Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово, сказанное въ Житомірскомъ каѳедральномъ соборѣ 21-го октября 1905 г.

Мы собираемся, братіе, въ храмъ для молитвы и для назиданія. Сегодняшнюю молитву мы уже приводимъ къ окончанію, а назиданіе желаю вамъ предложить особенное, необычное. Раньше вы слышали поученіе объ усопшихъ святыхъ, а нынѣ поучитесь примѣру здравствующаго праведника.

Кто были праведники древности? Сперва св. мученики, а затѣмъ, послѣ торжества христіанства при Константинѣ Равноапостольномъ, Господь сталъ являть Церкви Своихъ угодниковъ преимущественно двухъ родовъ: во-первыхъ — преподобныхъ отшельниковъ, а во-вторыхъ — святителей и Царей. Тѣ, и другіе, и третіе распяли себя міру ради Христа, умертвили плоть и совлеклись ветхаго человѣка. Первые достигали сего, удаляясь въ пустыню или въ затворъ, предаваясь молитвѣ, богомыслію, посту и бдѣнію, а вторые умерщвляли себя, воспринимая въ свое сердце жизнь своей паствы, своихъ подданныхъ, и черезъ то умерщвляли въ себѣ всякую личную жизнь, всякое движеніе ветхаго человѣка. Они могли говорить вмѣстѣ съ божественнымъ апостоломъ: «Я каждый день умираю: свидѣтельствуюсь въ томъ похвалою вашею, братія, которую я имѣю во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ» (1 Коринѳ. XV, 31). «Дѣти мои, для которыхъ я снова въ мукахъ рожденія, доколѣ не изобразится въ васъ Христосъ!» (Галат. IV, 19).

Итакъ, та самая власть, которая столькихъ людей подчиняетъ духу гордыни и тщеславія, доставаясь въ удѣлъ душамъ возвышеннымъ и благороднымъ, возноситъ ихъ на такую-же степень самоотверженія, которой достигали пустынники и постники. Это именно тѣ представители власти, которые взирали на нее согласно съ Господнею заповѣдью: «Царіе языкъ господствуютъ ими, и обладающіи ими благодателе нарицаются. Вы же не тако: но болій въ васъ, да будетъ яко мній: и старѣй, яко служай» (Лук. XXII, 25-26).

Такимъ именно правиломъ руководствовался въ своей жизни и нашъ возлюбленный Государь Николай Александровичъ.

Итакъ, слово будетъ о Царѣ.

Да, о Немъ, о нашемъ возлюбленномъ Монархѣ. Пора мнѣ сказать о Немъ, братіе; ибо въ то время, когда самодержавіе у насъ хранилось непоколебимымъ и по царскимъ днямъ во всѣхъ соборахъ столичныхъ и губернскихъ городовъ раздавались пышныя похвалы самодержавію и Самодержцамъ — Александру III-му и Николаю II-му, я предпочиталъ говорить о словахъ св. Евангелія, читавшихся въ тѣ дни, о Николаѣ Чудотворцѣ, объ Александрѣ Невскомъ, о Маріи Магдалинѣ, о Праведномъ Іовѣ, о Преподобномъ Иларіонѣ и о другихъ святыхъ, коимъ творилась память, ибо боялся я отступить отъ глагола Давидова: «да не возглаголютъ уста моя дѣлъ человѣческихъ, за словеса устенъ Твоихъ азъ сохранихъ пути жестоки» (Псал. XVI, 4). Но съ тѣхъ поръ, какъ враги Россіи стараются поколебать самодержавіе, нашъ долгъ открывать вамъ глаза на истинное положеніе дѣлъ, особенно, когда оно является для насъ столь обильнымъ источникомъ назиданія.

Сегодня окончился одиннадцатый годъ царствованія нашего Монарха и настаетъ двѣнадцатый годъ съ нѣсколько измѣнившимися условіями правленія, обозначенными въ послѣднемъ манифестѣ. Оглянитесь-же, русскіе люди, на сей, закончившійся первый періодъ царствованія нашего Государя, оглянитесь на себя, насколько вы за это время оправдали данную вами предъ крестомъ и Евангеліемъ присягу, и нынѣ, когда густая тьма безсовѣстной лжи и разнузданнаго себялюбія обложила небосклонъ нашей жизни, воззрите мысленно на Того, Кому такъ мало вы подражали въ добродѣтели и Кому столь неблагодарными оказались многіе.

