Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово предъ молебствіемъ на заключеніе мира съ Японіей, произнесенное въ Житомірскомъ каѳедральномъ соборѣ 9-го октября 1905 года.

Государь призываетъ насъ, братіе, воздать благодареніе Господу за миръ, заключенный съ Японіей. Не радостенъ тотъ миръ, которымъ заключается неудачная война, но послѣ такой небывало-печальной войны условія заключеннаго мира настолько благопріятны для насъ, что нельзя не благодарить за нихъ Милосерднаго Творца, не до конца прогнѣвавшагося на насъ.

За что же проліялся на насъ Его гнѣвъ, выразившійся въ столькихъ неожиданныхъ пораженіяхъ нашего войска? Оно ли виновато въ недостаткѣ мужества? На него ли должно устремляться наше огорченное чувство? Правда, намъ могутъ сказать, что въ прежнихъ войнахъ русскіе обнаруживали болѣе неустрашимости, побѣждали съ меньшими силами многочисленнѣйшихъ враговъ.

Но разница между тѣми войнами и нынѣшнею заключаетея не въ духѣ нашихъ ратниковъ, а вотъ въ чемъ: тогда, во время войны съ турками въ 1877 году и раньше, во время Крымской кампаніи, за войскомъ стояла единодушная Россія, вдохновляя героевъ однимъ чувствомъ какъ бы изъ одной материнской, любящей груди; тогда они чувствовали за собою всенародное одушевленіе, какъ одну каменную стѣну. Тогда они защищали единую Святую Русь, ту самую, за которую прежде умирали ихъ предки, за которую стояли святые угодники.

А нынѣ чѣмъ сдѣлалась ихъ родина, въ значительной части своего передового общества? не вертепомъ ли разбойниковъ — вмѣсто храма молитвы? Не скопищемъ ли злорадствующихъ недоброжелателей вмѣсто сочувствующихъ братьевъ и сестеръ? За кого должны были умирать юноши-солдаты? За кого сиротить свои семьи? За кого отдавать свои тѣла на увѣчье. За ту страну, которой передовые слои, и особенно просвѣщенное юношество, сегодня боготворитъ того, отъ кого завтра съ презрѣніемъ отвернется за то только, что онъ, долго льстившій общественнымъ страстямъ, наконецъ самъ ужаснулся послѣдствій своей работы и осудилъ общественное безуміе, какъ это случилось со Львомъ Толстымъ, котораго поносятъ теперь за первую искренно выраженную мысль о глубокомъ нравственномъ паденіи русскаго общества.

Да, таково это общество, котораго юноши, уморивъ сегодня грубыми оскорбленіями своего руководителя, поклоняются завтра его праху, какъ новому кумиру, но не со стыдомъ и раскаяніемъ, а съ похвальбой и безобразными выходками. Здѣсь вполнѣ приложимо Господне обличеніе: «Горе вамъ, книжницы и фарисее, лицемѣри, яко зиждете гробы пророческія, и красите раки праведныхъ, и глаголете: аще быхомъ были во дни отецъ нашихъ, не быхомъ убо общницы имъ были въ крови пророкъ. Тѣмже сами свидѣтельствуете себѣ, яко сынове есте избившихъ пророки... Змія, порожденія ехиднова, како убѣжите отъ суда (огня) геенскаго» (Матѳ. XXIII, 29-31, 33).

Конечно, Трубецкой вовсе не былъ ни пророкомъ, ни праведникомъ, но тѣмъ только усугубляется ложь послѣднихъ событій, гдѣ измѣнили личину не потомки предковъ, имъ подобныхъ, но тѣ же самые люди, и притомъ въ одну недѣлю. Да, это порожденія того самаго общества, которое взамѣнъ поддержки бодрости нашихъ подвижниковъ-воиновъ, взамѣнъ сочувственныхъ къ нимъ посланій осыпало ряды ихъ мятежническими прокламаціями, убѣждая ихъ не повиноваться своимъ начальникамъ и стрѣлять въ нихъ.

А они, безотвѣтные, покорные, долготерпѣливые сыны нашего великаго и святого народа стойко выносили превосходящія силы враговъ и умирали за неблагодарныхъ соотечественниковъ на сушѣ и на морѣ.

О, не тому дивимся мы, что прежніе солдаты стремительнѣй бросались на врага и одолѣвали его, сравнительно съ борцами Японской войны, но тому, что эти послѣдніе все-таки держались и бились, изумляя враговъ своимъ безстрашіемъ, бились за родину, которая платила имъ зломъ за добро.

