Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Размышленіе въ ночь Святой Пасхи.

Внидите вси въ радость Господа своего.

Это слово, этотъ побѣдоносный пасхальный призывъ Божественнаго Златоуста отъ временъ древнѣйшихъ и до послѣднихъ дней не былъ призывомъ напраснымъ. Радостная вѣсть воскресенія воспринималась вѣрующими, и даже маловѣрующими, не только, какъ воспоминаніе о давно происшедшемъ священномъ событіи, но и какъ вновь переживаемое общеніе со Христомъ — Побѣдителемъ, какъ предвкушеніе того пріискреннѣйшаго единенія съ Нимъ въ небесномъ раѣ, которое обѣщано вѣрующему. Вотъ почему святые угодники именуютъ праздникъ Пасхи великимъ таинствомъ.

Благодатная сила этого дня заключается въ томъ, что она даже безъ усилій воли, безъ подвиговъ, проникаетъ въ сердце христіанина, иногда даже какъ бы противъ его воли. «Постившіеся и не постившіеся празднуйте вкупѣ, усердные и лѣнивые почтите день», — восклицаетъ Златоустый учитель. И поистинѣ, — чѣмъ, какъ не благодатнымъ воздѣйствіемъ свыше, можешь ты объяснить, какъ въ Эту Святую Ночь, неожиданно для тебя самого, твое сердце вдругъ освобождалось отъ старой затаенной вражды, отъ озлобленія и ропота, ради служебной или иной житейской неудачи, — какъ давно-невѣдомыя слезы умиленія оросили твои глаза во время церковной молитвы, какъ твоя душа исполнилась горячимъ желаніемъ приласкать своихъ присныхъ, утѣшить скорбящихъ, помочь бѣднымъ.

Ты сталъ христіаниномъ почти поневолѣ, — не ты, а благодать, раздаваемая туне въ эту ночь Воскресшимъ изъ мертвыхъ. «Вси насладитесь пира вѣры, вси воспріимите богатство благости», — продолжаетъ Златоустый учитель.

Не думай, что ты испыталъ только вліяніе одушевленной толпы богомольцевъ; не лги себѣ, говоря, что въ тебѣ, теперь маловѣрномъ, проснулись воспоминанія вѣрующаго дѣтства, когда, посѣщая храмъ ежедневно на этой седмицѣ, ты въ душѣ своей распинался со Христомъ, умиралъ съ Нимъ, воспринималъ богатно дары воскресенія Его. Нѣтъ, не безсознательное очарованіе наполнило твою душу, но пелена страстнаго горделиваго ослѣпленія спала съ нея, и ты опять созерцаешь истину, опять бесѣдуешь съ Богомъ, какъ это доступно бываетъ тѣмъ, кто не ожесточалъ себя постоянною ложью, жестокостью и чувственными паденіями. Ты какъ бы воспрянулъ отъ сна, какъ бы воскресъ изъ мертвыхъ и, съ удивленіемъ оглядываясь на свое недавнее прошлое, самъ недоумѣваешь, для чего ты обманывалъ себя, оправдывая постоянно свои паденія, удаляясь нарочно отъ Бога, прячась отъ Него, какъ падшій праотецъ предъ своимъ изгнаніемъ изъ Едема.

О, если бы всѣ мы оставались такими, какими бываемъ въ священную ночь Воскресенія! Вѣдь можемъ же мы быть такими всегда, если бываемъ такими ежегодно! Но, скажешь, это дѣло благодати, а не нашей силы; конечно, такъ: вотъ, наконецъ, ты призналъ то, что отрицалъ раньше, но жалѣю, что ты призналъ истину только тогда, когда уже пытаешься уклониться отъ ея спасительнаго призыва къ полному духовному возрожденію.