Нашъ Государь вступилъ на отеческій престолъ въ юномъ возрастѣ, но оказался мудръ предъ искушеніями власти. Большею частью цари и другіе высокіе начальники, достигая власти, стараются о томъ, чтобы сразу выдвинуть предъ глазами всѣхъ свою личность въ противовѣсъ личности предшественника, чтобы показать ожидаемыя преимущества своего управленія сравнительно съ предшественникомъ. Они смѣняютъ своихъ ближайшихъ помощниковъ, а особенно тѣхъ, которые были преданы прежнему властителю, и поощряютъ тѣхъ, которые были имъ обижены. Подобные пріемы дѣйствій особенно свойственны государямъ молодымъ, какъ это и было при первыхъ царствованіяхъ въ народѣ библейскомъ.

Не такъ, совсѣмъ не такъ поступилъ нашъ, тогда еще юный Государь, сдѣлавшись властителемъ величайшаго въ мірѣ царства. Онъ обѣщалъ слѣдовать во всемъ примѣру и указаніямъ своего въ Бозѣ почившаго родителя и постоянно ссылался на его авторитетъ. Онъ сохранилъ при себѣ его совѣтниковъ и не только не старался о томъ, чтобы выдвигать самолюбиво свою личность, но, напротивъ, постоянно смирялся предъ своимъ Отечествомъ, исповѣдывалъ свою сердечную привязанность къ старинной Москвѣ и первый изъ русскихъ императоровъ не усрамился распространять свои изображенія въ старинной русской одеждѣ.

Смиреніе, эта первая заповѣдь Евангелія, эта первая ступень изъ девяти блаженствъ, черезъ которыя открывается намъ Господень рай — сколь рѣдкая, сколь цѣнная эта добродѣтель въ нашъ горделивый, изолгавшійся вѣкъ! И если мы справедливо цѣнимъ ее такъ высоко среди простыхъ смертныхъ, то какъ она вожделѣнна въ могущественнѣйшемъ Императорѣ.

Учись же, русскій народъ, у твоего Царя этой великой мудрости быть смиреннымъ, ибо въ этомъ великая мудрость: тотъ уже мудрецъ, кто смирилъ свое сердце, а пріобрѣтающій много познаній, но пребывающій въ ослѣпленіи гордыни, рано или поздно обнаружитъ свое безуміе. Сильная воля и быстро воспринимающій умъ, если они лишены смиренномудрія, не могутъ быть полезными для ближнихъ, но всюду вносятъ разстройство и неправду, и разрушаютъ одною рукою то, что созидали другою.

Какъ-же сохранить въ себѣ духъ смиренномудрія? Какъ сохранилъ его въ себѣ нашъ Государь? Хранить такой духъ можетъ лишь тотъ, кто боится Бога, кто всѣмъ сердцемъ вѣритъ во Христа, кто благоговѣетъ предъ святыми угодниками.

И сему учитесь у своего Царя, русскіе люди!

Нашъ Государь началъ царствовать въ сегодняшній день 21-го октября, причастившись въ храмѣ святыхъ Тайнъ Тѣла и Крови Христовой. Вторично причастился Онъ Божественныхъ Таинъ черезъ три недѣли, въ день своего бракосочетанія. Сіе необычно земнымъ царямъ, которые хотя и стараются всегда показать, что они не чужды вѣры въ Бога, но весьма опасаются прослыть слишкомъ благочестивыми, ибо это не очень нравитея европейскимъ народамъ, а Господню слову о томъ, что невозможно вмѣстѣ работать Богу и мамонѣ, они не придаютъ значенія. Такая раздвоенность совершенно чужда нашему Монарху: Слава Божія являлась главнымъ направляющимъ началомъ Его дѣятельности. Ревнуя о прославленіи святыхъ угодниковъ съ тѣмъ же безкорыстнымъ упованіемъ, съ какимъ относится къ нимъ народное сердце, Онъ съ радостью разрѣшилъ открытіе мощей святаго Ѳеодосія Черниговскаго въ годъ своей коронаціи, а затѣмъ самъ приложилъ старанія къ тому, чтобы провозглашена была Церковью святость другого угодника Божія — Преподобнаго Серафима Саровскаго. Но и на семъ не успокоилось сердце Царево: оно повлекло Его съ царицей Супругой и съ царицей Матерью въ далекую Саровскую пустынь и понудило Его собственными руками поднять свяшенный гробъ Чудотворца и вмѣстѣ со своимъ народомъ, собравшимся туда въ количествѣ трехсотъ тысячъ, проливать слезы умиленія, открывать свою совѣсть смиренному духовнику-монаху и причащаться Святыхъ Тайнъ у одной чаши съ простолюдинами.

