Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово въ день открытія святыхъ мощей святителя Ѳеодосія Черниговскаго
[1].

Днесь радостью великою радуется святая Церковь и небесная и земная. Радуется Господь, ввѣрившій десять талантовъ вѣрному рабу Своему, св. Ѳеодосію, и нынѣ поставившій его не надъ десятью городами, а на одномъ изъ небесныхъ престоловъ для ходатайствованія о кающихся и свидѣтельства противъ нечестивыхъ.

Радуются ангелы, пророки, апостолы и всѣ святые о томъ, что вѣрный рабъ вошелъ въ радость Господа своего. Ликуютъ и люди, праведные и грѣшные, и счастливые въ Богѣ, и нищіе міра.

Радуются они и тому, что имъ дарованъ новый предстатель, и тому, что въ недавнее еще грѣшное время Господь повелѣлъ жить на землѣ святому человѣку.

Но еще высшую радость, братіе, чувствуемъ всѣ мы по поводу событія дня сего; когда слышимъ вновь дерзновенный гласъ Церкви, вѣщающій намъ откровеніе воли Божіей, властно свидѣтельствующей намъ о святости своего сына, своего столпа. Отнынѣ всѣ, сподобившіеся чудесной помощи отъ Святителя, а равно и чающіе отъ него исцѣленій и предстательства, будутъ призывать святого мужа уже не въ стѣсненной заупокойными прошеніями молитвѣ, но съ умиленнымъ восторгомъ повторять дерзновенныя, просительныя и прославительныя пѣснопѣнія матери Церкви къ святому угоднику. Съ сугубымъ довѣріемъ и уваженіемъ будемъ мы взирать нынѣ и на ея предстоятелей, съ сугубой любовью будемъ благоговѣть предъ Церковью помѣстной, съ сугубой вѣрой будемъ исповѣдывать истину о Церкви Православной вселенской, созерцая воочію ея дерзновеніе къ Богу, ея близость къ Главѣ своей и слову Его: «дамъ тебѣ ключи Царства небеснаго» (Матѳ. XVI, 19).

Внидемъ же всѣ въ радость Господа! опять предъ нами открывается жизнь Его Церкви, Его живого духовнаго тѣла, какъ во времена прежнія. Опять всѣ мы, искренно молящіеся Ему во всемъ мірѣ, чувствуемъ себя объединенными во единомъ упованіи званія нашего, не странными и пришельцами, но сожителями святыми и присными Богу. Такъ во единое дружное стадо собираетъ насъ блаженный и святый Ѳеодосій, являющійся по смерти своей пастыремъ вселенной, ибо не одной только своей паствѣ, но и всему вѣрующему міру предстоитъ нынѣ его нетлѣнный ликъ, призывая всѣхъ къ надеждѣ будущихъ благъ.

Поистинѣ, когда въ день сего великаго событія его прославленія мы представимъ себѣ колѣнопреклоненныя сотни тысячъ исцѣляемыхъ больныхъ, обращающихся невѣрныхъ, ликующій градъ, то сколь ясно сознаемъ превосходство жизни духовной предъ земною, какъ блѣднѣютъ въ глазахъ нашихъ прелести міра — богатство, слава, попеченіе о плоти и всѣ прочія приманки, удалявшія насъ отъ Бога и отъ попеченія о душѣ. Близкимъ намъ представляется небо, близкою Божественная помощь, воздаяніе и судъ.

