Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Бесѣда въ недѣлю четвертую св. постовъ
[1].

Православная Церковь, переживая эти священныя седьмицы великаго поста, учрежденнаго для покаянія и освяшенія вѣрующихъ, предлагаетъ на воскресныхъ литургіяхъ такія чтенія изъ св. Евангелія и Апостола, въ которыхъ содержатся глубоко поучительныя вещи для людей, проходящихъ подвигъ покаянія и воздержанія. — Эти евангельскія чтенія имѣютъ цѣлью не только научить вѣрующаго истинному покаянію, но и побороть въ немъ всѣ тѣ искушенія, которыя встрѣчаются сами собою при всякомъ добромъ дѣлѣ, а тѣмъ болѣе тогда, когда человѣкъ, начиная говѣть, желалъ бы разъ навсегда развязаться со своими пороками и страстями и, очистившись исповѣдью и принятіемъ св. таинствъ, начать новую, богоугодную жизнь. — Начать грѣшить очень не трудно, а отвыкать отъ грѣха — страшно тяжело. Чуть только человѣкъ рѣшится вести богоугодную жизнь — и сейчасъ множество искушеній предстанутъ ему на пути. Сначала прежніе грѣхи и страсти представятся ему особенно сладкими — начнетъ онъ жалѣть о томъ, что приходится отстать отъ нихъ, потомъ, какъ раздумается объ этомъ, ему покажется, что и не прожить ему безъ прежнихъ привычекъ, что и дѣлать-то ему нечего будетъ во время досуга, если онъ не будетъ выпивать или пересуживать. Потомъ дальше, добрая жизнь покажется ему ужъ слишкомъ тяжелой: творить милостыню — жалко, говорить всегда правду — очень ужъ невыгодно; побольше молиться, поститься — скучно и тяжело; словомъ, за какую добродѣтель ни возьмись: все не по силамъ, все мудрено. Такъ шепчетъ въ человѣческой душѣ врагъ нашего спасенія, отнимая бодрость у того, кто пожелаетъ жить богоугодно. Само собою разумѣется, что, если человѣкъ будетъ останавливаться на всѣхъ этихъ словахъ и мысляхъ, то возьмется онъ за постъ или за говѣніе вяло, безъ усердія — и стоитъ только попасться какой-нибудь приманкѣ къ прежнимъ грѣхамъ — какъ человѣкъ забудетъ свое доброе намѣреніе, броситъ молитву и постъ и опять пустится въ старый омутъ и гнѣвитъ Господа Бога своими грѣхами по старому до тѣхъ поръ, пока, опять натолкнувшись на бѣду, не одумается и опять не рѣшится остановить свои страсти. Но во второй разъ каяться ему еще труднѣе будетъ, потому что грѣхи его еще больше имъ одолѣли, силы у него меньше и, если онъ опять приступитъ къ покаянію такъ-же вяло и съ сомнѣніемъ да оглядками, какъ первый разъ, то опять ослабѣетъ, опять вернется къ прежней жизни, да еще начнетъ роптать на Господа Бога, что Онъ не хотѣлъ исцѣлить его душевныя болѣзни и избавить его отъ грѣховъ. А потомъ, погружаясь все глубже и глубже въ пучину страстей и пороковъ, человѣкъ до того подпадаетъ подъ ихъ власть, подъ власть діавола, что ему уже кажется, будто Самъ Господь теперь не можетъ его избавить отъ этого тяжелаго рабства — и злое отчаяніе входитъ въ его душу, то самое отчаяніе, которое испытывалъ Іуда предатель, думая, что уже самъ милосердный Господь Іисусъ его не проститъ. — Видите-ли, братіе, какая ужасная участь грозитъ намъ, если мы приступаемъ къ св. говѣнію, или вообще къ доброй