Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Рѣчь при вступленіи въ управленіе Уфимскою епархіею.

По неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ, суждено мнѣ недостойному вступить въ рядъ архипастырей Уфимскихъ, преемственно управлявшихъ мѣстною Церковью въ продолженіе всего истекающаго XIX столѣтія. Сподобитъ-ли меня Господь быть добрымъ пастыремъ Его стада, обогативъ мою худость обильными дарами Своей всесовершительной благодати, или, напротивъ, лишитъ меня за грѣхи мои Своей помощи и попуститъ быть пастыремъ непотребнымъ, — это теперь извѣстно лишь Ему Единому; я же съ своей стороны могу только чистосердечно исповѣдать вамъ, братіе, что по крайней мѣрѣ въ настоящее время имѣю пламенное желаніе исполнять долгъ пастырскій чистосердечно и самоотверженно — такъ именно, какъ разумѣю его, согласно съ ученіемъ Церкви Христовой; а Церковь учитъ, что служеніе пастырское, служеніе святительское есть единственное на землѣ, ни съ чѣмъ несравнимое по своей высотѣ и глубинѣ. О немъ-то хочу вамъ сказать нынѣ нѣсколько словъ, дабы впослѣдствіи могли вы правильно судить о моихъ отношеніяхъ къ паствѣ.

По Христову ученію, содержимому въ православной Церкви, пастырь есть продолжатель дѣла Его на землѣ, соработникъ Богу, какъ выражается апостолъ Павелъ. Поэтому-то и Господь нашъ Свое служеніе человѣческому роду назвалъ служеніемъ пастырскимъ, а Себя — Пастыремъ добрымъ, Начальникомъ христіанскихъ пастырей (1 Петр. V, 4). Какъ-же совершалъ Онъ служеніе пастырское? Онъ его обнаруживалъ въ словѣ назиданія, въ примѣрѣ Своей святой жизни, въ подвигахъ любви, въ дѣлахъ чудотворенія, но это были лишь внѣшнія обнаруженія того внутренняго пастырскаго дѣланія, коимъ незримо совершалось возрожденіе людей. Совершалось это возрожденіе посредствомъ того внутренняго огня, огня сострадающей скорби о грѣхахъ людей, которымъ горѣлъ духъ Спасителя нашего. Любя всѣхъ людей и обнимая Своимъ Божественнымъ Духомъ, Своимъ всевѣдѣніемъ всѣ безчисленные милліоны жившихъ на землѣ при Немъ, до Него и имѣвшихъ жить послѣ Него человѣческихъ личностей, нашъ Милосердый Господь скорбѣлъ о грѣхахъ каждаго, какъ-бы о Своихъ собственныхъ, ревновалъ о спасеніи, о духовномъ совершенствованіи каждаго ревностію огненною и говорилъ: «огонь пришелъ Я низвести на землю и какъ томлюсь, пока онъ не разгорится!» (Лук. XII, 49).

«О, родъ невѣрный и развращенный! доколѣ буду съ вами, доколѣ буду терпѣть васъ!» (Матѳ. XVII, 17). Такъ оплакивалъ Онъ человѣческое несовершенство и косность и также горячо радовалея, когда встрѣчалъ доброе чувство людей. «Въ тотъ часъ, — сказано, — возрадовался духомъ Іисусъ, и сказалъ: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаилъ сіе отъ мудрыхъ и разумныхъ, и открылъ младенцамъ» (Лук. X, 21).

Вотъ въ этомъ-то полномъ сліяніи Христомъ Спасителемъ Своей жизни съ нравственною жизнью каждаго человѣка, съ внутреннею борьбою каждаго и заключалась та таинственная, всесокрушительная сила, которая грѣшниковъ приводила къ покаянію и исправленію, въ равнодушныхъ и безпечныхъ пробуждала нравственное сознаніе, а расположенныхъ къ добру возводила къ святости. Силу эту сразу чувствовали не только люди добрые, но и грѣшники, какъ Закхей и Марія Магдалина, да и не грѣшники только, но и сами страшные демоны, которые съ трепетомъ выходили изъ одержимыхъ ими несчастныхъ жертвъ, свидѣтельствуя съ великимъ воплемъ о пришедшемъ Искупителѣ. — Таково было то «крещеніе Духомъ Святымъ и огнемъ», для котораго Господь пришелъ на землю и для продолженія котораго на землѣ поставилъ апостоловъ и святителей.

Апостолы, взирая на «Начальника вѣры и Совершителя Іисуса» (Евр. XII, 2), усвоили Его огненную ревность о спасеніи людей, и вотъ Его возлюбленный ученикъ свидѣтельствуетъ, что для него нѣтъ большей радости, какъ слышать, что духовныя дѣти его ходятъ въ истинѣ (3 Іоан. I, 4). А другой апостолъ восклицаетъ: «дѣти мои, для которыхъ я снова въ мукахъ рожденія, доколѣ не изобразится въ васъ Христосъ» (Гал. IV, 19).

Итакъ, видите, въ чемъ заключается пастырское служеніе, а наипаче служеніе преемниковъ апостольской власти — архіереевъ: не въ дѣланіи внѣшнемъ, не въ назначеніи клириковъ, не въ постройкѣ церквей или школъ, не въ писаніи резолюцій или посѣщеніи престольныхъ праздниковъ; — правда, все это также нужно, но все это будетъ цѣннымъ лишь подъ тѣмъ условіемъ, если сіе внѣшнее дѣланіе будетъ обнаруженіемъ того внутренняго дѣланія, въ которомъ заключается сущность пастырскаго служенія, — если именно пастырь будетъ въ душѣ своей сострадательною любовію переживать нравственную жизнь, нравственную борьбу своей паствы, если всю радость жизни своей положитъ въ томъ, чтобы ввѣренные его водительству люди восходили къ духовному совершенствованію, если о грѣхахъ ихъ будетъ скорбѣть и молиться, какъ о своихъ собственныхъ. Тогда только каждое слово его будетъ исполнено несокрушимаго вліянія на сердца, тогда и распоряженія его и различныя мѣропріятія будутъ согласоваться съ дѣйствительными духовными нуждами паствы и образъ жизни его будетъ побуждать христіанъ къ подвигамъ. Напротивъ, если пастырь, хотя бы и одаренный отъ природы свѣтлымъ умомъ и участливымъ сердцемъ, положится на свои силы и предначертаетъ себѣ рядъ внѣшнихъ преобразованій, а о внутренней жизни своей будетъ нерадѣть, то возбудитъ только противленіе и раздраженіе вокругъ себя, «яко безъ Мене не можете творити ничесоже», какъ сказалъ Господь (Іоан. XV, 5). Правда, возможно, что и разсѣянный, внѣшній дѣлатель добьется какихъ-либо измѣненій во внѣшнемъ строѣ жизни, но спасенію людей онъ не принесетъ существенной пользы.

Таковы законы пастырства, установленные Господомъ на всѣ времена и для всѣхъ православныхъ народовъ. Впрочемъ, въ нѣкоторыхъ частностяхъ время и бытъ народный измѣнили проявленія пастырскаго духа. Такъ, во времена древнѣйшія вездѣ, а донынѣ — въ епархіяхъ заграничныхъ, паствы церквей были сравнительно такъ немногочисленны, что епископъ былъ непосредственнымъ руководителемъ духовной жизни всякаго пасомаго и могъ «глашать по имени» всякую словесную овцу своего стада. Это, конечно, облегчало ему внутренній подвигъ любви и духовнаго состраданія немощамъ человѣческимъ. Нынѣ такое непосредственное знакомство съ каждымъ пасомымъ невозможно для русскихъ архипастырей, пасущихъ милліонныя стада овецъ Христовыхъ. Но это не снимаетъ съ нихъ пастырскаго долга и отвѣтственности, а только обязываетъ умножать духовные подвиги, подвиги молитвы и любви, дабы настолько возвысился духъ ихъ, чтобы заочно чуять нравственныя нужды пасомыхъ и при сношеніяхъ съ ними, хотя-бы и незнаемыми лично, все-таки давать чувствовать свою къ нимъ сердечную близость.

Другая внѣшняя разность современнаго пастырскаго служенія, сравнительно съ прежнимъ, заключается въ томъ, что въ прежнія времена русскіе архипастыри, какъ и понынѣ православные архипастыри заграничные, ставились къ паствѣ своей на всю жизнь, согласно правиламъ церковнымъ, допускавшимъ чрезвычайно рѣдкія исключенія. Нынѣ по разнымъ причинамъ въ Русской Церкви эти исключенія стали повторяться постоянно, но конечно и такое положеніе вещей не должно ослаблять пастырской любви и преданности духовнаго дѣлателя своей паствѣ. Повинуясь высшей церковной власти, онъ долженъ идти туда, куда ему велятъ, но съ своей стороны онъ долженъ при вступленіи на паству расположить свою душу и дѣла свои такъ, какъ приступающій къ дѣлу цѣлой своей жизни, а не къ временному назначенію. Посему и я съ своей стороны, готовый всегда принять всякое возлагаемое на меня законною властью послушаніе, считалъ бы, однако, для себя весьма предосудительнымъ, еслибы сталъ прямо или косвенно содѣйствовать удаленію отъ сей паствы на другую, но напротивъ, имѣю намѣреніе принять управленіе Церковью Уфимскою съ такими чувствами, чтобы по слову святаго апостола «жить и умереть съ вами», — чтобы духъ мой во время подобное отошелъ къ Пастыреначальнику среди этой, первой паствы моей, а бренное тѣло мое успокоилось подъ папертью сего святаго храма. Если же тѣлесныя немощи или нравственныя препятствія когда-либо сдѣлаютъ дальнѣйшее служеніе мое невозможнымъ, то я долженъ буду искать себѣ пристанища въ монастырскомъ уединеніи, а не въ хлопотахъ о переходѣ на другую епархію.