Слышалъ ли ты что-либо подобное, о русскій народъ, за послѣднее столѣтіе и болѣе? Часто ли встрѣчалъ такую силу вѣры среди людей знатныхъ и богатыхъ, и укажешь ли мнѣ во всей вселенной нѣчто подобное въ жизни царей, именующихъ себя христіанскими? Учись-же у своего Царя вѣрѣ и умиленію, и молитвѣ. Учись, ибо силу этой молитвы засвидѣтельствовалъ Угодникъ Божій Серафимъ, даровавъ нашему Царю давно желаннаго Сына и Наслѣдника, ровно черезъ годъ по возвращеніи его изъ святой обители.

Искреннее благочестіе остается неполнымъ, если не украшается любовью и состраданіемъ къ ближнимъ. И сію любовь нашъ Государь проявилъ въ первые же мѣсяцы по своемъ воцареніи, когда, по примѣру всероссійскаго праведника, отца Іоанна Кронштадтскаго, началъ повсюду учреждать дома трудолюбія для бѣдныхъ; ибо именно въ этомъ нуждается городская бѣднота, тогда какъ простое разбрасываніе милостыни поощряетъ тунеядство и пьянство. И если бы въ этомъ нашъ народъ учился у Царя, то сколько бы было отерто слезъ бѣдняковъ, сколько остановлено вздоховъ ропота во время безработицы, сколько людей удержано отъ паденія! Но — увы! — у насъ любятъ только говорить о страданіи несчастныхъ, а оказывать имъ дѣйствительную помощь никто не хочетъ.

Нашъ Государь, желая распространить свое примиряющее доброжелательное настроеніе на весь міръ, созвалъ правительства всѣхъ народовъ на Гаагскую конференцію для обсужденія мѣръ къ полному прекращенію международныхъ войнъ или, по крайней мѣрѣ, къ возможному ихъ облегченію. Достигнуть перваго, конечно, было невозможно, ибо, по слову Господню, войны не только не прекратятся, но весьма умножатся къ концу временъ; но все-таки эта конференція въ значительной степени облегчила жестокости и коварство военныхъ столкновеній между народами. Такое столкновеніе, и при томъ весьма неудачно для своего отечества, пришлось перенести и нашему Государю, и сія неудача зависѣла въ значительной степени отъ того, что духъ нашего Монарха до такой степени былъ чуждъ военнаго задора, что онъ и другія правительства считалъ миролюбивыми, а потому Россія подверглась нападенію японцевъ совершенно не подготовленной.

Однако, не любя войны, какъ любитъ нашъ Государь Своихъ воиновъ! Благодаря этой войнѣ, Его удостоились видѣть многочисленные захолустные уголки нашей отчизны, которые раньше не видѣли не только Высочайшихъ Особъ, но даже министровъ, ибо опять нѣчто новое и необычайное для царей совершаетъ нашъ Монархъ: взявъ св. иконы, онъ объѣзжаетъ всю нашу необъятную страну, чтобы лично благословить всѣ свои вѣрные полки, чтобы своею царскою нѣжною лаской ободрить всѣхъ своихъ воиновъ.

Учись же, русскій народъ, у своего Царя любви къ меньшей братіи, учись любить «не словомъ или языкомъ, но дѣломъ и истиною» (1 Іоан. III, 18).

Послѣдніе годы своего царствованія Государь ознаменовалъ довѣріемъ къ доброму сердцу и къ разуму русскаго населенія, и вотъ оно, не освоившись съ новыми порядками жизни, теперь повсемѣстно бушуетъ. Не наше дѣло обсуждать, насколько подходятъ сіи порядки къ современной Россіи, ибо говорю вамъ о Царѣ-человѣкѣ и христіанинѣ, а не о дѣлахъ государственныхъ; но ясно для меня то, что духъ нашего Государя не склоненъ требовать послушанія за страхъ, но за совѣсть, что, имѣя самъ душу чистую, Онъ вѣритъ и въ другихъ людей и поступаетъ согласно такому довѣрію.

Учись и сему, русскій человѣкъ, у твоего Государя; старайся о томъ, чтобы все меньше и меньше добиваться добрыхъ цѣлей черезъ страхъ и принужденіе и не переставай взывать къ разуму и къ совѣсти твоихъ ближнихъ. Насколько сіе удобоосуществимо въ дѣлахъ государственныхъ, о семъ говорить мы не рѣшаемся, но тѣ, которые связаны съ ближними властью, личными отношеніями, т. е. родители, учителя и хозяева, пусть знаютъ, что только тогда они достигли своего назначенія, когда не за страхъ, а за совѣсть повинуются имъ дѣти, ученики и подчиненные служащіе. Въ этомъ заключается истинный, сочувствія достойный либерализмъ, а никакъ не въ томъ предосудительномъ и пакостномъ безразличіи къ добру и злу, не въ томъ безнравственномъ расширеніи правъ молодого поколѣнія, благодаря которому недавно перестали учиться ученики и ученицы нашей средней школы и предаются нынѣ уличнымъ безчинствамъ, а высшая школа уже пять лѣтъ не учитъ и не учится, а лишь проѣдаетъ, пропиваетъ и проигрываетъ казенные оклады и стипендіи.