жизни съ сомнѣніемъ, безъ надлежащей вѣры въ то, что Господь можетъ и простить всякій грѣхъ и помочь намъ избавиться отъ самыхъ ужасныхъ и неотвязныхъ пороковъ. — Вотъ сегодняшнее евангеліе, читанное за обѣдней, и поучаетъ насъ вѣровать во всесильную помощь Божію. Вслушайтесь-же въ него внимательно, подумайте о немъ особенно тѣ, которые — сохрани Боже — бывали иногда близки къ отчаянію, которые уже теряютъ надежду избавиться отъ грѣховныхъ привычекъ. — Послѣ того, какъ Господь Іисусъ Христосъ преобразился на горѣ Ѳаворской предъ Своими учениками, показавъ имъ Свою Божественную славу, Онъ сошелъ съ горы и увидѣлъ, что тѣ изъ Его учениковъ, которые оставались внизу, спорятъ съ народомъ и Онъ спросилъ: о чемъ Вы спорите (Марк. IX, 17-31). Одинъ изъ народа сказалъ Ему въ отвѣтъ: Учитель! Я привелъ къ тебѣ сына моего, одержимаго духомъ нѣмымъ (Марк. IX, 17). Гдѣ ни схватываетъ его, повергаетъ его на землю, и онъ испускаетъ пѣну и скрежещетъ зубами своими и цѣпенѣетъ. Говорилъ я ученикамъ Твоимъ, чтобы они изгнали его; и они не могли (Марк. IX, 18). Отвѣчая ему, Іисусъ сказалъ: о родъ невѣрный! доколѣ буду съ вами? доколѣ буду терпѣть васъ? приведите его ко Мнѣ (Марк. IX, 19). И привели его къ Нему. Какъ скоро бѣсноватый увидѣлъ Его, духъ сотрясъ его; онъ упалъ на землю, и валялся, испуская пѣну (Марк. IX, 20). И спросилъ Іисусъ отца его: какъ давно это сдѣлалось съ нимъ? Онъ сказалъ: съ дѣтства (Марк. IX, 21). И многократно духъ бросалъ его и въ огонь, и въ воду, чтобы погубить его: но, если что можешь, сжалься надъ нами, и помоги намъ (Марк. IX, 22). Іисусъ сказалъ ему: если сколько-нибудь можешь вѣровать; все возможно вѣрующему (Марк. IX, 23). И тотчасъ отецъ отрока воскликнулъ со слезами: вѣрую, Господи! помоги моему невѣрію (Марк. IX, 24). Іисусъ, видя, что сбѣгается народъ, запретилъ духу нечистому, сказавъ ему: духъ нѣмой и глухой! Я повелѣваю тебѣ: выйди изъ него и впредь не входи въ него (Марк. IX, 25). И, воскликнувъ и сильно сотрясши его, вышелъ: и онъ сдѣлался какъ мертвый, такъ что многіе говорили: онъ умеръ (Марк. IX, 26). Но Іисусъ, взявъ его за руку, поднялъ его, и онъ всталъ (Марк. IX, 27). — Остановимся пока: подумаемъ о томъ, чтó прочитано. Сильно овладѣлъ бѣсъ этимъ мальчикомъ; съ самаго рожденія бѣдное дитя было въ полной его власти; оно не могло даже молиться, не могло само попросить милосердія къ себѣ у благаго Учителя Іисуса. Просилъ за него отецъ, но какъ просилъ: не вполнѣ даже довѣряя силѣ Господа? Онъ только сознавалъ свое безсиліе, свое маловѣріе и, вмѣстѣ съ просьбой о милосердіи, просилъ прежде укрѣпить его вѣру. И что-же? Господь сжалился надъ его слезами, сжалился надъ несчастнымъ мальчикомъ и властно изгналъ бѣса изъ отрока и освободилъ его отъ страшной муки... Братіе! велика сила нашего Спасителя — Сына Божія: Ему поклоняются и повинуются силы небесныя, Его имени одного трепещутъ бѣсы; Онъ есть — Слово Божіе, Которымъ созданъ весь необъятный міръ! Велика Его сила — еще больше Его милосердіе къ людямъ. Онъ ради насъ претерпѣлъ уничиженіе на землѣ и принялъ позорную, ужасную