ, уразумѣвалъ бы тайны Промысла, какъ Іоаннъ Богословъ, привлекалъ бы къ себѣ любовію въ далекую пустыню всѣ сословія и возрасты, какъ Тихонъ Задонскій. — Эту истину уразумѣлъ я грѣшный среди испытаній своей жизни, но увы, уразумѣвалъ не чрезъ послѣдованіе ей, но чрезъ постоянное отступленіе, чрезъ самонадѣяніе, забвеніе надежды на Бога, колебаніе и тщетные страхи. Васъ, предстоящихъ святителей Божіихъ и духовно соприсутствующаго намъ усопшаго архипастыря града сего, учившаго меня вѣрѣ и надеждѣ примѣромъ любви своей и вѣры, прошу смиренно: вознести молитву, дабы жизнью я исполнялъ эту истину, такъ легко уразумѣваемую умомъ и такъ трудно осуществляемую волею. Вознесите молитву: «да не како другимъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду» (1 Кор. IX, 27).

Наипаче же тебя прошу о томъ, мой возродитель въ монашескую жизнь. Третій разъ будешь ты возлагать на меня руку; память первыхъ рукоположеній и любви твоей да даруетъ мнѣ сугубое умиленіе и упованіе въ третичномъ пріятіи сего великаго таинства. Въ пришествіи твоемъ на мое посвященіе я вижу не только подвигъ любви твоей, но и напоминаніе Божіе о томъ, чтобы я въ душѣ своей принесъ покаяніе за всѣ грѣхи свои, содѣянные въ монашествѣ, въ діаконствѣ, въ священствѣ.

Да не оскудѣетъ памятованіе о нихъ и въ дальнѣйшемъ служеніи моемъ, какъ не оскудѣетъ благодарность за твою любовь.

Примѣчаніе:
[1] Была произнесена въ Казанской Крестовой церкви. Въ первый разъ была напечатана въ журналѣ «Церков. Вѣдомости». 1897 г., № 38.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 7-9. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.