Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 20 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово о Страшномъ Судѣ и современныхъ событіяхъ, произнесенное въ Исаакіевскомъ соборѣ 20-го февраля 1905 г.

Господь, долготерпящій о нашихъ грѣхахъ, сподобилъ насъ дожить до предверія св. Четыредесятницы и еще разъ услышать въ храмѣ Божіемъ Его предсказанія о Своемъ второмъ пришествіи.

Страшный Судъ! О, горестное слово для сыновъ суетной современности.

Страшный Судъ! Какъ они не любятъ напоминать объ этомъ Судѣ! Даже тѣ, которые согласны тебя слушать, пока ты говоришь о нѣкоторыхъ евангельскихъ заповѣдяхъ, лишь только услышатъ о Страшномъ Судѣ, или о неизбѣжной для каждаго смерти, сейчасъ же омрачаютъ свои лица, стараются перемѣнить разговоръ или даже отвѣтить тебѣ какимъ-нибудь грубымъ кощунствомъ.

Увы, они испытываютъ при этомъ то же настроеніе духа, какъ нѣкогда нечестивый язычникъ Феликсъ, любившій слушать Апостола Павла, но когда послѣдній говорилъ о правдѣ, о воздержаніи и о будущемъ судѣ, то Феликсъ пришелъ въ страхъ и отвѣчаль: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя (Дѣян. XXIV, 25).

Иначе, братіе, относились къ мысли о Страшномъ Судѣ древніе христіане. Не страшнымъ, а вожделѣннымъ представлялся онъ имъ. Они не отворачивались съ ужасомъ отъ представленія Суда Божія, но радостно простирали къ нему руки. Когда Господь вознесся на небо, и обликъ Его исчезъ изъ глазъ Святыхъ Апостоловъ, то они не могли отвести своихъ взоровъ отъ небесныхъ высотъ до тѣхъ поръ, пока не явились два свѣтлые ангела и удостовѣрили ихъ въ томъ, что сей Іисусъ, вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имъ же образомъ видѣсте Его, идуща на небо (Дѣян. I, 11).

Тогда святые Апостолы обратили къ земнороднымъ свое слово и имъ посвятили свои труды, но свою силу и свое терпѣніе почерпали въ томъ блаженномъ ожиданіи грядущаго съ небесъ Вѣчнаго Судіи, каковое они завѣщали и своимъ ученикамъ изъ поколѣнія въ поколѣніе. Этимъ же ожиданіемъ жили первые христіане, безропотно перенося житейскую неправду, тяготясь данною въ удѣлъ людямъ многострастною плотью и созерцаніемъ человѣческихъ беззаконій. Они утѣшали себя увѣренностью, что придетъ конецъ сему безбожному вѣку, что возвратится на землю сладчайшій Господь Іисусъ и Своимъ нелицепріятнымъ судомъ посрамитъ возносящееся нечестіе, вознесетъ и прославитъ угнетаемую правду. Подобное ожиданіе по временамъ охватывало христіанскія общины съ такою нетерпѣливостью, что люди оставляли свои обычныя занятія и ни о чемъ не хотѣли слышать, кромѣ какъ объ ожидаемомъ Спасителѣ и наступающемъ днѣ Его, такъ что Апостолъ Павелъ принужденъ былъ особымъ посланіемъ охлаждать ихъ неумѣренный пылъ (2 Солун.). Да и та книга, въ которой заключены слова нашего спасенія, т. е. Новый Завѣтъ Господа нашего Іисуса Христа, заканчивается мольбой къ Нему о скорѣйшемъ возвращеніи на землю для послѣдняго суда. И Духъ и невѣста говорятъ: пріиди! и слышащій да скажетъ: пріиди! Ей, гряди, Господи Іисусе! (Апок. XXII, 17, 20).