смерть, отъ тѣхъ, кого Самъ создалъ изъ праха земного. Неужели-же, братіе, Онъ Всемогущій и Всеблагій не поможетъ и намъ, когда мы, удрученные скорбями и грѣхами, падемъ предъ Его пречистымъ Ликомъ и будемъ просить прощенія нашихъ грѣховъ и благодатной помощи для богоугодной жизни! Вѣдь Онъ затѣмъ и страдалъ, чтобы облегчить всѣмъ путь ко спасенію. Ужели-же Онъ оттолкнетъ грѣшника, со слезами просящаго помощи во спасеніе? Итакъ, христіанинъ! какъ-бы ни были тяжки твои грѣхи, какъ бы ни трудно тебѣ казалось отъ нихъ избавиться — вспомни объ этомъ отрокѣ, который былъ хуже тебя подъ властью сатаны — и одно слово Христа Спасителя освободило его отъ этого рабства ради моленія его отца. — Можетъ быть ты скажешь: тогда было другое время: Іисусъ Христосъ былъ на землѣ, ближе къ людямъ и потому скорѣе давалъ имъ помощь. Это не правда: Господь всегда близокъ къ намъ: о Немъ мы движемся и живемъ; Онъ теперь, послѣ Своего страданія, смерти и воскресенія еще ближе къ сердцу человѣческому, чѣмъ въ бытность Свою на землѣ. Это подтвердилъ Онъ Своими собственными словами. Прощаясь съ учениками, Онъ говорилъ: Я не оставлю васъ сирыми, но приду къ вамъ. Лучше вамъ, чтобы Я теперь ушелъ (отъ земли), потому что, если Я не пойду, то Утѣшитель (Духъ Святый) не придетъ къ вамъ, а если Я уйду, то пошлю Его къ вамъ... И если кто Меня любитъ, того будетъ любить Отецъ Мой и Мы придемъ къ нему и обитель у него сотворимъ. — Итакъ, братіе, Господь къ каждому изъ насъ такъ-же близокъ, какъ Онъ былъ близокъ ко всѣмъ требовавшимъ Его помощи въ бытность Его на землѣ. Поэтому не сомнѣвайся прибѣгать къ Его милосердію, какъ-бы ни тяжки были твои грѣхи, какъ-ни жестоко овладѣлъ діаволъ твоимъ сердцемъ. Господь изгонитъ изъ него всѣ пороки и страсти, какъ изгналъ ихъ изъ того отрока, лишь-бы ты самъ не предавался имъ добровольно, самъ бы не призывалъ бѣса въ свою душу, но далъ бы себѣ твердый зарокъ впредь бороться со всякими соблазнами. А какъ съ ними бороться, этому научаетъ насъ конецъ сегодняшняго евангельскаго чтенія. Когда І. Христосъ исцѣлилъ его, то ученики спрашивали Его наединѣ: почему мы не могли изгнать его (бѣса) (Марк. IX, 28)? И сказалъ имъ: сей родъ не можетъ выйти иначе, какъ отъ молитвы и поста (Марк. IX, 29). Вышедши оттуда, проходили чрезъ Галилею и Онъ не хотѣлъ, чтобы кто узналъ Его (Марк. IX, 30). Ибо училъ Своихъ учениковъ и говорилъ имъ, что Сынъ человѣческій преданъ будетъ въ руки человѣческія, и убіютъ Его, и по убіеніи, въ третій день воскреснетъ (Марк. IX, 31). Такимъ образомъ Спаситель указалъ два средства для борьбы съ бѣсомъ и съ грѣхами: молитва и постъ. Разсмотримъ, братіе, значеніе этихъ спасительныхъ средствъ повнимательнѣе, потому что нынѣ многіе легкомысленно относятся къ молитвѣ и къ посту, да еще говорятъ, что Христосъ Спаситель никогда не устанавливалъ постовъ и не велѣлъ помногу молиться. Стоитъ пожалѣть этихъ людей: они рѣшаются разсуждать объ Евангеліи, очевидно, совершено не читая и не помня его. Господь не только заповѣдалъ съ полною ясностью молиться и поститься, но и научилъ насъ, какъ именно слѣдуетъ заниматься этими св. дѣлами. Онъ говорилъ, что, «когда поститесь, то не будьте унылы,... чтобы показаться людямъ постящимися... но помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не предъ людьми, но предъ Отцемъ твоимъ, Который втайнѣ, и Отецъ твой, видящій тайное, воздастъ тебѣ явно». Если Господь обѣщаетъ за постъ награду отъ Отца небеснаго, стало быть Онъ считалъ его за дѣло святое. — Только надо и то разумѣть, что Онъ не назоветъ постящимся человѣка, который въ постъ ѣстъ еще больше, чѣмъ въ мясоѣдъ, только безъ мяса, да напиваетея виномъ; такой человѣкъ постится не предъ Отцемъ небеснымъ, а предъ своимъ собственнымъ заблужденіемъ. А вѣдь какая польза душѣ отъ воздержанія въ пищѣ, какую свободу чувствуетъ человѣкъ отъ всякихъ плотскихъ пожеланій! Но вѣдь постъ по христіанскому ученію не въ одной пищѣ и кто только отказываетъ себѣ въ пищѣ, а ведетъ такую-же жизнь, какъ всегда, тотъ пусть не думаетъ, что онъ постился: истинно постящійся христіанинъ долженъ посвящать это время на обсужденіе своихъ поступковъ, на чтеніе свящ. книгъ, на безмолвіе и сосредоточенность, а паче всего — на молитву: постъ безъ молитвы — и не постъ. Такъ вотъ теперь иные говорятъ, что І. Христосъ велѣлъ молиться не помногу, потому что не въ многословіи спасеніе. Правда Онъ говорилъ: «молясь не говорите лишняго, какъ язычники, ибо они думаютъ, что въ многословіи своемъ будутъ услышаны». Что значитъ, братіе: «не говорите лишняго», а то, что не слѣдуетъ повторять словъ молитвы, не молясь въ сердцѣ. Вотъ язычники думаютъ, что имъ довольно языкомъ проболтать побольше словъ, или даже написать молитву на ремень, а потомъ намотать на катушку и потомъ развертывать его, не читая — такъ для ихъ боговъ, это все равно, что молиться. Вотъ такую-то молитву и осуждаетъ Господь, а о томъ, что слѣдуетъ постоянно молиться: Онъ ясно указалъ въ притчахъ — вотъ, говорилъ Онъ, придетъ кто-нибудь къ другу своему въ полночь и начнетъ будить его, прося хлѣба взаймы, чтобы угостить гостя. А тотъ изнутри скажетъ ему въ отвѣтъ: не безпокой меня, двери уже заперты и дѣти мои со мною на постелѣ, не могу встать и дать тебѣ (Лук. XI, 7). Если-же, говорю вамъ, онъ не встанетъ и не дастъ ему по дружбѣ съ нимъ, то по неотступности его, вставъ, дастъ ему, сколько проситъ (Лук. XI, 8). И Я скажу вамъ: просите, и дано будетъ вамъ, ищите и найдете; стучите, и отворятъ вамъ (Лук. XI, 9). Изъ этой притчи мы видимъ, что Господь учитъ насъ молиться неотступно, умолять Бога о помощи неустанно, пока не получимъ просимаго. Не Богу, а тебѣ для размягченія сердца сіе нужно. — И святая молитва, соединенная съ постомъ, т. е. съ воздержаніемъ на лишнія слова, на пищу и питье, далеко отгонитъ отъ тебя злыя страсти и пороки. Но вотъ иной скажетъ: я бы радъ молиться и поститься, но для чего непремѣнно поститься всѣмъ вмѣстѣ въ опредѣленные дни года — не лучше-ли предоставить каждому молиться и поститься тогда, когда у него расположеніе явится, а не поневолѣ — вѣдь І. Христосъ не установилъ, въ какіе именно дни надобно поститься. Дней-то