Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово въ день рожденія Государя Императора
[1].

Русское общество, всегда отличавшееся искреннею преданностью своему Государю, въ этотъ день его рожденія, должно размыслить о томъ, чѣмъ можетъ оно проявить свою вѣрноподданическую любовь Вѣнценосцу, начавшему сегодня новый годъ своей драгоцѣнной для отечества жизни. Патріотизмъ и преданность Государю не должны быть удѣломъ однихъ только чувствъ нашихъ, но должны отражаться на той дѣятельности, къ которой призванъ каждый изъ насъ, согласно съ словами Писанія: «не любимъ словомъ, ниже языкомъ, но дѣломъ и истиною».

Несомнѣнно, впрочемъ, и то, что русское чиновничество всѣхъ отраслей государственнаго управленія всегда исполняетъ возложенныя на него обязанности съ полнымъ послушаніемъ и весьма рѣдко случается, чтобы въ его дѣятельности появлялось сопротивленіе волѣ Государя. Но, братіе, всякое правительственное мѣропріятіе, всякій издаваемый законъ имѣетъ двѣ стороны: внѣшнюю и внутреннюю. Можно быть точнымъ исполнителемъ всѣхъ исходящихъ инструкцій, предписаній и распоряженій — по буквѣ, и въ то-же время совершенно оставлять въ сторонѣ ихъ духъ, ихъ внутренній смыслъ, ихъ цѣль въ дѣлѣ государственнаго благоустройства. Такъ, древніе законники іудейскіе, повидимому, не оставлявшіе безъ вниманія ни одной іоты закона, проведшіе чрезъ всю свою жизнь, чрезъ весь свой бытъ различныя предписанія религіознаго характера, въ тоже время были такъ слѣпы въ уразумѣніи сущности Божественнаго ученія, такъ далеки отъ усвоенія его истиннаго смысла, что они не только не узнали «Егоже предвозвѣстиша Моисей и Пророцы», не узнали Того, въ Комъ было исполненіе закона, но представили Его, какъ нарушителя этого закона, какъ врага обѣтованій св. Библіи, и предали Его поносной смерти.

Такъ, слушатели, исполнителемъ законовъ и государевой воли является не тотъ, кто въ точности держится одной буквы исходящихъ мѣропріятій, но кто не ограничивается этимъ, а, стараясь вникнуть въ ихъ внутрениій смыслъ и цѣли, самъ прилагаетъ всѣ усилія, чтобы и въ своей, ввѣренной ему дѣятельности, проводить тѣ-же идеи, тотъ-же духъ, который открывается въ волѣ Государя императора.