Скажи теперь, современный христіанинъ, почему же ты испытываешь иныя чувства при мысли о второмъ пришествіи Господнемъ? почему они болѣе подобны чувствамъ врага Христова Феликса, а не Его блаженныхъ Апостоловъ и ихъ учениковъ? почему ты содрогаешься, когда слышишь о томъ, какъ небеса съ шумомъ падутъ, какъ будутъ распадаться гробы и возставать умершіе по трубному звуку Архангела, какъ море отдастъ своихъ мертвыхъ, и всѣ нагими предстанутъ предъ Сына Человѣческаго? Вѣдь не для тебя должно казаться все это страшнымъ, вѣдь тебѣ, какъ христіанину, сказано иное: когда же начнетъ это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваша, потому что приближается избавленіе ваше (Лук. XXI, 28). Зачѣмъ же ты трепещешь, слыша то, чему долженъ радоваться? Не тебѣ должно страшиться и плакать, а врагамъ Христовымъ, язычникамъ; не будь же подобенъ тѣмъ, о коихъ сказано: тогда явится знаменіе Сына Человѣческаго на небѣ, и тогда восплачутся всѣ племена земныя (Матѳ. XXIV, 30), и еще: се грядетъ съ облаками, и узритъ Его всяко око и тѣ, которые пронзили Его, и возрыдаютъ предъ Нимъ всѣ племена земныя (Апок. I, 7).

Ты тоже страшишься и плачешь? Плачь же, но не о Судѣ Божіемъ, а о своемъ отступленіи. Исповѣдай Богу, что сердце твое отступило отъ Его Евангелія, что возлюбилъ ты нынѣшній вѣкъ съ его неправдой, что отвратился ты дѣлами своими отъ Христа и Его правды, что ты ложно носилъ Его имя, а служилъ Веліару, у котораго нѣтъ общенія со Христомъ. Принеси покаяніе Богу, вступи въ предстоящее поприще поста и молитвы, какъ возвращающійся въ домъ отца блудный сынъ, бей себя въ перси, какъ кающійся мытарь — и тогда не потеряна твоя надежда, ибо небесное Царствіе восхитили и благоразумный разбойникъ и покаявшаяся блудница, и мытарь, отрекшійся отъ своего стяжанія. Спѣши и ты подражать ихъ примѣру.

Но увы, еслибъ ты былъ близокъ къ нимъ по духу, то не отвращалъ бы ушей своихъ отъ слушанія о Страшномъ Судѣ. А если, слыша о немъ, нахмуриваешь лице свое, то вижу въ немъ не покаянное чувство, столь мало доступное сынамъ нашего горделиваго, лживаго вѣка, но злобное упорство, выражающееся въ попыткѣ найти отговорку своему невниманію. Кто изъ насъ, духовныхъ, не знаетъ этихъ отговорокъ, чьи уши не были поражаемы ими, какъ ударами бича? Мы не суда грядущаго боимся, — такъ говорятъ теперешніе люди: мы не союзники враговъ Христа и Его ученія, но мы беремъ изъ послѣдняго лишь высокія заповѣди о правдѣ и любви къ меньшей братіи, а туманными предсказаніями о концѣ міра мы не интересуемся, и потому не любимъ слушать этихъ мрачныхъ предвѣщаній, сжимающихъ сердце безотрадными ужасами.

Но зачѣмъ же вамъ ужасаться, если такъ? Вы любите правду и милосердіе? Тогда Страшный Судъ будетъ днемъ вашего торжества. Тамъ откроется высшая правда, тамъ упразднится разность между людьми по сословіямъ и состоянію: цари предстанутъ вмѣстѣ съ рабами, іерархи съ простецами, старцы съ юношами, богачи и нищіе вкупѣ. Если вы избрали милосердіе къ бѣднымъ знаменемъ своей жизни, то для чего боитесь суда Божія? Вѣдь на немъ только объ этомъ и будетъ спрашивать Господь. Ни о благочестіи, ни о молитвахъ, ни о постахъ, ни даже о цѣломудріи, — вообще ни о чемъ, что вамъ такъ не по душѣ, не спроситъ васъ Небесный Судія, а только о напитаніи алчущихъ, о посѣщеніи больныхъ и заключенныхъ въ темницахъ.