Онъ, разумѣется, не установилъ, скажемъ мы, потому что одинъ постъ устроенъ въ память Его смерти, другой въ честь Успенія Пресвятыя Богородицы, третій въ честь подвиговъ св. Апостоловъ; стало-быть, всѣ событія, въ память которыхъ устроены посты, были послѣ земной жизни Спасителя. Поэтому Онъ, конечно, и не могъ установить въ память ихъ постовъ — ихъ установила св. Церковь, о которой Спаситель сказалъ, что ослушавшійся ея будетъ какъ язычникъ и мытарь. — А что до того, чтобы поститься лучше каждому, когда кто надумаетъ, то такъ могутъ говорить люди, у которыхъ охладѣла любовь къ ближнимъ. Вѣдь сыны св. Церкви не чужіе другъ другу — они предназначены всѣ для одного общаго дѣла — созданія взаимнаго спасенія, такъ-что всякое доброе дѣло одного передается и другимъ и любовь каждаго христіанина призываетъ милость Божію и на всѣхъ его братій. Если бы мы любили другъ друга по заповѣди Божьей, то мы бы не только не тяготились общимъ дѣломъ поста, но утѣшались и укрѣплялись духомъ сами, видя, напр., какъ съ чистаго понедѣльника всѣ добрые люди, какъ одна рать, пошли на битву съ грѣхомъ и страстями. Не Господь-ли обѣщалъ быть посредѣ двоихъ или троихъ, собравшихся во имя Его? А когда цѣлые приходы, цѣлые города, цѣлые народы — однимъ словомъ — вся вселенская церковь призываетъ въ покаяніи Его св. имя — развѣ Онъ не даруетъ всякому вѣрующему сугубую благодать прощенія. Говорятъ, что на людяхъ и смерть красна — такъ неужели-же не будетъ красно такое св. дѣло, какъ спасеніе души вмѣстѣ со всѣми православными? — Еще говорятъ третьи: мы бы и молились и постились, но не можемъ понять, какъ это, если я виноватъ предъ Богомъ, то молитва къ Сыну Его можетъ изгладить мою вину? вѣдь зло сдѣлано — грѣхъ вопіетъ отъ земли на небо — я достоинъ возмездія, кары отъ всеправеднаго Судіи — и вотъ говорятъ, что только молись Спасителю — и тебѣ простится, будто ты и не согрѣшилъ. Какъ-же, спрашиваютъ, заслуги Спасителя могутъ вмѣниться мнѣ въ праведность? Этой тайнѣ поучаетъ насъ послѣзавтрашній праздникъ. — Съ сегодняшней вечерни, братіе; началось предпразднество Благовѣщенію Пресвятой Богородицы, когда Церковь празднуетъ великое событіе, состоявшее въ томъ, что Самъ Богъ, Сынъ Божій, сдѣлался человѣкомъ, вселившись во утробу дѣвы, чтобы родиться отъ нея чрезъ установленное время. Видите-ли, человѣкъ созданъ безгрѣшнымъ, но свободнымъ, чтобы жить праведно или неправедно, потому что безъ свободы какая-же можетъ быть праведность; вѣдь не похвалишь машину за то, что шибко ѣдетъ, потому что знаешь, что она ѣдетъ не сама по себѣ, не свободно, а потому, что ее такъ устроили, — равно и первый человѣкъ: чтобы преуспѣвать ему въ праведности, онъ долженъ былъ отъ себя ее исполнять, быть свободнымъ; вотъ онъ, имѣя свободу, направилъ ее не къ добру, а ко злу, т. е. согрѣшилъ и своимъ грѣхомъ отпалъ отъ блаженной райской жизни и внесъ въ земную жизнь все то зло, всѣ бѣды и скорби, которыя мы встрѣчаемъ здѣсь. Онъ, стало быть, своею грѣховностью заразилъ всю землю и всѣхъ людей, которые отъ него рождались, а тѣ, кромѣ наслѣдственнаго грѣха, грѣшили