Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово на молебствіи 6-го Февраля 1907 года предъ выборами членовъ Государственной Думы отъ Волынской губерніи
[1].

Нѣкогда, еще задолго до пришествія въ міръ нашего Спасителя, люди различныхъ народностей и вѣръ плыли по морю вмѣстѣ съ пророкомъ Іоной, который, ослушавшись повелѣнія Божія, хотѣлъ бѣжать отъ лица Его въ другую землю. Море, по повелѣнію Божію, взбушевалось и страшная буря грозила потопить корабль. Тогда, сказано, «устрашились корабельщики и взывали каждый къ своему богу» (Іона I, 5).

Въ этой горницѣ нынѣ собрались тоже люди различныхъ племенъ и различныхъ вѣръ; они призваны, чтобы послать въ государственную думу мудрыхъ совѣтниковъ, которые могли бы вывести къ тихой пристани корабль нашего отечества, бросаемый страшною бурею мятежа и всякаго неустройства. Пусть же всѣ, призванные сюда для столь важнаго дѣла, взываютъ каждый своему Богу о вразумленіи и помощи.

Наше отечество, нашъ народъ повергнутъ въ тяжкую бѣду. Сколько злодѣяній, сколько убійствъ, грабежей и поджоговъ совершено за эти два года! Конечно, больше, чѣмъ за 20, за 50 лѣтъ нашей прежней мирной жизни. Какъ теперь люди потеряли страхъ Божій, какъ дѣти и юноши плюютъ въ глаза своимъ родителямъ, бьютъ своихъ учителей, воруютъ и развратничаютъ! Церкви пустѣютъ, а притоны пьянства и безпутства умножаются. Какъ всѣ изолгались, какъ ожесточились! Съ такимъ-то великимъ зломъ придется бороться новой думѣ, если въ нее соберутся люди благонамѣренные, а если соберутся люди злонамѣренные, то такъ легко имъ будетъ теперь губить вконецъ нашу потрясенную родину, добивать все, что еще живетъ въ ней добраго.

Направить думское дѣло къ добру навѣрняка, знать впередъ, что вамъ удастся избрать лучшихъ людей, и что избранные потомъ не измѣнятъ правдѣ — конечно невозможно. Дѣло это не въ нашихъ рукахъ, а въ рукахъ Божіихъ. Въ Его всесильной десницѣ спасти или погубить корабль нашего отечества, обуреваемый волнами злобы человѣческой. Но Богъ слышитъ молитву вѣрующихъ, преклоняется и къ моленію маловѣрныхъ, если возносится оно отъ чистаго сердца. — Теперь, слушатели, вы стоите предъ лицомъ всеправеднаго Бога, предъ лицомъ родной земли и полуторастомилліоннаго разноплеменнаго народа ея. Да будетъ же сердце ваше и намѣреніе ваше чисты предъ Богомъ. Пусть ничто не руководитъ вами, кромѣ желанія послужить благу земли нашей.

Если какая-либо партія чувствуетъ себя въ силѣ и увѣрена, что ея избранники пройдутъ въ думу, да творитъ она дѣло свое безъ злорадства и насмѣшекъ, да вводитъ она своихъ избранниковъ въ думу съ намѣреніемъ не обижать никакого племени или сословія, но, распредѣляя права всѣмъ по мѣрѣ ихъ пользы для Россіи, обезпечитъ всѣмъ безобидное существованіе.

Если суждено туда войти инородцамъ, пусть и они не забываютъ, что они призваны служить странѣ съ тысячелѣтнею исторіей не для того, чтобы развращать и разстраивать русскій народъ, пріютившій ихъ подъ своею державой, но для того, чтобы вмѣстѣ съ нимъ устраивать миръ и благополучіе и исполнять заповѣди Божества, какъ каждый ихъ понимаетъ.

Если же здѣсь предстоящіе иноплеменные избиратели видятъ себя въ меньшинствѣ и не въ силѣ, пусть исполняютъ свое дѣло безъ ожесточенія и зависти, покоряясь волѣ Божіей, ибо изъ злобы не можетъ выйти пользы ни для кого.