Или вы смутно чувствуете, что не устоять вамъ на этомъ допросѣ, что ваше правдолюбіе было лишь личиной вашего мятежнаго духа, вашего внутренняго человѣконенавистничества, что о любви къ меньшей братіи вы только говорили, а любили исключительно себя самихъ, и пышныя слова, которыми питали свое тщеславіе, и подъ которыми укрывали свою себялюбивую праздность?

Помилуйте, мы ли не работали для общественной правды и для меньшей братіи? Мы ли не старались о введеніи равенства, участвуя въ современномъ «освободительномъ движеніи», мы ли не боролись противъ чиновническаго произвола? такъ заговорятъ представители передовыхъ слоевъ общества, оправдывая себя отъ нашихъ обвиненій.

О, еслибъ они не говорили такъ! О, еслибъ эти несчастные безумцы такими словами не осуждали невольно самихъ себя прежде, чѣмъ услышатъ осужденіе отъ Господа! Вѣдь тѣ, которыхъ онъ признаетъ исполнившими заповѣдь любви, тѣ блаженные праведники, которыхъ Онъ призоветъ въ Свое царство, не найдутъ въ своей памяти дѣлъ любви, а будутъ въ смиренномъ покаяніи только грѣхи свои вспоминать, и скажутъ Христу: Господи, когда мы видѣли Тебя алчущимъ и накормили или жаждущимъ и напоили? и прочее (Матѳ. XXV, 37). Напротивъ того, нечестивые будутъ проникнуты тѣмъ же духомъ мрачнаго самооправданія, какимъ исполнены наши несчастные современники. Когда мы видѣли Тебя алчущимъ или жаждущимъ, или странникомъ, или нашмъ, или больнымъ, или въ темницѣ, и не послужили Тебѣ? (Матѳ. XXV, 44).

Да, чѣмъ болѣе самооправданія у людей, тѣмъ ближе они подходятъ къ изображенію участи осужденныхъ навѣки.

Горе, горе вамъ, лукавые, хвастливые лжецы! Не столь ужасны ваши беззаконія, вашъ развратъ, ваша черствость, ваше забвеніе Бога и вѣчности, сколько пагубный духъ самооправданія, закрывающій предъ вами всѣ пути къ исправленію себя, всѣ двери къ покаянному воплю.

А духомъ этого горделиваго оправданія себя и осужденія другихъ проникнута вся современная жизнь; ему научаютъ дѣтей отъ школьнаго возраста, имъ извращаютъ русскій народный характеръ, народный духъ, тотъ духъ смиренномудрія, терпѣнія и любви, въ которомъ русскіе познали Христа, въ которомъ пребывалъ Христосъ, какъ принято говорить, родившійся въ Виѳлеемѣ и живущій въ Россіи.

Но этотъ духъ смиреннаго самоосужденія давно вытравленъ изъ нашего общества языческимъ бытомъ (культурой) еретическаго Запада, и оттуда общая ненависть къ слышанію о Страшномъ Судѣ Божіемъ, когда никакая ложь не поможетъ самооправдывающейся гордынѣ, но она будетъ изобличена, посрамлена и осуждена предъ лицемъ цѣлой вселенной.

