Церковный календарь
Новости


2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Церковь и государство въ будущей Россіи (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Нѣтъ ничего дороже истины (1992)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово въ день Священнаго Коронованія Ихъ Императорскихъ Величествъ
[1].

Въ настоящій часъ сердце всякаго русскаго человѣка стремится къ сердцу Россіи и, преодолѣвая пространство, переносится въ тотъ священный храмъ, гдѣ нынѣ совершается вѣнчаніе на царство нашего возлюбленнаго Государя. Мы съ такимъ же нетерпѣніемъ ожидаемъ быстролетной вѣсти о благополучномъ совершеніи этого вѣнчанія, съ какимъ любящая невѣста — своего вѣнчанія съ избранникомъ сердца. Такія чувства любви, радости и нетерпѣливаго ожиданія раздѣляютъ всѣ истинно-русскіе люди; но для того, чтобы чувства эти, внушаемыя знаменательнымъ событіемъ, тверже укоренились въ душахъ нашихъ и могли бы являться для насъ неложнымъ руководствомъ въ нашей гражданской жизни, постараемся освѣтить ихъ сознаніемъ, сознательнымъ размышленіемъ о значеніи переживаемаго нынѣ радостнаго дня.

Нѣкоторыя явленія, сопровождающія низведеніе даровъ Святаго Духа на нашихъ Государей въ XIX-мъ вѣкѣ, подобны тѣмъ, при которыхъ совершилось облагодатствованіе Вселенской Церкви на всѣ вѣка во дни Пятидесятницы, нынѣ воспроизводимыя въ нашихъ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ.

Правда, то было событіе, по силѣ своей единственное въ исторіи вселенной, и въ этомъ отношеніи ни съ чѣмъ несравнимое; однако, мы не однажды встрѣчаемъ повтореніе хотя бы нѣкоторыхъ его сторонъ. Такъ, въ той же книгѣ Дѣяній Апостольскихъ мы читаемъ, что и даръ языковъ, и необычайная сила слова, и чудесныя знаменія, подобно дню Пятидесятницы, давались многимъ обращеннымъ послѣ ихъ крещенія, а иногда даже и до крещенія.

Во дни Священнаго Коронованія Государей Россійскихъ не открывается, правда, даръ языковъ, не бываетъ и дыханія бурна, но совершается иное, знаменательное и въ настоящій вѣкъ единственное, явленіе, нѣсколько напоминающее святѣйшій день первой христіанской Пятидесятницы. Именно въ тотъ день, пятидесятый по воскресеніи, Духъ Святый даровалъ апостоламъ такую полноту вѣры и любви, что они, желая всю вселенную обнять этою любовію и всѣхъ привести къ истинѣ, превзошли законы естества и, неученые, вдругъ заговорили на всѣхъ языкахъ о величіи Божіемъ, о Спасителѣ, о покаяніи. Встрепенулись многочисленные народы, наводнявшіе тогда священный градъ и, оставивъ дѣла свои, въ ужасѣ сбѣжались къ дому, гдѣ собраны были проповѣдники Евангелія. Одни умилялись, каялись и возрождались къ новой, вѣчной жизни; другіе, въ безсильной злобѣ противъ истины, старались клеветами осмѣять Божественное чудо, но самою злобою своею свидѣтельствовали, что на землѣ совершилось нѣчто великое, безпримѣрное и святое. Всѣ объединились въ чувствѣ ужаса и изумленія: откуда явилась та сила, которая сливаетъ въ одно славословіе Богу раздѣленные враждою народы? «Дивляхуся вси и чудяхуся, глаголюще другъ ко другу: не се-ли вси сіи суть галилеяне? и како мы слышимъ кійждо свой языкъ нашъ, въ немже родихомся?.. слышимъ глаголющихъ ихъ нашими языки величія Божія?.. что убо хощетъ сіе быти» (Дѣян. II, 7-12).

Нынѣ въ нашъ царствующій градъ тоже сошлась вся вселенная: представители не только европейскихъ державъ, но и всѣхъ частей свѣта, влекомые не столько правительственными соображеніями, сколько таинственнымъ, быть-можетъ неясно даже сознаваемымъ, чувствомъ, смутно вѣшающимъ имъ о величіи, о нравственной силѣ православной Россіи, со всѣхъ концовъ міра стекаются въ древній, тѣсный храмъ Успенія; — и одни съ живѣйшимъ сочувствіемъ, другіе съ боязливымъ недоумѣніемъ взираютъ на ту безпримѣрную въ современномъ мірѣ силу любви, которая изъ ста милліоновъ русскихъ сердецъ тѣснится къ сердцу одного человѣка, смиренно преклоняющаго колѣна предъ Живоначальною Троицею и удостовѣряющаго свою мать — святую церковь и своихъ дѣтей — русскій народъ въ искреннемъ исповѣданіи истинъ православной вѣры.