Что предстанетъ ихъ взору по возвращеніи въ родные города и села? Тамъ они видѣли язычниковъ, незнающихъ Христа, а здѣсь встрѣтятъ Іудъ, отрекшихся отъ Него; тамъ плѣнники ждутъ съ нетерпѣніемъ, когда они воротятся въ родную среду съ христіанскими вѣрованіями, а найдутъ здѣсь нѣчто менѣе сродное имъ, чѣмъ тамъ среди идолопоклонниковъ — японцевъ.

И вотъ что всего ужаснѣе: въ общественномъ нравственномъ опьяненіи вовсе утрачивается различеніе добра и зла, истины и лжи. Враги Россіи достигли того, что надежда нашей будущности, нѣжный возрастъ нашего юношества, всегда прежде отличавшійся самоотверженнымъ и чуткимъ стремленіемъ къ добру и истинѣ, и не скоро подвергавшійся общественнымъ предразсудкамъ среды и духовному одебеленію, теперь — увы! — обезумѣлъ болѣе своихъ злокозненныхъ развратителей и ходитъ, какъ озвѣрѣлый, потерявъ всякій стыдъ и всякую совѣсть.

Все это, конечно, ослабляло руки нашихъ воиновъ, но еще больше прогнѣвляло нашего Творца и посему не только превосходство силъ противника, но и самыя стихіи природы, и сочетаніе непредвидѣнныхъ обстоятельствъ — были нашими побѣдителями.

Да и будетъ ли Господь жалѣть Россію, когда самые вѣроломные сыны ея не только не жалѣютъ своей матери, но несытымъ окомъ взираютъ на нее, израненную и опозоренную; подобно дикимъ звѣрямъ, окружившимъ раненнаго воина, каждая группа людей, даже каждый отдѣльный дѣятель, смотрятъ, чтобы схватить себѣ, при общемъ смятеніи, прикрывъ свою безстыдную алчность громкими словами о свободѣ и равноправности.

О, печальнѣйшее время! О, лютое горе отступничества отъ Бога, отъ родины, отъ совѣсти!

Быть можетъ, вы бы желали перебить мою рѣчь и сказать: «зачѣмъ ты указываешь на провинности одной только стороны населенія, развѣ она одна только виновата предъ Богомъ?»

Охотно отвѣчу Вамъ. Съ радостію прерву свою рѣчь, потому что не хватитъ ни словъ для описанія нашего растлѣнія, ни слезъ для его оплакиванія.

Итакъ, буду говорить о томъ, въ чемъ виноваты предъ Богомъ не одни только измѣнники отечества, скажу то, что говорилъ пять лѣтъ тому назадъ, когда предсказывалъ, что именно тамъ, на Дальнемъ Востокѣ, должны мы ждать особенной Божіей кары. Но буду говорить не съ злорадствомъ, какъ наши противники, но съ грустью и со стыдомъ, какъ христіанинъ и русскій священникъ.

Въ Благовѣщенскѣ, на Амурѣ, пять лѣтъ тому назадъ, мы допустили жестокое дѣло. Нѣсколько тысячъ китайцевъ, бывшихъ въ услуженіи у русскихъ гражданъ, для общей безопасности послѣднихъ, были обманомъ выведены изъ города и загнаны въ рѣку, гдѣ нашли свою неминуемую гибель... Не для того Господь раскинулъ предъ нами предѣлы далекаго Востока, отъ Волги до Охотскаго моря, чтобы мы удивляли инородцевъ своею безсердечностью. Напротивъ, тамъ на Востокѣ, а не на Западѣ, миссіонерское и даже мессіанское призваніе нашего народа; этого призванія не хотѣли понять русскіе люди — не простецы конечно, а считавшіе себя просвѣщенными, которые, по примѣру своихъ западныхъ просвѣтителей, не позволили бы себѣ ни малѣйшей невѣжливости по отношенію къ любому европейскому проходимцу, но смиренныхъ и прямодушныхъ и трудолюбивыхъ жителей Востока не считаютъ даже за людей. Мы должны были имъ являть — Христа, должны были показать имъ русскую широту духа, русское человѣколюбіе, русскую довѣрчивость, а показали имъ только животное самосохраненіе, ни предъ чѣмъ не останавливающееся. Это первая вина наша, ибо Богъ еще въ Ветхомъ Завѣтѣ на цѣломъ народѣ вымещалъ грѣхопаденія его полководцевъ.

