Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово, сказанное 30 января 1904 г. въ Житомірскомъ каѳедральномъ соборѣ во время молебствія о побѣдѣ на супостатовъ.

Насталъ день Божьяго испытанія для русскаго народа; намъ объявили войну и дерзостною рукою язычниковъ уже пролита русская христіанская кровь.

Да, грянулъ громъ, началась буря, но все же не скорбное, а напротивъ, торжественное настроеніе духа переживаетъ нынѣ русская земля. И посмотрите, даже въ нашемъ отдаленномъ, пограничномъ городѣ, что совершается въ сей знаменательный моментъ исторіи? Нашъ обширнѣйшій соборный храмъ въ этотъ будничный день, въ этотъ небогослужебный часъ переполненъ одушевленно молящимися толпами народа, какъ въ свѣтлую ночь Св. Пасхи, а газетныя вѣсти сообщаютъ намъ, что и вся Русская земля отъ океана до океана исполнена тѣмъ же благочестиво-восторженнымъ чувствомъ.

Отнынѣ, какъ и во время прежнихъ подобныхъ событій, уже нѣтъ въ Россіи ни барина, ни простолюдина, ни богача, ни бѣднаго, но есть только Русскій православный народъ. Какъ осенній иней подъ лучами утренняго солнца, исчезъ сегодня тотъ мерзкій и постыдный космополитизмъ, то презрительно-равнодушное, а иногда и прямо враждебное отношеніе къ нашей великой и священной родинѣ, которымъ сквернили себя самихъ, свои уста и свои души многіе недостойные и неблагодарные сыны отцевъ, отстаивавшихъ родную землю пóтомъ и кровью.

Проснулась Русь, великая и святая, подняли голову лучшіе сыны ея, дотолѣ смиренно переносившіе глумленіе нечестивцевъ. Но и эти послѣдніе, какъ грязную одежду, сразу отбросили отъ себя навѣянное отъ западныхъ растлителей нашей жизни и притворно надѣтое на себя обличіе нигилизма.

Теперь всѣ мы, старые и малые, ученые и простые, знатные и безродные, поняли, почувствовали, что у насъ есть отечество, есть Богъ, есть Спаситель Христосъ, есть Царь, заключающій насъ всѣхъ въ своемъ сердцѣ, есть самоотверженное воинство, устремившееся, по его мановенію, за десять тысячъ верстъ, въ страну невѣдомую и ради послушанія ему ввѣрившее себя коварной морской стихіи, на которой одна вражеская бомба можетъ уничтожить тысячи жизней.

И въ этомъ воинствѣ теперь уже нѣтъ раздѣленія на благородныхъ, живущихъ по укладу западной жизни, и представителей крестьянскаго, смиреннаго быта, а есть одна только Христолюбивая, православная рать, одно неразрывное братство, объединенное не тщеславіемъ, не корыстію, не мстительною злобой, а вѣрою и надеждою на Бога, преданностію Его Помазаннику и безстрашіемъ предъ смертію въ ожиданіи помилованія за гробомъ.

Въ войнѣ бываетъ побѣдителемъ тотъ, кто не боится умирать, а умирать не боится тотъ, кто исповѣдуетъ вѣру въ Искупителя и усваиваетъ отъ Его Евангелія равнодушное отношеніе къ этой временной жизни. Такимъ именно настроеніемъ была прежде исполнена вся русская жизнь, но и теперь, въ наше грѣховное время, оно охватываетъ сердца нашихъ воиновъ, сожигая въ нихъ тернія грѣховныхъ страстей, а чрезъ то дѣлаетъ ихъ неустрашимыми, а, слѣдовательно, и непобѣдимыми.

Впрочемъ, и независимо отъ будущей побѣды или, напротивъ, уроновъ, наши воины, пролившіе свою молодую кровь, явились славнѣйшими побѣдителями для своей родины, убивъ въ ней тотъ антихристовъ духъ — духъ нравственнаго разложенія, духъ кощунственнаго безразличія къ добру и злу, къ отчизнѣ и къ врагамъ ея, который, какъ египетская тьма, какъ скверный смрадный туманъ, началъ распространяться среди русскаго общества за послѣднее десятилѣтіе и еще раньше.

Да будетъ же благословенна та христіанская кровь, которую добровольно отдало русское воинство за нравственное обновленіе своего отечества. Блаженны воды морскія, принявшія въ свои глубокія нѣдра тѣла нашихъ просвѣтителей — воиновъ русскихъ. Дорогá утрата, но обиленъ ея плодъ! Высока цѣна, но безцѣнна купленная за нее духовная жемчужина!

Теперь всѣ мы — одна семья, одинъ народъ, одинъ духъ, одно сердце, одна стѣна противъ враговъ, одно молитвенное кадило за Православнаго Царя и его воиновъ.

Таково значеніе войны для Россіи, но немаловажно оно и для нашего непріятеля.