Что убо хощетъ сіе быти? — спрашиваютъ другъ друга эти народы. Что значитъ, что милліонная толпа съ ревнивымъ нетерпѣніемъ ожидаетъ видѣть своего Царя и когда увидитъ, то слезы радости прерываютъ ея восторженныя крики; чужіе люди бросаются другъ другу въ объятія отъ умиленія о совершившемся; враги прощаютъ другъ друга; всю вселенную заключить въ объятія готовъ русскій человѣкъ въ день сей, когда лицезрѣніе священнаго торжества, или даже одно извѣстіе о немъ пробуждаетъ въ его сердцѣ всегда ему присущее, хотя обыкновенно дремлющее, убѣжденіе о близости Бога къ нашей святой странѣ, о ея призваніи являть міру образъ Христовъ, о ея прежнихъ судьбахъ, исполненныхъ скорбей и слезъ, и кровей, но не напрасныхъ, а очистительныхъ, возводящихъ людей къ совершенству, къ примиренію, къ всепрощенію и спасенію вѣчному.

Да, когда русскіе люди видятъ Царя, окруженнаго безпримѣрнымъ на землѣ величіемъ, но не на земную силу опирающагося, а принимающаго власть свою и силу свою отъ благодатнаго благословенія Божія, по молитвѣ святителей церковныхъ; видятъ Царя, исповѣдующаго миръ, и правду и любовь: то они забываютъ всѣ печали жизни своей, свои лишенія, свои общественныя неправды; отъ глазъ ихъ отнимается покрывало и они, въ духовномъ восторгѣ, созерцаютъ перстъ Божій, ведущій ихъ, вотъ уже девять вѣковъ, путемъ страданій къ славѣ и силѣ, путемъ подвига къ вѣрности святой вѣры и къ надеждѣ вѣчнаго блаженства на небѣ. Они сознаютъ тогда, что важнѣйшее условіе къ нравственному развитію народа и къ прочности его учрежденій заключаются не въ завистливомъ стремленіи раздѣлять себѣ власть, выхватывая ее затѣмъ другъ у друга въ постоянной междуусобной боръбѣ партій: а въ томъ, чтобы окружить носителя власти любовію, чтобы вручить его самого не ревнивому надзору честолюбцевъ, а всесовершающей благодати Божіей.

Такъ происходитъ таинственное сочетаніе Царя со своимъ царствомъ. Становясь отцемъ ста милліоновъ не подданныхъ только, но сыновъ, являясь Царемъ не людей только, но и сердецъ, русскій Государь долженъ испытывать такое же таинственное возрожденіе, какъ женщина, когда она становится матерью дѣтей. И если подобное возрожденіе испытывали даже тѣ Государи наши, которые съ дѣтства были воспитаны иностранцами и знакомились съ народомъ своимъ уже на царскомъ престолѣ, то насколько глубже и сильнѣе переживается оно въ Государѣ Николаѣ Второмъ, обозрѣвшемъ свое отечество отъ Тихаго океана до Атлантическаго и обнаружившемъ чувства необыкновеннаго человѣколюбія и состраданія съ первыхъ дней своего воцаренія.

Вотъ это-то таинство единенія ста милліоновъ сердецъ въ одномъ сердцѣ, это-то могучее обнаруженіе нравственныхъ силъ и вѣры народной, происходящее въ день ниспосланія благодатныхъ даровъ на Царя Русскаго, исполняетъ, иногда противъ воли, сочувственнымъ страхомъ сердца съѣзжающихся иностранцевъ и тѣмъ еще болѣе приближаетъ событіе сегодняшняго дня къ воспоминаемому нынѣ церковію дню Сошествія Святаго Духа на апостоловъ.

Ни въ одномъ народѣ міра не происходитъ ничего подобнаго, а въ народѣ русскомъ единеніе это утверждается все больше съ каждымъ царствованіемъ.

Впрочемъ, мы будемъ указывать на это явленіе не для того, чтобы превозноситься предъ прочими народами и унижать ихъ, а для того, чтобы съ большею надеждою молить Господа, да приложитъ Онъ къ святому дню сему еще одну черту того великаго библейскаго событія, которое воспѣвается Церковью, именно, — да расположитъ Онъ сердца народовъ, созерцающихъ въ нашемъ торжествѣ нравственную мощь Россіи, къ тому, чтобы и они начали усваивать основанія этой мощи, т. е. преданность Богу, подвигъ самоотреченія и истинную вѣру Евангелія, неврежденно нами сохраненную. Да обратитъ онъ къ истинѣ и сердца тѣхъ отщепенцевъ отечества, которые, подобно богохульнымъ фарисеямъ, готовы надъ нимъ издѣваться; дабы и они, созерцая дѣла Божія въ день сей, вмѣстѣ со всѣми нами, «умилились сердцемъ», какъ тѣ три тысячи мужей іудейскихъ и, вмѣстѣ съ нами же, приняли къ сердцу глаголъ апостола: «покайтесь... и получите даръ Святаго Духа, ибо вамъ принадлежитъ обѣтованіе и дѣтямъ вашимъ и всѣмъ дальнимъ, кого ни призоветъ Господь Богъ нашъ» (Дѣян. II гл., 36-39 ст.). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано 14 мая 1896 г. въ Казанскомъ Каѳедральномъ Соборѣ. — Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Православный Собесѣдникъ» 1896 г., іюнь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 79-82. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.