и сами по своей волѣ, и такъ вовсе подпали подъ власть сатаны и навлекли на себя всѣ кары Божія. — Въ такой тяжелой скорби люди стали просить у Господа Искупителя, какого-либо Небеснаго Посланника, Который загладилъ-бы вину человѣчества предъ Богомъ Своими страданіями. Но кто-бы могъ сдѣлать это? Вѣдь ни одинъ человѣкъ не могъ своею праведностью загладить грѣховность всѣхъ, да еще вѣдь всякій человѣкъ рождался въ грѣхѣ самъ; а вѣдь между тѣмъ, кромѣ человѣка никто и не могъ искупить человѣчества, потому что вѣдь заслуга Ангела не была бы вмѣнена человѣчеству: кто согрѣшилъ, кто виновенъ — тотъ и отвѣчай. — Но премудрость и всеблагость Господня отъ вѣка разрѣшила сію неразгаданную людьми тайну. Самъ Богъ, Второе Лицо Св. Троицы, Сынъ Божій благоволилъ содѣлаться человѣкомъ, не чрезъ грѣховное рожденіе, какимъ рождались люди, но безъ грѣха, Отъ чистой Дѣвы, безъ мужа, безсѣменно. Онъ принялъ въ Себя естество человѣческое, и затѣмъ, не сотворивъ Самъ ни единаго грѣха, благоволилъ взять на Себя вину всего человѣчества и страшными муками душевными и тѣлесными, такими муками, въ которыя сложились всѣ вины, всѣ грѣхи всѣхъ людей, начиная съ самыхъ лютыхъ грѣшниковъ; Онъ удовлетворилъ правду Божію, искупилъ родъ человѣческій отъ грѣха, проклятія и вѣчной смерти, примиривъ его съ Богомъ. Какъ Адамовъ грѣхъ перешелъ на всѣхъ сыновъ Его, такъ, стало-быть, нынѣ праведность Господа нашего Іисуса Христа подается всѣмъ, которые соединились Его тѣлу, т. е. св. Церкви, или обществу людей, учрежденному Христомъ на землѣ. Мы, братія, съ Господомъ Іисусомъ едино и потому Онъ можетъ своею праведностью очищать и прощать насъ, какъ голова своимъ разумомъ направляетъ разумно всѣ прочіе члены тѣла. Вотъ почему чрезъ милость Господа Іисуса мы можемъ получить прощеніе нашимъ грѣхамъ: за нихъ Онъ претерпѣлъ лютую смерть и потому теперь можетъ даровать жизнь намъ грѣшнымъ. Чтобы вамъ яснѣе понять, какъ это Христовъ подвигъ крестный можетъ замѣщать нашу праведность и искупать наши грѣхи — возьмемъ такой примѣръ. У одного почтеннаго человѣка былъ сынъ, которому отецъ поручилъ свое хозяйство на годъ, обѣщая ему по истеченіи срока великую награду. Но сынъ его, предавшись пьянству, попалъ въ драку и его совсѣмъ изувѣчили, переломавъ ему руки и ноги, такъ-что онъ вовсе почти пересталъ годиться въ работники. Тутъ-то сынъ раскаялся и со слезами просилъ прощенія у своего отца — и что-же? Отецъ сталъ лѣчить его раны, а всѣ работы по хозяйству взялъ на себя, предоставивъ сыну только такія небольшія дѣла, которыя тотъ могъ кое-какъ исправить даже больной, а когда сынъ что-нибудь портилъ не по винѣ, а по безсилію, то отецъ поправлялъ работу. И при этомъ отецъ обѣщалъ, что, если сынъ справитъ эти дѣла, какъ слѣдуетъ и своею воздержностью и осторожностью успѣетъ вылѣчиться, то онъ получитъ черезъ годъ ту великую награду, которую отецъ обѣщалъ ему до болѣзни. — Видите-ли — Отецъ; это нашъ Спаситель, І. Христосъ. Человѣкъ, какъ тотъ непокорный сынъ, сроднился съ грѣхомъ и грѣхъ, одолѣвъ его, изувѣчилъ его душу, заразивъ ее страстями, такъ-что