Но чтобы и теперь явить безотвѣтными носителей сего горделиваго духа въ глазахъ людей искреннихъ и благоразумныхъ, подвергнемъ безпристрастной оцѣнкѣ предметъ ихъ ложной похвальбы, то-есть ихъ общественную дѣятельность, ихъ общественныя стремленія. Это ли дѣло любви? Исполненные исконною злобой, ненавистью ко всему русскому, руководители этого движенія не останавливаются ни предъ чѣмъ, чтобы такою же злобой исполнить сердца юношей студентовъ и тѣхъ слоевъ простолюдиновъ, которые могутъ быть доступны ихъ вліянію. Пользуясь легкомысленною неопытностью однихъ и обманывая другихъ чрезъ разнаго рода переодѣтыхъ, самозванцевъ, они влекутъ ихъ къ участію въ уличныхъ безпорядкахъ, подъ пули и плети, имѣя въ виду лишь ту единственную цѣль, чтобы потомъ кричать о строгой расправѣ начальства и поселять озлобленіе противъ Правительства.

Разгоряченные, разочарованные юнцы, какъ учащіеся, такъ и фабричные, дѣйствительно не могутъ разобраться въ томъ, кто виновники ихъ бѣды, и готовы вѣрить, со словъ своихъ лукавыхъ руководителей, будто неизбѣжная строгая расправа съ ними есть произволъ Правительства, на которое они озлобляются еще болѣе, и затѣмъ еще болѣе слѣпо отдаются во власть зачинщиковъ мятежа, какъ кролики, бросающіеся въ пасть удава.

А что сказать о преобразовательныхъ толкахъ въ нашей печати и въ различныхъ общественныхъ собраніяхъ?

Можетъ быть здѣсь видно попеченіе о благополучіи Родины? Увы, нѣчто совершенно противоположное! О чемъ хлопочутъ они во всѣхъ своихъ постановленіяхъ? Только о томъ, что выгодно для самихъ мятежниковъ. О томъ, чтобы раздѣлять власть съ законнымъ Правительствомъ, да о безпрепятственномъ распространеніи мятежныхъ идей чрезъ печать и другія средства, такъ чтобы никто не имѣлъ права ограничивать такихъ преступниковъ иначе, какъ посредствомъ судебной волокиты. Вотъ что легко уразумѣть подъ криками о свободѣ печати и объ отмѣнѣ административной высылки и админиетративныхъ арестовъ.

Больше они ни о чемъ и говорить не умѣютъ, да и что сказать имъ о Россіи, о русскомъ народѣ, котораго они не знаютъ, котораго изучать не хотятъ, котораго въ душѣ своей глубоко ненавидятъ.

И вотъ такіе люди пользуются теперь самымъ широкимъ вліяніемъ на наше юношество, на наше общество. Попущеніемъ Божіимъ оно предано въ неискусенъ умъ творити неподобная и исполнено всякой неправды (Рим. I, 29).

Не такъ, совсѣмъ не такъ совершилось въ сегодняшній день февраля сорокъ четыре года тому назадъ дѣйствительное освобожденіе меньшихъ нашихъ братій отъ крѣпостной зависимости. Тамъ не было ни скандаловъ, ни крамолы, ни борьбы за свое собственное право, а нѣчто совершенно обратное, возможное только въ жизни Русскаго Государства: былъ государственный и общественный, добровольный и самоотверженный подвигъ. Царь и лучшіе люди просвѣщеннаго общества, никѣмъ не понуждаемые, руководимые единственно Божіею правдой и милосердіемъ, напомнили помѣщикамъ о томъ, какъ незаконно держать въ рабствѣ православный народъ — своихъ братьевъ, за которыхъ умеръ Христосъ, и которыхъ многіе изъ нихъ не только мучили непосильнымъ трудомъ и жестокимъ обращеніемъ, но и калѣчили нравственно, заставляя сыновъ народа, вмѣсто любезныхъ ему священныхъ молитвословій, заниматься кривляніемъ на своихъ театрахъ, — растлѣвая чистоту дѣвъ и разрушая священныя узы брака.

И вотъ помѣщики, въ огромномъ большинствѣ своемъ, дружно откликнулись на Царскій призывъ, и народъ, получивъ свободу, не домогаясь ея, получилъ не какъ завоеванное право, но какъ добровольный даръ. Вотъ это по-нашему, это по-русски, это достойно Россіи, объединенной не чрезъ формальное право, но посредствомъ правды Божіей и добровольнаго послушанія.