Но если, братіе, такъ поступать побуждаетъ насъ всегда вѣрноподданническая любовь русскихъ людей, то, по отношенію къ современному Правительству, мы имѣемъ, для усвоенія духа его узаконеній, еще другія, еще болѣе высокія побужденія, еще болѣе неотложный долгъ. И это потому, что направленіе или смыслъ современныхъ мѣропріятій есть именно то направленіе, которое должно быть самымъ дорогимъ, самымъ желательнымъ для русскаго человѣка, для православнаго христіанина. Это есть направленіе христіански-народное. То направленіе, которое призываетъ русскую общественную жизнь къ ея историческимъ основаніямъ, къ тому, чтобы мыслить и поступать не по указаніямъ римскаго права, проникающаго жизнь западно-европейскую, къ тому, чтобы не искажать намъ бытъ и характеръ сообразно жизни и духу иноземныхъ государствъ, но обратиться къ своему отечеству и искать въ его исторіи, въ его идеалахъ, въ его чисто христіанскомъ, а слѣдовательно и высоко гуманномъ, складѣ народныхъ понятій, искать указаній къ устроенію собственнаго русскаго общественнаго міровоззрѣнія и началъ дѣятельности. Въ этомъ смыслѣ мы постоянно извѣщаемся о поднятіи уровня религіознаго воспитанія, объ устроеніи церковно-приходскихъ школъ для простого народа, объ учрежденіи поземельныхъ банковъ и о другихъ дѣйствіяхъ Правительства, изъ которыхъ становится ясно, что народность и православная религія являются предметами преимущественной заботы державной воли. — Вотъ поэтому-то, братіе, не только вѣрноподданническая исполнительность, но и русскій патріотизмъ и христіанская совѣсть каждаго русскаго дѣятеля должны въ нынѣшнее царствованіе побуждать его къ усердію въ исполненіи его обязанностей, къ исполненію не только формальному, но и искреннему, къ проникновенію самымъ духомъ порученныхъ ему распоряженій. Дѣйствительно, если послѣднее необходимо при всякомъ направленіи правительственной дѣятельности, то въ нынѣшнее царствованіе, когда главнѣйшею цѣлью общественной жизни ставится не военная сила или экономическое благосостояніе, но возстановленіе религіозно-народныхъ основъ, — мысль эта предстаетъ намъ съ неотразимою очевидностью. Очевидно, что добрымъ исполнителемъ цѣлей Правительства можетъ быть нынѣ тотъ дѣятель, который самъ проникнутъ горячею любовью ко всему родному русскому, кто не гнушается народа, но относится съ уваженіемъ къ его высокимъ христіанскимъ идеаламъ, кому, наконецъ, и эти идеалы не чужды, кто есть истинный христіанинъ въ душѣ, кто искренно вѣруетъ въ Божественныя обѣтованія нашего Искупителя, кто не по оффиціальной обязанности только, но по влеченію собственнаго сердца исполняетъ евангельскій законъ и уважаетъ церковныя постановленія. Очевидно, что насколько и народность, и религія не ограничиваются установленіемъ внѣшнихъ порядковъ жизни, но касаются прежде всего внутренняго строя души человѣческой съ тѣмъ, чтобы руководить нашу совѣсть, — настолько притворное и, вообще, внѣшнее только исполненіе правительственныхъ предписаній религіозно-народнаго характера не только не приближаетъ эти предписанія къ ихъ цѣли, но вноситъ въ жизнь вреднѣйшіе разлагающіе элементы религіозной фальши. О такихъ людяхъ Спаситель говоритъ: «приближаются мнѣ люди сіи усты своими и устнама чтутъ Мя, сердце-же ихъ далече отстоитъ отъ Мене; всуе же чтутъ Мя». Слѣдовательно, братіе, не дѣятельности и исполнительности только требуетъ отъ насъ воля христіанскаго Государя нашего, не въ распоряженіяхъ и бумагахъ только должны мы быть патріотами и православными, но и въ сердцѣ, а слѣдовательно и во всей жизни. — Всякому извѣстно, что на области дѣятельности всякаго чиновника отражаются не только его правительственные принципы, но и его личный характеръ, направленіе всѣхъ его симпатій и антипатій; все это усвоивается или, во всякомъ случаѣ, имѣется въ виду подвѣдомственными его людьми, и жизнь ихъ сообразуется, по большей части, именно съ этими сторонами завѣдывающаго ими лица. — Поэтому, если мы дѣйствительно искренно готовы исполнять волю нашего Монарха относительно возстановленія религіозно-народныхъ началъ жизни, то мы не должны ограничивать отправленіе своего государственнаго долга однимъ только искреннимъ и нелицемѣрнымъ проведеніемъ этихъ началъ въ сферу нашихъ непосредственныхъ обязанностей, — нѣтъ, ихъ слѣдуетъ вносить во всю нашу частную жизнь, по нимъ слѣдуетъ опредѣлять свои личныя склонности, свою семейную и общественную жизнь, и притомъ опять-таки не на показъ только, но изъ глубины сердца, не ради только исполненія воли Правительства, но по искренней личной вѣрѣ въ Бога и св. Церковь, по личной преданности и любви къ родной исторіи и быту.

Польза подобнаго пониманія своихъ обязанностей очевидна сами собою. Если русскіе правительственные дѣятели, начиная отъ самыхъ высокопоставленныхъ и кончая самыми скромными труженниками, всѣ вмѣстѣ поставятъ себѣ цѣлью не пріобрѣтеніе чиновъ и имуществъ, но славу Божію и славу отечества, если въ ихъ отношеніяхъ другъ къ другу будутъ имѣть мѣсто не личныя неудовольствія и борьба самолюбія съ завистью, но искреннее сочувствіе успѣхамъ другъ друга, какъ борцамъ одного и того-же великаго дѣла; если они во всей своей жизни и характерѣ будутъ для всѣхъ живыми примѣрами и побужденіями не холодной безучастности къ св. вѣрѣ и къ судьбѣ подчиненныхъ имъ, но горячей преданности евангельскому ученію, и заботъ о внутреннемъ благосостояніи зависящихъ отъ каждаго изъ людей; если, однимъ словомъ, государственная жизнь во всѣхъ ея отрасляхъ будетъ приближаться къ тѣмъ святымъ предначертаніямъ, которыя сдѣланы для человѣческой жизни Господомъ нашимъ, которыя приняты и воспѣты нашимъ народомъ и исторіей; то не только земное могущество, всегда вѣнчающее государственное единодушіе, не только общее благосостояніе, какъ удѣлъ братской любви между людьми, будутъ благословенными послѣдствіями христіанскаго патріотизма русскихъ дѣятелей: но государственная жизнь наша, соединяясь такимъ образомъ съ жизнью другого Божественнаго учрежденія на землѣ, того царства, которое основано Самимъ Господомъ нашимъ І. Христомъ, и называется Церковью, будетъ постепенно усвоивать отъ нея благодатныя силы, яже животу и благочестію, будетъ находиться въ особенно тѣсномъ общеніи съ источникомъ благодати и почерпать въ немъ вновь и вновь воду жизни, текущую въ животъ вѣчный, будетъ раздѣлять со св. Церковью данныя ей обѣтованія вѣчнаго существованія на землѣ до времени второго пришествія Небеснаго Царя, до времени полнаго сліянія съ Царствомъ небеснымъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Холмскомъ каѳедральномъ соборѣ 26 февраля 1887 года.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 14-17. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.