Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово предъ благодарственнымъ молебствіемъ по окончаніи III-го Вcероccійcкаго Миccіонерcкаго Съѣзда
[1].

Господь помогъ намъ закончить совѣщательные труды наши въ навечеріе праздника Своего преславнаго Преображенія. Духовный смыслъ этого чудеснаго событія изъясненъ въ церковной пѣсни: «на горѣ высоцѣ преображся Спасъ, верховныя имѣя ученики, преславно облисталъ есть, показуя, яко высотою добродѣтелей облиставше и божественнѣй славы сподобятся».

Ученики Христовы, удрученные, истомленные постояннымъ уничиженіемъ на землѣ своего Учителя, увидѣли въ день сей раскрытіе Его внутренней силы, Его неземной красоты и поняли, что эта красота, эта святыня не нуждается ни въ земной славѣ, ни въ чести, ни въ богатствѣ, что сама по себѣ она безконечно превосходитъ всякую земную красоту настолько, что всякій, проникнувшій однажды духовнымъ взоромъ своимъ въ эту небесную славу, не пожелаетъ уже больше земныхъ наслажденій, но воскликнетъ: «Господи, добро намъ есть здѣ быти!»

Отцы и братіе, да даруетъ Господь намъ всѣмъ многократно узрѣть въ благовѣстническихъ трудахъ нашихъ преображеніе славы Его, прикасаться духомъ своимъ къ Его божественной жизни, видѣть «царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ», бывать свидѣтелемъ умягченія злыхъ сердецъ, служителемъ возрожденія отпадшихъ, раскаянія грѣшныхъ, смиренія гордыхъ душъ, однимъ словомъ — созерцать то чудное измѣненіе человѣка, совершаемое словомъ благодати Божіей, которое подобно облачному осѣненію учениковъ на горѣ Ѳаворской.

Но знайте, братіе и отцы, что это раскрытіе силы Божіей въ насъ и въ слушателяхъ достигается не иначе, какъ путемъ страданій и ими же снова сопровождается. Не съ первыхъ дней удостоилъ Господь Своихъ учениковъ показать славу Своего Преображенія, но послѣ многократныхъ уничиженій Своихъ отъ людей. Уже неоднократно былъ Онъ укоренъ отъ фарисеевъ; Его чудеса бывали приписываемы силѣ бѣсовской; Его ревность о проповѣданіи была осмѣяна всенародно; въ Назаретѣ Его хотѣли низвергнуть со скалы. Немало наболѣли сердца учениковъ Его; Онъ увѣщеваетъ ихъ не стыдиться Его «въ родѣ семъ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ» и только тогда показываетъ имъ славу Свою на горѣ Ѳаворской. Но и послѣ сего событія немедленно напоминаетъ имъ о немощи человѣческой, о молитвѣ, о постѣ, о естественномъ ихъ маловѣріи, воспрепятствовавшемъ имъ исцѣлить бѣсноватаго отрока.

Эти-то огорченія, эти колебанія и эта потреба подвиговъ и вѣры, испытанныя учениками Слова, являются постоянными условіями жизни и преемниковъ ихъ, и всѣхъ вообще христіанъ, проводящихъ духовную жизнь. Одушевляемые ревностью о славѣ Божіей, объ обращеніи невѣрныхъ, служители Слова, долго томятся созерцаніемъ уничиженія Его отъ людей, прежде чѣмъ сподобятся узрѣть славу Его въ людяхъ сихъ. «Печаль пріятъ мя отъ грѣшникъ, оставляющихъ законъ Твой» (Псал. 118, 53), — жалуется псалмопѣвецъ. «Доколѣ путь нечестивыхъ спѣется?» — вопіетъ пророкъ Іеремія. Ему вторитъ весь сонмъ пророковъ, апостоловъ, мучениковъ, святителей. Вся исторія житія ихъ, наполнившая листы святой Библіи и Миней не есть ли тотъ свитокъ скорби, который проглотилъ Іезекіиль? «И вотъ свитокъ исписанъ былъ внутри и снаружи и написано на немъ: плачь, и стонъ, и горе» (Іез. II, 10).

Тогда лишь только, когда эта печаль о Бозѣ пройдетъ во всѣ внутренности подвижника, когда распнется въ немъ ветхій человѣкъ, тогда лишь начинается около него возрастаніе духовной нивы изъ умершаго сѣмени пшенична, тогда видитъ онъ около себя преображеніе славы Божіей. Такъ и сказалъ апостолъ: «смерть дѣйствуетъ въ насъ, а жизнь въ васъ» (2 Кор. IV, 12). Насколько вымираетъ въ ежечасныхъ страданіяхъ естественная жизнь проповѣдника или пастыря, настолько лишь и только такимъ путемъ насаждается жизнь духовная въ слушателяхъ въ паствѣ во исполненіе словъ Христовыхъ: «егда вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себѣ».