Да, это даръ благодати! Это откровеніе Бога, это яснѣйшее доказательство Его бытія и воздѣйствія на насъ. Да, это Онъ говоритъ въ тебѣ, это Онъ, воплотившійся, умершій и воскресшій для твоего спасенія — раскрываетъ тебѣ Себя и тебя же самого, и говоритъ: «смотри, какъ хорошо быть христіаниномъ! Зачѣмъ будешь ты мѣнять радость общенія со Мною и торжествующую любовь ко всѣмъ, которую только Я могу вложить въ твое сердце, — зачѣмъ будешь ты мѣнять это предвкушеніе рая, это предчувствіе присносущнаго царствія на скверныя наслажденія, на продажную любовь, на ложь тщеславія, на погоню за корыстью, которая остается достояніемъ отступниковъ?» Да, это плодъ благодати! Не что-либо чужое она открываетъ тебѣ. Она говоритъ тебѣ о тебѣ же самомъ — объ истинномъ человѣкѣ, какимъ ты могъ бы быть и какимъ быть желаешь, хотя и не всегда признаешься въ этомъ себѣ самому. Зачѣмъ ты изгонялъ ее изъ своего сердца, служа духу похвальбы и гордыни, стараясь представить себя обществу людей со многими любезными толпѣ качествами, которыя тебѣ были чужды? Постоянно надѣвая личину, постоянно пряча свое сердце, ты все-таки и другихъ ни въ чемъ не убѣдишь, ибо въ этой лжи всѣ люди почти одинаково опытны, и обмануть другъ друга можно развѣ ненадолго. А между тѣмъ, гоняясь за этой тщетою, ты потерялъ себя самого и мучительная пустота и безцѣльность жизни — вотъ что явилось возмездіемъ твоихъ гибельныхъ стараній.

Ты лицемѣрилъ и скрывалъ себя, но Христосъ тебѣ открылъ сегодня, что самъ ты лучше, чѣмъ то, что хотѣлъ ты изобразить собою. Онъ открылъ тебѣ, что образъ Его неизреченной славы не изгладился еще отъ язвъ твоихъ паденій, твоего равнодушія къ благочестію, твоего отступничества отъ спасительной вѣры, твоего постояннаго пренебреженія къ Спасителю всѣхъ людей. Онъ открылъ тебѣ, что ты причастникъ Божескаго естества, какъ засвидѣтельствовалъ Его Апостолъ Петръ, что ты Его сынъ по благодати, что ты членъ Его пречистаго тѣла. Онъ открылъ тебѣ, что полнота Его святости и любви тебѣ еще не чужды; что если ты приложишь стараніе къ тому, чтобы быть во всѣ дни года такимъ, каковъ ты сегодня, то будешь настолько лучше, чѣмъ ты старался ложно представить себя предъ другими, насколько прекрасное лицо ребенка лучше безобразной накрашенной личины.

Но, повторишь ты: вѣдь сегодня я одѣянъ благодатью, а завтра буду тѣмъ же, чѣмъ былъ раньше. Мой другъ, это зависитъ отъ тебя. Благодать Господня не удаляется отъ христіанъ и во всѣ дни года. Сегодня она дается всѣмъ туне и часто какъ бы поневолѣ, а завтра и послѣзавтра и во всѣ дни жизни твоей будетъ даваться тебѣ, если будешь о ней просить Бога. Не бойся этого труда: онъ не тяжелъ; не уклоняйся отъ Христова ига и въ дальнѣйшіе дни твоей жизни: Его иго благое.

Вѣдь ты много трудишься, суетишься и даже совѣсть свою продаешь, чтобы тебя хвалили и любили люди. Не лишай же Христа того, что ты дѣлаешь для людей. Неужели Онъ хуже ихъ, чтобы Ему одному ты не угождалъ, столько дней и лѣтъ потративъ на погибельное угожденіе людямъ?

Его благодать умиленна и возродила тебя сегодня, она одарила тебя вдохновеніемъ, всепрощеніемъ, любовію. Иди къ Нему и проси о томъ же завтра и послѣ-завтра. Ты будешь просить усердно, потому что оцѣнилъ цѣнность дарованія. А если будешь усердно просить, то и даръ получишь несомнѣнно.

О, христіанинъ, будь такимъ всегда, какимъ былъ ты сегодня! Живи Христомъ и радостію Его воскресенія. Житейскія бури, злорадство беззаконниковъ, торжество невѣрія, мятежи и безстыдный развратъ, окружающіе тебя, какъ клокочущее море, — все это останется безсильнымъ оторвать тебя отъ Источника жизни. Твои очи будутъ устремлены въ вѣчность, твое сердце будетъ обнимать вселенную. Ты не одинокъ! Съ тобою архангелы и ангелы, апостолы и пророки, мученики и преподобные, а также множество живущихъ на землѣ, которые не преклонили колѣнъ Ваалу. Они вмѣстѣ съ тобою воспѣваютъ Воскресеніе Христово. Злоба нынѣшнихъ годовъ и мѣсяцевъ ничто въ сравненіи съ вѣчною побѣдою Христа, умертвившаго смерть. «Воскресе Христосъ и падоша демоны, воскресе Христосъ и ликуютъ ангели, воскресе Христосъ и жизнь жительствуетъ». Итакъ, живи съ Нимъ, христіанинъ, и не пріобщайся той духовной смерти, какую видишь вокругъ себя. Жива Христова Церковь и побѣждаетъ міръ Христомъ. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 154-157. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.