люди, какъ тотъ сынъ-калѣка, уже не могли исполнять возложенный на нихъ подвигъ, не могли и искупить своей первой вины, — все это Господь І. Христосъ, какъ Отецъ чадолюбивый, взялъ на Себя и Своею праведностью и Своимъ крестнымъ подвигомъ исполнилъ все то, что должны были претерпѣть люди. Онъ ихъ излѣчиваетъ Своею благодатію и свящ. таинствами отъ грѣховъ, какъ тотъ отецъ своего сына отъ увѣчья, и помогаетъ имъ невидимо въ той небольшой работѣ, которая возложена на нихъ, которая состоитъ въ томъ, чтобы употреблять въ дѣло тѣ благодатныя средства, какія намъ даются отъ Бога, а если наша грѣховность и тутъ что-нибудь испортитъ, то Христосъ Богъ, всегда сущій съ тобою и здѣсь, какъ пѣстунъ, руководитъ тобою чрезъ твоего Ангела Хранителя, такъ-что отъ тебя требуется только одно, — чтобы ты повиновался Ему, повиновался тому легкому бремени Христову, которое осталось на тебѣ — съ тѣмъ, чтобы по истеченіи этой земной жизни получить тебѣ ту-же великую награду, которая заслужена подвигомъ Христовымъ, а тебѣ дается лишь по Его безконечной милости. — Такъ вотъ какимъ образомъ Господь Іисусъ Христосъ можетъ исправлять твои ошибки и прощать твои грѣхи. Вотъ почему Онъ, призывая къ Себѣ людей, обѣщая дать имъ покой, и говоритъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обремененніи, и Азъ упокою вы; возьмите иго Мое на себе и обрящете покой душамъ вашимъ. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (Матѳ. XI, 28-30). — Видите-ли, братіе, какое утѣшеніе, какую благодать въ подвигѣ предлагаетъ намъ Христосъ Спаситель, призывая всѣхъ принять участіе въ Его благихъ дарахъ, дарованныхъ намъ не за наши добродѣтели, а за Его земной подвигъ, начало Котораго празднуется въ свѣтлый день Благовѣщенія. — Поэтому старайтесь чаще и внимательнѣе вдумываться въ тайну искупленія, вчитываясь въ священныя строки Евангелія — особенно въ тѣ Его главы, гдѣ описываются крестныя страданія и смерть Господа Іисуса. Дѣлайте это особенно въ тѣ минуты, когда грѣхи ваши подавляютъ вашу совѣсть настолько, что діаволъ начинаетъ вамъ нашептывать, будто никто, ни даже Самъ Богъ не можетъ очистить ваши беззаконія. — Вообще, братіе, всякій грамотный долженъ имѣть св. Евангеліе и читать его, потому что только въ немъ во всей полнотѣ указанъ путь спасенія, «испытывайте, что благоугодно Богу» — сказано въ сегодняшнемъ Апостолѣ — «дорожа временемъ, ибо дни лукавы; и такъ не будьте неразсудительны, но познавайте, что есть воля Божія» (Ефес. V, 10. 16. 17). И не только въ минуты сомнѣній и горя думайте о спасеніи и прибѣгайте къ чтенію свящ. Писанія и св. отецъ, какъ это обыкновенно бываетъ, что если громъ не грянетъ, то мужикъ и не перекрестится, но и въ радости опять къ Богу возводите свои мысли, потому что Онъ даетъ намъ радость по Своей милости, а не по нашимъ заслугамъ. Вотъ въ сегодняшнемъ Апостолѣ и сказано, что въ радости: «не упивайтеся виномъ, отъ котораго бываетъ распутство, но исполняйтесь Духомъ, назидая самихъ себя псалмами, и славословіями, и пѣснопѣніями духовными, поя и воспѣвая въ сердцахъ вашихъ Господу». — Въ самомъ дѣлѣ, братіе, послушайтесь хотя для опыта сперва словъ Апостола, чѣмъ во время досуга предаваться разгулу — возьмите хоть раза три священную книжку — хотъ житіе какого-нибудь угодника, — а потомъ такъ вамъ понравится это занятіе, что будете жалѣть лишь о томъ, что давно не догадались приняться за такое пріятное и святое дѣло. Эти книжки легко достать за мѣдную деньгу вотъ въ нашей лаврской лавочкѣ, а польза отъ нихъ великая: въ нихъ указано свят. отцами все, нужное для спасенія. Вотъ въ сегодняшней бесѣдѣ мы, по мѣрѣ силъ, постарались изложить вамъ, какъ слѣдуетъ бороться съ уныніемъ и отчаяніемъ, а у св. отцевъ указанъ весь путь спасенія, какъ на картинкѣ. Напр., сегодня, въ пятую недѣлю поста, празднуется преп. Іоанну Лѣствичнику. Этотъ св. отецъ, подвизавшійся 75-лѣтъ на горѣ Синайской, далъ наставленія о всемъ порядкѣ спасенія, научая насъ восходить до святости, какъ бы на лѣстницу, по тридцати добродѣтелямъ или ступенямъ, изъ которыхъ первая — отреченіе отъ житія мірскаго, т. е. отъ слѣдованія похотямъ и страстямъ своимъ, а послѣдняя — союзъ вѣры, и надежды, и любви, приводящій подвижника къ Богу. Отсюда, братіе, намъ слѣдуетъ уразумѣть, что, принявшись за подвигъ покаянія, мы, если и исполнимъ его, т. е. и получимъ отъ Господа прощеніе грѣховъ и благодатную помощь, то наша задача еще не окончена, то еще нельзя успокоиться и предаться безпечности въ увѣренности, что мы уже достигли спасенія души: нѣтъ, спасеніе даруется подвизавшемуся до конца дней, а подвигъ, т. е. святая жизнь, не ограничивается однимъ раскаяніемъ во грѣхахъ — онъ только начинается съ этого, а самъ состоитъ въ постепенномъ усвоеніи себѣ при помощи божественной благодати всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей, а это дѣло не скорое: вѣдь сразу не научишься и обыкновенному дѣлу; — говорятъ, не учась и лапти не сплетешь, такъ тѣмъ болѣе, самому важному дѣлу въ человѣческой жизни, т. е. угожденію Богу во всемъ — нужно научаться и усовершаться въ этомъ до самого гроба; эту истину должны усвоить себѣ особенно начинающіе говѣть, потому что вѣдь и покаяніе имѣетъ смыслъ лишь въ связи съ намѣреніемъ, твердымъ и непоколебимымъ намѣреніемъ — исправить свою жизнь и посвятить главную работу своей души на то, чтобы прочее время живота своего скончати въ исполненіи заповѣдей Божіихъ, которыя велятъ намъ стремиться къ полному совершенству и богоподобію. И вотъ для этой цѣли, братіе, читайте святоотеческія наставленія о праведной жизни, напр., книжки Димитрія Ростовскаго и св. Тихона Задонскаго, которые для всѣхъ доступны и понятны не только, какъ учители, но и какъ благій примѣръ, размышляя о которомъ, по слову Апостола Павла: «свергнемъ съ себя всякое бремя и запинающій насъ грѣхъ и съ терпѣніемъ будемъ проходить предлежащее намъ поприще, взирая на Начальника вѣры и Совершителя Іисуса» (Евр. XII, 1-2). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесена въ СПб. Казанскомъ соборѣ въ 1887 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 21-31. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.