Таковъ, братіе, мой взглядъ на служеніе, какъ архипастыря вашего. Не столько вамъ, значитъ, сколько себѣ самому сказалъ я поученіе въ этомъ святилищѣ. Но поученіе и къ вамъ приложимо. Приложимо оно почти во всей полнотѣ своей къ предстоящимъ здѣсь отцамъ іереямъ, приложимо и къ мірянамъ. То попеченіе, которое святитель долженъ имѣть о ввѣренныхъ ему душахъ, забывая ради нихъ все остальное и самого себя, въ равной степени обязательно для каждаго христіанина, по крайней мѣрѣ, относительно собственной души своей. «Кая польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь и отщетитъ душу свою, или что дастъ человѣкъ измѣну на души своей?» — Душу свою, спасеніе свое храните, братіе! Суетная жизнь современная, какъ у аѳинянъ, когда пришелъ къ нимъ Павелъ, развлекаетъ умы людей по распутіямъ тщетности и, занимая ихъ всякими суетными новинками, заставляетъ забывать о важнѣйшемъ въ жизни — о душѣ, о чистотѣ и совершенствованіи ея. — Придя къ вамъ сегодня, мы сказали уже слово и о исходѣ своемъ въ жизнь будущую. Завѣщаемъ и вамъ, братіе, всегда памятовать часъ смертный и будущій судъ ужасный. Это второй выводъ для вашего назиданія изъ нашей пастырской исповѣди. Современные лжеучители разсѣваютъ духъ сомнѣнія во всемъ, но кто можетъ заставить тебя усомниться въ томъ, что ты умрешь и что придетъ роковой конецъ всѣмъ твоимъ житейскимъ попеченіямъ? Измѣряйте же и оцѣнивайте мыслью о часѣ смертномъ всѣ свои дѣла и стремленія сердечныя! Это лучшая философія жизни; это правило, котораго подорвать не можетъ никакое хитросплетеніе лжи; это лучшій путь къ добродѣтели и твердая опора постоянной вѣры въ Бога и въ Спасителя нашего Іисуса Христа!

А третій назидательный выводъ изъ моей исповѣди да будетъ вотъ въ чемъ, братіе... Мы говорили о служеніи пастырскомъ, о созиданіи пастыремъ спасенія ближнихъ. Такое взаимное созиданіе въ нѣкоторой мѣрѣ предписано и всякому христіанину по слову апостола: «кійждо ближняго своего да созидаетъ, а многимъ, даже большинству, оно предуказано и самою жизнью. Родители непремѣнно вліяютъ такъ или иначе на дѣтей своихъ, учители на учениковъ, начальники на подчиненныхъ, хозяева на работниковъ, старшіе на младшихъ, образованные на болѣе простыхъ и такъ далѣе. Земныя власти и земныя выгоды понуждаютъ людей направлять это вліяніе къ цѣлямъ земнаго благополучія, но совѣсть, но Богъ, взирающій съ неба на дѣла и мысли наши, требуетъ, чтобы и это земное вліяніе мы направляли ко взаимному спасенію; того же требуетъ и естественная привязанность наша къ слабѣйшимъ насъ ближнимъ. Для того, чтобы утверждалось сіе взаимное содѣйствіе нашему духовному совершенству, потребны тѣ же условія, что и для служенія пастырскаго. Потребна любовь, потребно состраданіе, потребна молитва, потребно отверженіе всякаго себялюбія и гордыни, потребно постоянное смиренное исповѣданіе Богу своей немощи и надежда на Его благодать. Будемъ же, братіе, помнить, что Господь всѣхъ христіанъ называетъ «царствомъ священниковъ, народомъ святымъ, людьми взятыми въ удѣлъ, дабы возвѣщать совершенства Бога, призвавшаго насъ изъ тьмы въ чудный Свой свѣтъ» (1 Петр. II, 9) и говорившаго такъ даже о тѣхъ, которые стояли только въ преддверіи благодати: «не прикасайтесь къ помазаннымъ Моимъ, и пророкамъ Моимъ не дѣлайте зла» (Псал. CIV, 15).

Будемъ помнить, что, какъ личное спасеніе, такъ и взаимное содѣйствіе въ этомъ другъ другу не есть исключительная обязанность духовнаго чина, но общее дѣло всѣхъ христіанъ, дѣло важнѣйшее, дѣло единственно цѣнное на землѣ, по требованію котораго мы должны располагать всѣ дѣла своей жизни. Да укрѣпитъ насъ въ этихъ мысляхъ благодать Божія и да поможетъ намъ едиными усты и единымъ сердцемъ славити и воспѣвати имя Его. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 107-111. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.