Не то мы видимъ теперь. Теперь почти всѣ слои общества, какъ голодные волки, требуютъ себѣ всякихъ правъ и льготъ, не желая знать нашей общей бѣды на Дальнемъ Востокѣ, да и собственныхъ своихъ правъ, своей настоящей пользы вовсе не разумѣя.

Да, воистину, это общественное помраченіе, эта нравственная эпидемія, охватывающая просвѣщенные слои русской жизни, достойны многихъ слезъ, если у кого еще остались слезы по прошествіи нынѣшней печальной годины. Всегда холодные къ своей Родинѣ, передовые сыны Россіи обрушились на свою мать, увидѣвъ ее угнетенною внѣшнимъ врагомъ. Чего не сдѣлалъ бы ни одинъ болѣе благородный непріятель страны, на то дерзаютъ ея неблагодарные сыны. Они злорадствуютъ всякой малѣйшей неудачѣ нашей на войнѣ въ то время, какъ ихъ самоотверженные братья, измученные, истомленные продолжителънымъ походомъ, видятъ постоянную смерть предъ глазами и спокойно бросаются въ ея холодныя объятія за Вѣру, Царя и Отечество.

Итакъ, смотрите, какое право имѣютъ хвалиться правосудіемъ и братолюбіемъ наши безумные современники. О, печальное, горестное время! О, непростительное, жестокосердное легкомысліе! Поистинѣ, мы видимъ нѣчто напоминающее послѣдніе дни земной жизни Спасителя, когда народъ, возглашавшій Ему сегодня: «осанна», черезъ пять дней кричалъ: распни Его, кровь Его на насъ и на чадахъ нашихъ! Не подобную ли противоположность представляютъ собой народныя шествія въ нашей столицѣ: въ началѣ прошлаго года патріотическія и вѣрноподданическія, а въ началѣ нынѣшняго года мятежныя, исполненныя себялюбивыхъ требованій.

И пусть бы сходили съ ума уже давно опьяненные мятежнымъ духомъ крайніе либералы, люди никогда не имѣвшіе ни общественной почвы, ни вѣры, ни воспитанія, ни Отечества: но вѣдь теперь словá ихъ повторяютъ и мирные граждане, которые сами ужаснулись бы, еслибъ услышали отъ кого-нибудь подобныя рѣчи полтора года тому назадъ. Тьма общественнаго одурманенія сгустилась до такой степени, что если Самъ Господь не умилосердится надъ бѣдною, оскверненною, оплеванною страной нашей, то неоткуда намъ ждать избавленія. Многіе старые люди, любящіе свою Родину и свой народъ, при видѣ возносящагося нечестія, молятся теперь только объ одномъ, — чтобы Господь послалъ имъ скорѣе смерть, да не видѣть нравственнаго растлѣнія своей Отчизны: довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцовъ моихъ (3 Цар. XIX, 4).

И вотъ, среди такихъ печальныхъ размышленій, дожили мы до недѣли Страшнаго Суда. Теперь мы понимаемъ, почему о немъ не желаютъ слышать современные люди, почему и вовсе невѣрующіе среди нихъ, и тѣ, которые еще не отрѣшились отъ нѣкоторыхъ вѣрованій, одинаково смущаются и злобятся, когда вспоминаютъ о томъ, что нѣкогда долженъ придти день, когда Господь во свѣтѣ приведетъ тайныя тьмы и объявитъ совѣты сердечные (1 Кор. IV, 5). Они чувствуютъ, что все ихъ поведеніе, всѣ ихъ рѣчи есть сплошная ложь, что имъ чужды всякая любовь и сочувствіе къ братьямъ, что они дышутъ себялюбіемъ, ненавистью и злорадствомъ, и что обманывать людей возможно лишь въ продолженіе недолгаго времени, а вѣчность откроетъ для всѣхъ ихъ злодѣйское настроеніе.