Будемъ же, отцы и братіе, всегда утѣшаться сею истиною. Будемъ помнить, что безъ скорбей и подвига не можетъ быть и плода духовнаго, а одно только самообольщеніе или прелесть, какъ учили святые отцы Церкви, повторяя слова апостола о томъ, что только незаконныя дѣти не терпятъ наказанія (Евр. XII, 5-9). Эту истину унесите въ сердцахъ вашихъ отъ нынѣшняго блестящаго собранія въ мрачные притоны ереси и раскола, въ глухія деревни и недоступные хутора, гдѣ вамъ приходится бороться со звѣрьми и умирать каждый день (1 Кор. XV, 31).

И чѣмъ больше будетъ возставать на васъ ожесточенная злоба и упорное коварство ересеучителей, чѣмъ грубѣе будутъ приступы невѣжественнаго, озлобленнаго народа, тѣмъ крѣпче уповайте, что въ васъ и около васъ совершаются муки духовнаго рожденія. Не здѣсь, не въ нашемъ торжествующемъ собраніи единомысленныхъ сотрудниковъ, зачинается таинство св. вѣры, а въ душной избѣ, наполненной сѣрымъ народомъ, или, лучше скажу, въ скорбящемъ, измученномъ сердцѣ проповѣдника, если только оно не съ ропотомъ и уныніемъ, но съ благодареніемъ и упованіемъ несетъ свой апостольскій крестъ. Пусть его святые порывы встрѣчаются издѣвательствомъ; пусть любовь его клеймится, какъ лицемѣріе; пусть его ревность обзывается жестокостью: если все это удостоишься претерпѣть, то знай, что этотъ самый внутренній вопль наболѣвшей души есть крикъ возрожденія въ жизнь духовную для многихъ. Не прежде Богъ раскрылъ тайну любви Своей ко всему человѣческому, какъ исторгнулъ такой вопль отъ пророка Своего во чревѣ кита. Не прежде открылъ Онъ обѣтованіе о вселенской Церкви Своему посланнику Ездрѣ, какъ показалъ ему видѣніе жены, возопившей въ скорби о смерти своего сына.

Предсмертный вопль благоразумнаго разбойника былъ рожденіемъ его въ вѣчную жизнь, а вопль глубокой скорби объ ожесточеніи ближнихъ бываетъ чрезъ содѣйствіе благодати началомъ ихъ обращенія.

Возлюбимъ же, отцы и братіе, не торжества наши только, но паче и скорби наши; облобызаемъ съ любовію, вѣрою и упованіемъ кресты нашихъ поношеній, и уничиженій, и осмѣяній. Въ нихъ наша сила, ими даетъ намъ Господь побѣду; послѣ нихъ показываетъ намъ преображеніе Своей славы.

Но не забудемъ, братіе, и о томъ, что во время Преображенія Своего Господь говорилъ со Своими загробными собесѣдниками о крестномъ исходѣ Своемъ; не забудемъ и объ искушеніи, постигшемъ апостоловъ по возвращеніи съ горы Ѳаворской. Не однажды и не дважды, а многократно повелѣваетъ намъ Господь испытывать тяжкія скорби видимаго безплодія трудовъ нашихъ и прямыхъ оскорбленій и клеветъ. Всегда съ любовію будемъ вдавать «плещи свои на раны и ланиты на заушенія» (Ис. L, 6), ибо всякій разъ Господь воздастъ намъ за это пріобрѣтеніе брата, — либо самого устыдившагося обидчика, либо свидѣтелей его беззаконій, или же насъ самихъ наградитъ внутреннимъ духовнымъ плодомъ; ибо только послѣ такихъ скорбныхъ испытаній раскрываются намъ тайны Божественнаго промысла, только страдальцамъ бываетъ суждено какъ бы перстами своими прикасаться къ подножію Вседержителя. Будемть же, братіе, молитвой и постомъ хранить души наши отъ унынія и лѣности, дабы не падать подъ бременемъ испытаній. «Внемлите же себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваши печальми житейскими и найдетъ на вы внезапу день той... Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убѣжати всѣхъ сихъ хотящихъ быти и стати предъ Сыномъ человѣческимъ» (Лук. XXI, 34-36). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Правосл. Собесѣд.» 1897 г., сентябрь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 100-103. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.