Такой высокій подъемъ духовной жизни испытываемъ мы, братіе, въ событіи прославленія Угодника. Но еслибъ вы пожелали научиться частнѣйшимъ добродѣтелямъ чрезъ подражаніе вѣрѣ его и жизни, то и въ такомъ духовномъ дарѣ не отказалъ бы вамъ новоявленный чудотворецъ. Правда, при чтеніи краткихъ свѣдѣній о житіи его, сохраненныхъ намъ современниками, мы, пожалуй, не найдемъ сразу чего-либо особенно назидательнаго. Узнаёмъ мы, что св. Ѳеодосій жилъ во второй половинѣ XVII-го столѣтія, учился въ Кіевской Академіи, управлялъ затѣмъ Кіевскимъ Выдубецкимъ монастыремъ, а потомъ былъ помощникомъ епископа Черниговскаго, въ епископскомъ же санѣ, который воспріялъ чрезъ рукоположеніе патріархомъ Адріаномъ и наконецъ, не за много лѣтъ до собственнаго преставленія, былъ возведенъ на каѳедру архіепископовъ черниговскихъ, въ каковомъ званіи и переселился въ міръ горній, въ не старомъ еще возрастѣ. Знаемъ еще, что его Архипастырь, преосв. Лазарь, такъ опредѣлилъ его богоугодный нравъ: «мужъ благій, украшенный добродѣтелями монашеской жизни, которую ведетъ съ молодыхъ лѣтъ... исполненъ страха Божія и духовной мудрости». Сказать просто, житія Святителя Ѳеодосія и не сохранилось, а имѣются лишь свѣдѣнія о томъ, какія должности онъ проходилъ.

Но насколько смиренно и малоизвѣстно житіе его, настолько же многосодержательно и свято. Насколько неизвѣстна его земная жизнь, настолько велика слава его по преставленіи. Такъ, ближайшій преемникъ служенія его, архіепископъ черниговскій Іоаннъ Максимовичъ вскорѣ послѣ погребенія святого исповѣдалъ всѣмъ его чудесную помощь себѣ и, прославивъ его какъ святого, оставилъ надпись съ молитвеннымъ призываніемъ имени св. Ѳеодосія. Послѣ сего вскорѣ начались исцѣленія отъ его гроба, и вотъ цѣлыхъ 200 лѣтъ не оскудѣваютъ они отъ святыхъ мощей Угодника, уже давно изъятыхъ изъ нѣдръ земли и торжествующихъ надъ законами бреннаго естества своимъ чудеснымъ нетлѣніемъ, привлекая тысячи богомольцевъ отъ «конецъ» земли.

Итакъ, въ чемъ нарочитая назидательность житія его? Въ исполненіи на немъ евангельскаго слова: «Царство небесное подобно зерну горчичному,.. которое, хотя меньше всѣхъ сѣмянъ, но когда выростетъ, бываетъ больше всѣхъ злаковъ и становится деревомъ, такъ что прилетаютъ птицы небесныя и скрываются въ вѣтвяхъ его» (Матѳ. XIII, 31-32). Слова эти, братіе, въ своемъ примѣненіи къ жизни св. Ѳеодосія имѣютъ особо важное значеніе для указанія истиннаго пути жизни сынамъ современности — для примиренія ихъ съ жизнію, которою они обыкновенно бываютъ такъ недовольны.