Но что переживаемъ, что думаемъ о Страшномъ Судѣ мы, хотя грѣшные, но вѣрующіе христіане? Скорбь о томъ, что приходится слышать и видѣть, пересиливаетъ въ насъ страхъ предъ Праведнымъ Судіей, и мы снова испытываемъ то нетерпѣливое желаніе дождаться Его пришествія, которымъ исполнены были древніе христіане. Ей, гряди, Господи Іисусе, посрами свѣтомъ Твоей правды, обнажи сердца и помышленія развратителей народа и юношества. Пусть труба Твоего Архангела пробудитъ уснувшую совѣсть общества, дабы оно воспользовалось послѣдними минутами земного бытія для покаянія въ своемъ себялюбіи, въ своей гордынѣ, въ своемъ развратѣ, бывшихъ причинами его теперешняго помраченія.

Такова наша первая молитва; но если Господь еще будетъ медлить Своимъ праведнымъ судомъ, то будемъ умножать свои молитвенныя воздыханія о томъ, чтобы Онъ не попустилъ простому Русскому народу заразиться общественнымъ омраченіемъ — чтобы народъ продолжалъ ясно сознавать, кто его враги, и кто его друзья, чтобы онъ всегда хранилъ свою преданность Самодержавію, какъ единственной дружественной ему Высшей Власти, чтобы народъ помнилъ, что, въ случаѣ ея колебанія, онъ будетъ несчастнѣйшій изъ народовъ, порабощенный уже не прежнимъ суровымъ помѣщикамъ, но врагамъ всѣхъ священныхъ ему и дорогихъ ему устоевъ его тысячелѣтней жизни, — врагамъ упорнымъ и жестокимъ, которые начнутъ съ того, что отнимутъ у него возможность изучать въ школахъ Законъ Божій, а кончатъ тѣмъ, что будутъ разрушать святые храмы и извергать мощи Угодниковъ Божіихъ, собирая ихъ въ анатомическіе театры.

Предвѣщанія такихъ ужасныхъ дѣйствій обнаруживались неоднократно на глазахъ у всѣхъ въ послѣдніе годы нашей печальной дѣйствительности.

Впрочемъ, конечно, прежде чѣмъ они успѣли бы это сдѣлать, сама Россія, черезъ какія-нибудь 25 лѣтъ послѣ отмѣны Самодержавія, перестала бы существовать какъ цѣлое государство, ибо, лишенная своей единственной нравственно-объединяющей силы, она распалась бы на множество частей, начиная отъ окраины и почти до центра, и притомъ даже отъ руки такихъ народностей, о которыхъ наши газетные писаки даже ничего и не знаютъ, каковы, напримѣръ, Татары Казанскіе, Крымскіе и Кавказскіе, такъ смѣло проявившіе себя за послѣднее время. Такого распаденія нетерпѣливо желаютъ наши западные враги, вдохновляющіе мятежниковъ, чтобы затѣмъ, подобно коршунамъ, броситься на разъединенные предѣлы нашего Отечества, на враждующія его племена и обречь ихъ на положеніе порабощенной Индіи и другихъ западно-европейскихъ колоній.

Вотъ то печальное будущее, которое ожидаетъ Россію, еслибъ она довѣрилась внутреннимъ врагамъ своимъ, желающимъ сдвинуть ее съ вѣковѣчныхъ устоевъ.

Не забывай же о нихъ, Русскій народъ, берегись богохульниковъ, кощунниковъ, мятежниковъ, желающихъ оторвать тебя отъ вѣчной жизни, отъ ожиданія грядущаго Суда Божьяго и Царствія Христова, котораго да не лишитъ насъ Господь, котораго память да хранитъ Онъ въ насъ, — котораго памятью да оградитъ Онъ насъ отъ современнаго развращенія. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 135-143. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.