Онъ зналъ насъ давно: вотъ ужъ болѣе сорока лѣтъ благовѣствуетъ Христа въ его землѣ одинъ нашъ святѣйшій епископъ, извѣстный всей Японіи преосвященный Николай, примѣромъ жизни своей и словомъ своимъ, раскрывающій тому народу евангельскій путь спасенія. Дѣло его не безплодно: 30.000 японцевъ присоединены имъ къ Христову стаду.

Но если даже богоизбранный народъ Іудейскій не столько слушалъ пророковъ Божіихъ, сколько своихъ развратителей — сосѣднихъ язычниковъ: то весьма понятно, что народъ японскій, издревле обольщенный сквернымъ идолослуженіемъ, предпочелъ сближаться не съ проповѣдниками неповрежденнаго христіанства, а съ гордыми западными еретиками, хотя именующими себя христіанами, но давно утратившими духъ Христова смиренія, духъ Христовой любви, возлюбившими нынѣшній вѣкъ, и живущими по внушенію своихъ страстей, а не по глаголу Евангелія.

Они явились туда съ различными приспособленіями къ житейскимъ удобствамъ, перенявъ которыя японцы рѣшили, что они уже ничѣмъ не хуже просвѣщеннѣйшихъ, по ихъ мнѣнію, народностей, и усугубили свою языческую гордыню языческою культурой ложныхъ христіанъ.

Но вотъ, они видятъ, что съ этимъ западнымъ міромъ ихъ раздѣляетъ огромная страна и многочисленнѣйшій народъ, усвоившій европейскія усовершенствованія внѣшняго быта, но исполненный совершенно иного духа, чѣмъ ихъ новые друзья, — духа смиреннаго и безкорыстнаго, равнодушный къ земнымъ услажденіямъ, на которыя съ такою жадностью бросились японцы вслѣдъ за своими руководителями на ихъ новомъ гибельномъ пути.

И, конечно, не торговыя затрудненія, не одно только коварное вліяніе нашихъ европейскихъ недруговъ, а причины болѣе сокровенныя и глубокія внушили этимъ культурнымъ дикарямъ то безумно дерзкое нападеніе на Русь, въ которомъ обнаружилась ихъ постепенно возраставшая ненависть къ кореннымъ основамъ русскаго духа, столь противоположнымъ западному строю.

Богъ или міръ, жизнь будущая или наслажденіе въ настоящемъ, Евангельская вѣра или современный языческій нигилизмъ, Христово смиреніе и воздержаніе, или англо-саксонская гордыня и узаконенная чувственность; Россія или Европа, — вотъ вопросы, представшіе сознанію проснувшихся дикарей. Они смѣло пустились по отрицательному теченію ихъ и скоро познаютъ свое безуміе, утопая въ морской пучинѣ, какъ дерзостные Египтяне, возставшіе противъ народа Божія.

Мы же, подобно древнему Израилю, вразумлявшемуся Божественными посѣщеніями и съ раскаяніемъ возвращавшемуся къ забытому Закону Божію, принесемъ прежде всего покаяніе въ томъ измѣннически равнодушномъ отношеніи къ нашей Богопреданной вѣрѣ, къ нашей священной землѣ, которую мы дерзновенно оскверняли водвореніемъ на ней нечестиваго и растлѣннаго обычая нашихъ западныхъ враговъ, преклоняясь предъ внѣшнимъ лоскомъ лживаго строя ихъ жизни, и отрываясь отъ Евангельскаго духа, которымъ исполненъ бытъ нашего народа.

Затѣмъ, пусть каждый приметъ посильное дѣятельное участіе въ военныхъ нуждахъ нашего отечества; пусть всякій изъ насъ, кто не можетъ по разнымъ причинамъ идти туда самъ и пролить свою собственную кровь за Царя и Отчизну, пусть каждый умножитъ молитвы, во первыхъ — объ упокоеніи Христолюбивыхъ воиновъ, пожертвовавшихъ собою за Вѣру и Отечество, во вторыхъ — за нашего возлюбленнаго и миролюбиваго Царя и Его воиновъ, чтобы Господь даровалъ имъ скорую и славную побѣду, чтобы утѣшилъ вдовъ и сиротъ убіенныхъ; чтобы вразумилъ враговъ нашихъ познаніемъ превосходства истиннаго христіанства надъ языческимъ укладомъ ихъ древней жизни и ихъ новаго западнаго европейскаго направленія; чтобы Онъ Милосердый и въ нашихъ грѣшныхъ и неблагодарныхъ сердцахъ, не только во времена бѣдствій и войны, но и во времена мирныя обновлялъ духъ правый и духомъ владычнимъ утверждалъ насъ, чтобы помраченіе западною ложью навсегда далеко отошло отъ насъ, и чтобы не просвѣщенный еще Христовымъ Закономъ Дальній Востокъ чрезъ нашъ христіанскій бытъ позналъ бы Солнце Правды, и чтобы ему возсіялъ Христосъ, какъ Истинный Свѣтъ Разума. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 123-127. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.