Есть два взгляда на жизнь: при одномъ взглядѣ человѣкъ цѣнитъ послѣднюю по ея внутреннему, нравственному достоинству, не заботясь ни о внѣшнемъ положеніи своемъ, ни о томъ, что говорятъ о немъ другіе, — лишь бы достойно и нелицемѣрно преуспѣвать въ исполненіи принятаго служенія. Наградой за трудъ является тогда созерцаніе растущаго около дѣятеля добра; наградой за трудъ пастырскій — общее спасеніе. Таково очевидно было отношеніе къ своей дѣятельности новоявленнаго святого. Онъ не старался о сохраненіи памяти дѣлъ своихъ для грядущихъ поколѣній и не былъ знаменитъ среди современниковъ, но смотрите, какъ глубоко было вѣяніе его святой жизни, его духа на окружающихъ: одни сейчасъ послѣ смерти его называютъ святымъ, другіе, привыкшіе пользоваться его любовію при жизни, не хотѣли и по смерти прекратить свои прошенія къ нему и взамѣнъ совѣтовъ и милостыни получаютъ благодатныя исцѣленія и утѣшенія. И вотъ, чѣмъ болѣе прошедшее отходитъ въ область забвенія, чѣмъ болѣе меркнутъ и блѣднѣютъ облики современныхъ св. Ѳеодосію дѣятелей, знаменитыхъ и славныхъ въ мірѣ семъ, дѣятелей столь много заботившихся объ увѣковѣченіи своей памяти: тѣмъ болѣе возрастаетъ слава святого мужа, живущаго среди насъ и по смерти, предлежащаго нетлѣнно взорамъ молящагося народа и ставшаго близкимъ для всякаго, независимо отъ временъ и пространства. Не такъ складывается жизнь дѣятелей, намъ современныхъ. Очень немногіе изъ нихъ ищутъ «славы, которая отъ единаго Бога» (Іоан. V, 44), а большинство, прежде чѣмъ начнутъ свое дѣланіе, уже безпокоются о томъ, будутъ ли они достойно прославлены на землѣ и знамениты. Ихъ умъ и сердце обращены не на свое послушаніе, не на данный имъ отъ Бога жребій, но или вверхъ, на стоящихъ у власти, или вширь — на толпу, на повременную печать. А такъ какъ и предъ начальствомъ, и предъ общественнымъ мнѣніемъ они встрѣчаютъ соперниковъ, то жизнь ихъ, и безъ того суетная и безпочвенная, становится сугубо-смущенною, праздною гоньбой за повышеніемъ, знатностью, богатствомъ, — самое же дѣло имъ порученное, является лишь средствомъ къ достиженію этихъ соблазнительныхъ благъ земныхъ. Конечно, искусственно поддерживаемое благоволеніе властей, или извѣстность, не прочны, и вмѣсто наслажденія доставляютъ лишь вѣчную неутомимую тревогу, побуждаютъ къ безчестнымъ поступкамъ, къ безславной борьбѣ, къ небратолюбивому соперничеству; истинный долгъ службы забывается и попирается окончательно; порученное дѣло, иногда святое и великое, остается въ небреженіи, нуждающіеся въ полномочной помощи забытыми. Подобныя явленія, наблюдаемыя въ жизни у дѣятелей государственныхъ, и ученыхъ, и писателей, и учителей, оставляютъ тройное сожалѣніе: во-первыхъ, страхъ за участь злыхъ виноградарей, во-вторыхъ, печаль о попираемомъ вертоградѣ, а въ третьихъ, жалость о томъ, что люди въ погонѣ за земнымъ счастьемъ оставляютъ вслѣдъ за собой самое счастье, становятся неспособными понять, что всякая общественная дѣятельность, исполняемая отъ чистаго сердца, даетъ труженику гораздо больше радости, чѣмъ погоня за богатствомъ и славой. На землѣ еще онъ сродняется съ дѣломъ своимъ и порученными ему людьми, какъ съ родной семьей, а на небѣ уготовляется ему вѣнецъ правды. Его величіе не бываетъ предметомъ зависти, какъ при мірскомъ соперничествѣ, но всѣ принимаютъ участіе въ славѣ избранника Божія.

Наиболѣе поразительно исполняется это на тѣхъ, которыхъ Господь прославилъ святостію. Вѣнчается одинъ, но въ немъ награждаемся всѣ мы, молящіеся одному. Въ противоположность мірскому здѣсь, чѣмъ болѣе стремленій, чѣмъ болѣе просящихъ, тѣмъ болѣе и дарованій. «Любочестивъ бо сый Владыка и оному даетъ и сему дарствуетъ, и дѣла пріемлетъ и намѣреніе цѣлуетъ». Внидемъ же всѣ въ радость Господа! Забудемъ въ день сей нашу мірскую борьбу, зависть и честолюбіе и обратимся умомъ и сердцемъ къ нравственному облику новоявленнаго святого мужа. Будемъ просить его помощи въ нуждахъ нашихъ, а того паче въ томъ, чтобы отклонить нашъ жизненный путь отъ началъ суетнаго тщеславія и своекорыстія къ началамъ чистоты и смиренія по образу св. Ѳеодосія. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Правосл. Собесѣдникъ», 1896 г., ноябрь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 93-96. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.