Вторая вина заключается въ измышленіи ложныхъ чудесъ со стороны людей двоедушныхъ, но знакомыхъ съ благочестіемъ нашихъ солдатъ. Кто не слышалъ о Портъ-Артурской иконѣ Божіей Матери, написанной будто бы по видѣнію стараго моряка, явившейся въ Кіевѣ, въ февралѣ прошлаго года, при чемъ будто бы 10 тысячъ богомольцевъ Лавры, сложивъ по пяти копѣекъ, соорудили эту икону, написанную съ такими странными и чуждыми православію особенностями, съ какими Матерь Божія никогда никому не являлась.

И что же? По справкѣ выяснилось, что никакого матроса, ни видѣнія, ни складчины богомольцевъ въ Кіевской Лаврѣ не было, да и не бываетъ ихъ тамъ въ большомъ количествѣ въ мѣсяцѣ февралѣ. А просто одинъ досужій господинъ выдумалъ эту басню и обманывалъ ею и духовныхъ особъ, и свѣтскихъ лицъ.

Столь же ложенъ пущенный слухъ о томъ, будто бы преподобный Серафимъ Саровскій изрекъ пророчество о войнѣ съ Англичанами и побѣдѣ надъ ними русскихъ черезъ годъ послѣ открытія его мощей. Такого пророчества преподобнаго Серафима не было, оно вымышлено въ прошломъ же году.

Говорить ли еще объ измышленномъ видѣніи кому-то изъ солдатъ, согласно коему, по взятіи русскими Японской столицы, долженъ всплыть корабль съ адмираломъ Макаровымъ, а затѣмъ послѣ торжественнаго парада всей русской эскадрѣ, снова опуститься на дно? Если бы подобныя небылицы стали разсказывать лѣтъ двѣсти или триста тому назадъ, то, конечно, никто бы имъ не повѣрилъ; всякій бы сказалъ, что видѣнія не бываютъ съ военной музыкой, и воскресеніе мертвыхъ не вѣроятно на морскомъ парадѣ, но въ «нашъ просвѣщенный вѣкъ» отчего же не вѣрить и такому вымыслу, когда образованнѣйшіе люди вѣрятъ въ то, что можно, повертѣвъ столы и стулья, вызывать души давно умершихъ и бесѣдовать съ ними о всякихъ непристойностяхъ.

Вотъ за эти суевѣрія, за это поруганіе истины и вѣры глупыми современными баснями — вотъ за что Господь не внималъ и искреннимъ молитвамъ «живущихъ и оставшихся русскихъ людей».

Праведенъ гнѣвъ Твой, Господи, и велико Твое милосердіе, что Ты не до конца отдалъ насъ въ руки враговъ нашихъ. Они дальновиднѣе насъ самихъ и, быть можетъ, понимаютъ Россію глубже, чѣмъ ея просвѣщенное общество. Они испугались своихъ собственныхъ побѣдъ, сообразили, что чѣмъ глубже рана нанесена спящему, но могучему народу, тѣмъ страшнѣе будетъ его духовное пробужденіе. Вотъ почему они обнаружили такую, неожиданную для многихъ, уступчивость въ возстановленіи мира.

О, если бы мы понимали духъ нашей страны, нашего народа, хотя бы настолько, насколько понимаютъ его наши непріятели! О, если бы мы вразумились нашимъ нежданнымъ полтора года тому назадъ пораженіемъ! О, если бы мы помнили въ какую бездну мы стремимся и куда влечемъ свою бѣдную родину! О, если бы услышали тѣ проклятія, какими заклеймятъ наше время и наше общество потомки Россіи!

«О, если бы они разсудили, подумали о семъ, уразумѣли, что съ ними будетъ! Какъ бы могъ одинъ преслѣдовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступникъ ихъ не предалъ ихъ, и Господь не отдалъ ихъ!» (Втор. XXXII, 29-30).

Будемъ же благодарить, что Господь мало покаралъ насъ. Будемъ благодарить и каяться во всѣхъ нашихъ отступленіяхъ, будемъ благодарить Бога и горько оплакивать наше растлѣніе. Будемъ благодарить Его и исповѣдывать предъ всѣми, что мы были достойны стократной кары. Будемъ благодарить и помнить, что Господь умилосердился надъ Россіей ради достойныхъ ея сыновъ, ради простого, чернаго народа, неизмѣнявшаго Ему и ради нашего благостнаго, праведнаго и всепрощающаго Государя! Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 143-147. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.