Сосредоточьте всѣ свои мысли и вопросите свою совѣсть, какъ направить свое дѣло. Тогда Богъ будетъ руководить вашею рукой и направитъ ее для разумнѣйшаго выбора. Какъ отрадно будете вы себя чувствовать, когда узнаете, что избранники ваши стоятъ за правду, за милосердіе, за любовь къ отечеству; какъ больно и стыдно будетъ вамъ за себя и сосѣдей вашихъ, если избранники ваши будутъ предателями и мятежниками. Отгоняйте отъ сердецъ своихъ честолюбіе и зависть. Если кто-либо подходитъ къ тебѣ съ угрозами или съ подкупомъ, не слушай его. Лучше доживать вѣкъ свой въ бѣдности, лучше навлечь на себя злобу сильныхъ людей, чѣмъ нажившись или получивъ иную выгоду, нести на своей совѣсти укоръ за то, что помогъ злому человѣку стать у власти и подтачивать благополучіе твоего отечества. Совѣсть неумолимый судія: она будетъ грызть тебя за преданіе родины въ руки злымъ людямъ постоянно и омрачитъ твою жизнь навсегда, навсегда, потому что не молчитъ она, когда и одного человѣка напрасно обидишь, а за обиду родинѣ не дастъ она тебѣ покоя во всю твою жизнь.

Молись же теперь каждый своему Богу, чтобы Онъ научилъ тебя отбросить отъ души твоей всякую ложь, всякую злобу, всякое злорадство, всякую зависть, и хитрость, и честолюбіе. Мы разно учимъ о Богѣ, каждый по своей вѣрѣ, но почти одинаково учатъ всѣ вѣры о добрѣ и злѣ, и если каждый постарается по своей вѣрѣ быть справеливымъ въ сегодняшній день, то, конечно, добрыхъ и разумныхъ людей будетъ онъ избирать въ думу. Собравшись въ думу, такіе люди будутъ обсуждать пользу страны нашей единодушно, потому что всякое затрудненіе и разномысліе наладится, когда всѣ будутъ желать знать правду.

Отчего теперь люди такъ злостно спорятъ другъ съ другомъ о предметахъ государственныхъ? Отчего этого не было прежде? Оттого, что прежде старались убѣдить одинъ другого правдивостью своихъ мыслей, старались въ словѣ узнать истину, а теперь истины никто знать не желаетъ, а старается только смутить и запугать собесѣдника, доказать ему, что теперь всѣ думаютъ по моему, и по моему будетъ, а если ты не согласишься со мною, то останешься одинъ. Но вы, любезные слушатели, не того опасайтесь въ будущей дѣятельности и въ сегодняшнемъ важномъ государственномъ дѣлѣ, не того, чтобы остаться въ меньшинствѣ, а бойтесь того, чтобы не разстаться съ совѣстью, съ правдою, съ волею Божіей. Не будьте рабами толпы, рабами крикуновъ, рабами угрозъ и насмѣшекъ. «Правды, правды ищи, дабы ты былъ живъ и владѣлъ землею, которую Господь Богъ твой далъ тебѣ» (Втор. XVI, 20), такъ завѣщалъ Господь народу Своему чрезъ Моисея.

Итакъ, подобно корабельщикамъ — спутникамъ пророка Іоны, всѣ молитесь въ сердцѣ своемъ своему Богу: и русскіе православные, и католики, и лютеране, и евреи, молитесь и тѣ, которые давно отвыкли молиться и назвали себя невѣрующими, потому что въ такой торжественный часъ, конечно, и вашего сердца коснулся перстъ Божій. Будемъ молиться, чтобы Богъ ввелъ въ думу Царскую добрыхъ и умныхъ людей, чтобы успокоилъ бурю, наполняющую корабль земли русской и послалъ ей Свой миръ и благословеніе на славу русскаго народа и на благо всѣмъ племенамъ, живущимъ на его землѣ.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Вол. Епарх. Вѣдомостяхъ» 1907 г., 21 февраля.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 170-172. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.