Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Поученіе сельскимъ прихожанамъ противъ безпорядковъ.

(Для прочтенія во всѣхъ храмахъ Волынской епархіи).

Святые Апостолы, научая христіанъ Божественнымъ заповѣдямъ, предостерегали ихъ отъ ложныхъ учителей, которые попущеніемъ Божіимъ будутъ по временамъ нападать, какъ хищные волки, на Христово стадо, чтобы его отторгнуть отъ истиннаго Пастыря (Дѣян. XX, 29). «У васъ будутъ лже-учители», писалъ святой Апостолъ Петръ (2-ое посл. II, 1-3); «которые введутъ пагубныя ереси... И многіе послѣдуютъ ихъ разврату, и чрезъ нихъ путь истины будетъ въ поношеніи. И изъ любостяжанія будутъ уловлять васъ льстивыми словами; судъ имъ давно готовъ и погибель ихъ не дремлетъ». Такими льстивыми словами и нынѣ обольщаютъ васъ, братіе, различные самозванные учители, насмѣхающіеся надъ святою вѣрою Христовою, побуждающіе васъ къ непослушанію законнымъ властямъ и къ грабежу чужого имущества, и обѣщая вамъ богатство и полную свободу отъ всякой обязанности. Ихъ, сказано, строго покараетъ Господь, «а наипаче тѣхъ, которые идутъ вслѣдъ скверныхъ похотей плоти, презираютъ начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высшихъ». Видите, какими словами Апостолъ Божій описываетъ ихъ привычки? не таковы ли именно теперешніе возмутители народа? видѣли ли вы среди нихъ людей смиренныхъ, богомольныхъ, постящихся, уважительныхъ къ начальству, Царемъ поставленному, и къ самому Государю, Богомъ помазанному? Конечно, нѣтъ, не таковы они сами и не тому учатъ своими рѣчами и газетами, которыя они раздаютъ и разсылаютъ, — но, по слову Апостола: «произнося надутое пустословіе, уловляютъ въ плотскія похоти и развратъ... обѣщаютъ свободу, будучи рабами тлѣнія, ибо кто кѣмъ побѣжденъ, тотъ тому и рабъ».

Не правда ли, то именно и случается съ молодыми людьми, которые дружатъ съ мятежниками и зачитываются ихъ прокламаціями: они перестаютъ слушать отца съ матерью, повторяютъ изъ газетъ надутое пустословіе, предаются разврату и пьянству и такъ становятся рабами вина, денегъ и лѣности, хотя постоянно хвалятся свободой.

Таковы теперешніе лжеучители, братіе. Господь научилъ насъ различать истиннаго учителя отъ злодѣя не потому, пріятно ли ихъ слушать или нѣтъ, но по плодамъ ихъ ученія: если слушатели учителя сдѣлаются трудолюбивы, честны, трезвы, родителямъ послушны, къ храму Божію усердны, ко всѣмъ уступчивы и смиренны, — такой учитель, значитъ, добрый, Богу угодный. Но иные плоды современныхъ учителей мятежниковъ. Гдѣ ни побываютъ они, молодой народъ начинаетъ терять христіанскій обликъ, не различаетъ уже зла и добра, идетъ грабить и жечь помѣстья чужія и казенныя земли и лѣса, никого не слушаетъ, Богу уже не молится, о смерти и о судѣ Божіемъ и вспоминать не хочетъ.

Что, еслибъ встали изъ гробовъ отцы и дѣды ваши, которые учили васъ въ терпѣніи нести Христовъ крестъ и полагать сокровище сердца своего не на землѣ, а на небѣ? Признали ли бы они теперешнихъ завистливыхъ грабителей и поджигателей своими чадами? признали ли бы они ихъ русскими людьми, христіанскимъ народомъ? Нѣтъ, вмѣстѣ съ пророкомъ Исаіей они бы горестно восплакали о землѣ русской и сказали бы: «какъ сдѣлалась блудницей вѣрная столица, исполненная правосудія! Правда обитала въ ней, а теперь — убійцы» (Ис. I, 21).

Другой пророкъ Божій Іеремія, когда язычники плѣнили святую землю, написалъ цѣлую книгу: «Плачъ», въ которой описывалъ плѣненіе своего народа; а намъ, пастырямъ Церкви приходится описывать плѣненіе душъ народа Божія, захваченныхъ тяжкими грѣхами: бѣсовскою завистливостью, непокорствомъ, безстыдствомъ. «Объ этомъ плачу я; око мое, око мое изливаетъ воды, ибо далеко отъ меня утѣшитель, который оживилъ бы душу мою» (Плачъ I, 16).

И не отъ того происходятъ всюду преступленія — убійства на улицахъ и грабежи по селамъ, — не отъ того, чтобы бѣдняки были забыты и оставлены безъ участія. Нѣтъ, самъ радѣтель народа русскаго, христолюбивый Царь нашъ, обѣщалъ принять къ сердцу попеченіе о томъ, чтобы увеличить надѣлъ безземельнаго народа; по его повелѣнію издано и напечатано всюду Правительственное Сообщеніе о томъ, какъ будетъ производиться сіе дѣло; и все-таки многіе неразумные люди хотятъ силою забрать себѣ то, что не имъ принадлежитъ и такъ оскверняютъ Святую Русь никогда еще не слыханными на ней грабежами, пожарами, убійствами. «Не полагайся на имущество неправедное, ибо оно не принесетъ тебѣ пользы въ день посѣщенія» (Сир. V, 10). «Не говори: "я грѣшилъ, и что мнѣ было? " Господь долготерпѣливъ» (Сир. V, 4). «Ибо милосердіе и гнѣвъ у Него, и на грѣшникахъ пребываетъ ярость Его. Не медли обратиться къ Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдетъ гнѣвъ Господа и ты погибнешь во время отмщенія» (Сир. V, 7-9).