Итакъ, смотри же, русскій народъ, сколькимъ добродѣтелямъ могъ бы ты научиться у своего Государя; — и сколь далеко ты отступилъ отъ нихъ. Говорить ли еще о томъ, что Его семья является однимъ изъ немногихъ безупречныхъ семействъ въ современномъ обществѣ? Говорить ли объ Его отзывчивости, щедрости, простотѣ и правдивости?

Или лучше сказать о томъ, сколь неблагодарною оказалась Ему современная просвѣщенная Россія, о томъ, какъ безотвѣтны будутъ предъ Богомъ присягавшіе Ему въ свое время нынѣшніе крамольники, ибо, если Божественный Духъ повелѣваетъ повиноваться «владыкамъ не только благимъ и кроткимъ, но и строптивымъ» (1 Петр. II, 18), то какая кара ждетъ тѣхъ, которые возстали на благостнѣйшаго и кротчайшаго изъ русскихъ царей? Они подобны врагамъ Христовымъ, которые въ тѣмъ большую приходили ярость, чѣмъ болѣе свѣтилась кротость и незлобіе нашего Спасителя.

Впрочемъ, не одни только прямые мятежники и забастовщики виновны предъ нашимъ Государемъ: виновны и всѣ тѣ, кто недостаточно смѣло имъ противился, кто своимъ невниманіемъ и небреженіемъ прямо или косвенно помогалъ развиваться крамолѣ.

Но, теперь, когда она открыто безчинствуетъ въ нашихъ городахъ, когда нагло заглушаетъ своими выходками всю русскую землю, когда она плюетъ тебѣ въ глаза, о родная Русь, — теперь стыдомъ и раскаяніемъ исполнены сердца наши. Теперь мы понимаемъ, какъ должны были мы беречь Тебя, о вождѣленный нашъ Государь, теперь мы понимаемъ, что Ты одинъ. Ты и никто болѣе, надежный щитъ нашей растерзанной Родины, и Твои враги суть злѣйшіе враги Россіи.

О, Государь! если-бы Ты зналъ, какъ безраздѣльно преданъ Тебѣ Твой народъ и лучшіе люди общества.

О, Государь! если бы Ты зналъ, сколько милліоновъ русскихъ сердецъ дали бы себя изрѣзать на мелкіе кусочки за Тебя, за Твое благополучіе.

Тогда бы Ты утѣшился въ эту тяжелую годину испытанія; тогда бы Ты увѣрился въ томъ, что не растлился еще Твой народъ, въ томъ, что подъ плѣсенью, покрывшею часть верхней поверхности нашей жизни, бьется здоровое народное сердце, бьется оно любовью къ Тебѣ, нашему красному солнышку.

О, братіе, дай Богъ, чтобы Царь удостовѣрился въ этомъ: тогда, быть можетъ, и Его кроткое сердце найдетъ въ себѣ силы къ тому, чтобы простить Своихъ неблагодарныхъ и легкомысленныхъ подданныхъ и не замкнуться для нихъ навсегда. Молитесь объ этомъ, русскіе люди, ибо если будетъ такъ, то и Господь не отвернется отъ насъ за премногія наши беззаконія, но если долготерпѣніе царственнаго праведника истощилось, и Онъ въ Своемъ сердцѣ проклянетъ насъ, то этотъ вопль праведника достигнетъ неба и низведетъ на насъ проклятіе Божіе, какъ говорилъ Господь Моисею, и тогда ужъ никто не спасетъ русскую землю отъ конечной погибели, въ которую стараются вовлечь ее внутренніе враги.

Молитесь, братіе, о своемъ Царѣ, чтобы Господь хранилъ Его благополучнымъ и благодушнымъ; молитесь, братіе, о себѣ, чтобы Господь научилъ васъ подражать Его добродѣтелямъ, Его смиренномудрію, Его благочестію, Его миролюбію, Его братолюбію, Его долготерпѣнію, Его всепрощающей любви. Молитесь, чтобы Богъ укрѣпилъ насъ непоколебимо исполнять данную нами клятву въ вѣрности Ему, чтобы оградилъ насъ отъ искушенія предательства Іудина, чтобы избавилъ Россію отъ лукаваго демона мятежей и крамолы. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 148-154. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.