Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Рѣчь, сказанная въ засѣданіи Предсоборнаго Присутствія 1 іюня 1906 г.

Прошу собраніе удѣлить мнѣ нѣсколько минутъ вниманія прежде, нежели мы разойдемся. Сегодняшній день, есть день знаменательный въ исторіи Церкви Россійской, день, ожидавшійся добрыми ея сынами болѣе двухсотъ лѣтъ. Приближается конецъ печальному вдовству нашей Церкви, лишенной своей главы съ кончиной патріарха Адріана. Печально было это вдовство и съ грустью взирали на него православные христіане, а я болѣлъ этою скорбью съ семилѣтняго возраста. Именно, тогда, привезенный родителями изъ родной деревни въ древній священный Новгородъ, я возлюбилъ Христову Церковь, являвшую въ себѣ Божественную славу въ древнихъ храмахъ, въ мощахъ святыхъ Угодниковъ и въ благолѣпіи архіерейскихъ служеній. Не могъ я тогда выразить въ точныхъ понятіяхъ, но чувствовалъ своею младенческою душою величіе Божіе и возвышенную истину нашей вѣры, открывавшуюся въ таинственныхъ священнодѣйствіяхъ архіерея. И вотъ, съ любознательностью узнавалъ я все, доступное мнѣ о жизни святыхъ, о священныхъ, церковныхъ чинопослѣдованіяхъ и о высшихъ церковныхъ санахъ епископа, архіепископа, митрополита. «А у восточныхъ, не русскихъ, христіанъ есть еще святѣйшіе патріархи», разъясняли мнѣ старшіе. — Отчего же нѣтъ ихъ у насъ? — «Были прежде, но упразднены Царемъ Петромъ Первымъ». Для чего? — На этотъ вопросъ слѣдовали попытки разъясненій крайне неопредѣленныхъ, въ которыхъ и тогда мнѣ чуялась неправда, а по мѣрѣ того, какъ я приходилъ въ возрастъ, я понялъ со всею ясностью, что полнота православной церковной жизни кому-то мѣшала, мѣшала нашему западному не христіанскому бытовому укладу, а повторяемые мнѣ софизмы Регламента не только не оправдывали для меня отмѣну патріаршества, но своею фальшью рѣзали мнѣ сердце и слухъ, какъ противный визгъ неочищеннаго грифеля по скользкой аспидной доскѣ.

Я не былъ одинокъ въ своей печали о церковномъ вдовствѣ.

Съ дѣтства и до нынѣшнихъ дней я любилъ разспрашивать тѣхъ лучшихъ послѣдователей православія, которые почитаютъ для себя священнымъ долгомъ проникнуть въ Святый Градъ и поклониться Живоносному Гробу нашего Господа. Разсказывая съ великимъ умиленіемъ и истинными слезами о томъ, какъ они лобызали источникъ нашего воскресенія, какъ поклонялись мѣсту, «идѣже стоястѣ нозѣ Его», пригвожденныя къ Животворящему Древу, — эти люди, простые и чиновные, мірскіе и духовные, мущины и женщины, — съ равнымъ восторгомъ говорили о томъ, какъ они удостоились лицезрѣнія, благословенія и бесѣды и съ тѣмъ, на комъ отпечатлѣлась Божественная слава, кто по слову древняго толкователя каноновъ изображаетъ для воинствующей Церкви, для народа Божія, — Самого Христа, невидимо среди насъ пребывающаго. Хвалясь радостно своимъ ознакомленіемъ съ личностью Святѣйшаго Патріарха и съ чиномъ его священнодѣйствій, наши богомольцы всегда при этомъ выражали свою глубокую печаль о томъ, что у насъ нѣтъ такого отобразителя Божественной славы и любви. Они свидѣтельствовали, что личность патріарха, обаяніемъ своего высокаго жребія, торжествуетъ надъ бушующимъ моремъ племенныхъ взаимно-враждебныхъ страстей и разрозненности народовъ, но всѣхъ примиряетъ въ любви и благоговѣніи предъ собою, отображая въ себѣ Христа, распявшагося за наше спасеніе, и оправдывая этимъ Его предреченіе «егда вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себѣ».

Вмѣщающая въ своемъ сердцѣ полноту помѣстной Церкви, облагодатствованная личность почти непроизвольно отрѣшается отъ земного себялюбія и, нося въ своемъ сердцѣ Христово достояніе, отражаетъ на лицѣ своемъ Божественную славу, какъ Моисей Боговидецъ, сошедшій съ Синая послѣ бесѣды со Всемогущимъ.

И этой красоты Церкви мы были лишены въ продолженіе двухсотъ лѣтъ, сперва черезъ насиліе, а потомъ по недоразумѣнію. Коллегія не можетъ замѣнить Божія Пастыря и безъ главы не бываетъ Церковь въ очахъ Божіихъ, но Церковь наша пребывала въ двухвѣковомъ плѣненіи; ея глава былъ связанъ въ своихъ высшихъ полномочіяхъ, былъ вовсе лишенъ права ихъ проявлять, такъ что и узнать его было бы трудно христіанамъ. Церковь помѣстная казалась обезглавленною, а потому она не имѣла приличествующаго ей одушевленія и дерзновенія, а лучшія силы ея удалялись въ лѣса и пустыни, свѣтильники скрывались подъ спудомъ и люди, лишенные свѣта въ храминѣ, отыскивая свѣтъ, бѣжали ночью изъ ограды Церкви.

Но вотъ въ ночи нашей засіяла утренняя звѣзда надежды. Наше Собраніе не вольно поставить Патріарха, но уже то, что оно громко высказалось за него вслѣдъ за прошлогоднимъ заявленіемъ о томъ же Святѣйшаго Синода, вселяетъ въ насъ свѣтлую надежду, что скоро «нощи прешедшей возсіяетъ день» и обновится чрезъ обновленіе церковнаго строя весь нашъ народный бытъ. Онъ повернулъ на ложную дорогу заимствованій не христіанскихъ правилъ жизни отъ Запада вмѣстѣ съ кончиной послѣдняго патріарха и съ тѣхъ поръ развилъ съ логическою послѣдовательностью себялюбивыя, горделивыя и чувственныя начала быта языческаго, онъ выработалъ типъ русскаго нигилиста, изъ размноженія коего возникъ теперешній ужасающій всю вселенную безобразный мятежъ противъ родины и противъ христіанской вѣры.

Исполнился Божій глаголъ: «поражу пастыря и разыдутся овцы». Но я уповаю, что съ возрожденіемъ установленнаго Божественнымъ Духомъ на Вселенскихъ Соборахъ церковнаго строя опять умножится вѣра, окрѣпнетъ надежда и процвѣтетъ любовь на христіанской Руси. И какъ лишеніе Церкви ея главы положило начало отступленію отъ благочестія, такъ возстановленіе главы ея положитъ начало возвращенія общественной жизни къ истинно-христіанскимъ началамъ. И да будетъ это возвращеніе еще болѣе славно, чѣмъ въ древней Руси! Пусть возродится прежняя ревность о спасеніи, прежнее евангельское смиренномудріе и воздержаніе, искренность и всепрощеніе, но обогащенныя болѣе зрѣлымъ разумомъ, и наукой, и общественнымъ развитіемъ. И да возсіяетъ снова надъ землею нашею церковная, Божественная слава, и исполнится наша ежедневная молитва: «да пріидетъ царствіе Твое».

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 157-159. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.