Подумайте, братіе, о тѣхъ, которые цѣлыми деревнями жгли и грабили. Награбленное у нихъ снова отняли и ихъ наказали; пользы они не пріобрѣли отъ грабительства, но окончилась ли бѣда ихъ наказаніемъ отъ начальства? Нѣтъ, они показали семьѣ своей и дѣтямъ своимъ примѣръ безстыдства и тѣмъ навсегда отогнали Ангела мирнаго отъ своего дома. Развѣ дѣти ихъ будутъ теперь слушаться и уважать такихъ отцевъ, когда они своими глазами видѣли ихъ злодѣянія? Отцы ихъ грабили помѣщика или казенный лѣсъ, а дѣти будутъ воровать и пропивать добро отцевъ своихъ. Отцы грубо спорили съ увѣщателями — начальниками, а дѣти не позволятъ отцамъ себя оговаривать во всякихъ безобразныхъ дѣлахъ, но отвѣтятъ каждый своему отцу: а самъ ты развѣ не такой же воръ и ругатель? Такъ и сказано въ Писаніи: «Въ сборищѣ грѣшниковъ возгорится огонь, какъ и въ народѣ непокорномъ возгорался гнѣвъ» (Сир. XVI, 7). «Не убѣжитъ отъ Него (отъ Бога) грѣшникъ съ хищеніемъ (грабитель), и терпѣніе благочестиваго не останется тщетнымъ» (Сир. XVI, 14).

Итакъ, возлюбленные братіе, русскіе люди, Христовы рабы, почитатели св. угодниковъ Божіихъ! не принимайте къ сердцу словъ искусителей, ведущихъ васъ на непослушаніе и грабежи. Богъ Самъ взыщетъ съ тѣхъ богачей, которые не помогаютъ бѣднымъ и затворяютъ сердце свое отъ нуждающихся тружениковъ, а вы поступайте по Писанію: «не отвращайся отъ трудной работы и отъ земледѣлія, которое учреждено отъ Всевышняго, и не прилагайся ко множеству грѣшниковъ» (Сир. VII, 15, 16).

Ждите, братіе, съ долготерпѣніемъ царскаго обѣщанія о прирѣзкѣ вамъ земли покупной или арендной, дабы не потерять того, чтó дороже земли, т. е. совѣсти христіанской, чтобы душу свою не губить, чтобы не совратить навсегда дѣтей своихъ съ пути истиннаго, чтобы нашу Святую Русь изъ храма молитвы не обратить въ вертепъ разбойниковъ, чтобы не поколебать нашего православнаго царства, не отдавать его, разслабленнаго разбоями, въ руки злодѣевъ-мятежниковъ, или въ руки иноземцевъ, чтобы Бога не сдѣлать врагомъ самимъ себѣ. Закрывайте, братіе, уши свои отъ рѣчей мятежниковъ, гоните ихъ прочь отъ жилищъ своихъ; слушайтесь давнишнихъ друзей вашихъ — священниковъ Божіихъ, Духомъ Святымъ на то поставленныхъ. «Итакъ, будьте покорны», по слову Апостола: «всякому человѣческому начальству, для Господа: царю-ли, какъ верховной власти, правителямъ-ли, какъ отъ него посылаемымъ для наказанія преступниковъ и для поощренія дѣлающихъ добро. Ибо такова есть воля Божія, чтобы мы, дѣлая добро, заграждали уста невѣжеству безумныхъ людей, какъ свободные: не какъ употребляющіе свободу для прикрытія зла, но какъ рабы Божіи. Всѣхъ почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр II, 13-17).

И если Господь унизилъ страну нашу столь многими преступленіями народа, и пришлось намъ плачемъ Іереміи оплакивать его паденіе, то да сподобитъ насъ Господь чистымъ сердцемъ принести Ему покаяніе о грѣхахъ нашихъ и да утѣшитъ насъ, какъ того-же Іеремію пророка, который сказалъ такъ, насытившись слезами: «вотъ что я отвѣчаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердіе Его не истощилось, оно обновляется каждое утро: велика вѣрность Твоя. Благъ Господь къ надѣющимся на Него, къ душѣ, ищущей Его» (Плач. III, 21-25). «Обрати насъ, Господи, какъ древле. Неужели Ты совсѣмъ отвергъ насъ, прогнѣвался на насъ безмѣрно?» (Плач. V, 21-22).

Покаемся, братіе, предъ Богомъ за себя и за всѣхъ грабителей, ослушниковъ, кощунниковъ! Восплачемъ объ утраченномъ мирѣ страны нашей, станемъ крѣпкою стѣной къ охранѣ Церкви Христовой и православнаго Царя нашего, и будемъ вѣровать, что надъ нами и надъ всѣмъ народомъ нашимъ исполнится пророчество Моисея: «Господь будетъ судить народъ Свой и надъ рабами Своими умилосердится» (Второз. XXXII, 36). Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 160-163. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.