Церковный календарь
Новости


2019-01-17 / russportal
Слово (1-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-17 / russportal
Посланіе преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово на благодарственномъ молебнѣ 7-го февраля 1907 года, послѣ выборовъ членовъ Государственной Думы
[1].

Въ этомъ священномъ храмѣ св. Анастасіи предъ ея чудотворною ракою размыслите, братіе — выборщики и выбранные, — о своемъ долгѣ предъ Богомъ и родиной. Съ двумя мыслями пригласилъ я васъ сюда, именно, въ эту подземную церковь св. мученицы. Первая мысль моя заключалась въ томъ, чтобы напомнить новоизбраннымъ членамъ думы, какъ надо стоять за истину. Юная дѣва, св. Анастасія, привлеченная на беззаконное судище язычниковъ, не послушалась ни прельщеній ихъ, ни угрозъ, не отступила отъ истиннаго исповѣданія, когда ее жгли медленнымъ огнемъ, когда ей вырывали волосы и зубы, отрубали руки, сосцы, вырывали языкъ и повлекли на убіеніе.

Она восклицала среди мученій: «Христосъ — мое богатство и похвала». Вспоминайте, братіе, какъ страдали св. мученики за истину и не поддавайтесь духу лжи и лести, ни угрозамъ, ни насмѣшкамъ, но знайте, что постоять за истину невозможно безъ скорбей и лишеній.

Вы, сельскіе выборщики, показали здѣсь достойное добрыхъ христіанъ мужество и безкорыстіе. Вы отвергли льстивыя обѣщанія недобрыхъ людей, не пошли къ нимъ пожить эти дни въ покоѣ и довольствѣ, хотя васъ они приглашали еще на пути въ городъ и даже въ домахъ вашихъ; вы предпочли тѣсноту и лишенія во святой обители, Богоявленской и всѣ до одного крестьяне-выборщики стояли дружно вмѣстѣ, какъ одинъ человѣкъ, причемъ не старались попасть самому въ высокое званіе членовъ государственной думы, но прилагали попеченіе о томъ, чтобы выбрать туда полезнѣйшихъ для земли нашей людей. «Се что добро и красно, но еже жити братіи вкупѣ», какъ сказано во святомъ псалмѣ (XXXI, 1). Оставайтесь же такими и вы, избранники народа волынскаго, тамъ въ далекой столицѣ. Стойте не за себя, а за правду. Держитесь родной страны и святой вѣры, а не поддавайтесь растлѣвающему духу роскоши, праздности и свободы. Помните, что васъ посылаетъ родная земля и угодники Божіи, защищавшіе православную вѣру: преп. Іовъ Почаевскій, Ѳеодоръ Острожскій, Макарій Овручскій и пр., посылаютъ на подвигъ, а не на пиръ, на служеніе, а не на обогащеніе. Лихіе люди будутъ тамъ васъ запугивать и осмѣивать, обольщать и стараться закупить, но вы вспоминайте сей священный часъ предъ мощами мученическими, какъ мы здѣсь всѣмъ народомъ молились, чтобы Богъ отстоялъ васъ отъ предательства и омраченія и соблюдалъ вѣрными Царю и Отечеству.

Вотъ мы возложимъ на васъ тѣльные кресты; носите ихъ на себѣ и когда сомнѣніе будетъ вкрадываться въ душу вашу, прижимайте ихъ къ груди своей и просите вразумленія отъ Бога, а Онъ наставитъ всегда васъ на путь правый, озаривъ вашу совѣсть свѣтомъ Своей истины, хотя бы и пришлось за нее страдать, какъ св. мученица Анастасія.

Съ этою мыслью я призвалъ васъ на молитву въ ея св. храмѣ, а другая мысль моя была такая. Старики ваши помнятъ время, когда въ этомъ городѣ не было ни одной каменной православной церкви и архіерейскія служенія совершались во временной церкви-баракѣ. Подобное было тогда и по всѣмъ городамъ Волыни, а св. Лавра наша была больше ста лѣтъ отнята отъ православныхъ христіанъ и отдана уніатамъ, мощи преп. Іова были замурованы и люди не могли къ нимъ прикладываться; христіане по селамъ забыли было православные обычаи, крестились латинскимъ крестомъ и говорили по-польски. Нынѣ нашъ Житоміръ украшенъ многими благолѣпными храмами и этимъ огромнымъ соборомъ; онъ сталъ городомъ русскимъ православнымъ, а недавно сталъ и среди православныхъ городовъ городомъ священнымъ, потому что здѣсь въ соборномъ храмѣ покоится въ благолѣпной ракѣ глава св. Анастасіи Рымляныни, уже прославившаяся нѣсколькими исцѣленіями и привлекающая дважды въ годъ множество богомольцевъ со всей Волыни. Мы уповаемъ, что она прославится въ странѣ нашей и прославитъ городъ, какъ славится св. Варвара въ Кіевѣ. Еще болѣе процвѣтаетъ въ славѣ Божіей и въ любви народной св. Лавра Почаевская, куда на всякое лѣто собираются сотни тысячъ людей, иногда въ одинъ разъ по 50 тысячъ.

Далѣе, народъ нашъ утверждается въ исполненіи православныхъ обычаевъ, учится грамотѣ, не боится всѣхъ и каждаго, какъ прежде.

Такъ на вашихъ глазахъ, братіе, растетъ вокругъ насъ православная вѣра и русская сила, какъ растетъ весной на солнышкѣ озимь, являются трава, кусты и деревья, и не у насъ только въ Малороссіи творится ростъ земли русской. Нѣтъ, Христова вѣра и сила русская могуче и неудержимо разливалась и на Востокъ, и на Югъ, и на Западъ, и на Сѣверъ. Одни племена радостно принимали нашу вѣру и нашъ обычай, другіе узнавали то и другое, третьи принимали въ свои азіатскіе города и селенія русскихъ переселенцевъ съ церквами православными и русскою рѣчью. Крѣпла и росла православная Русь, впередъ и вширь распростиралась она, никого не уничтожая и не обижая, но привлекая къ себѣ любовь и почтеніе всѣхъ.

Но вотъ за эти послѣдніе два года пріостановилось и поколебалось возрастаніе земли нашей. И въ училищахъ, и въ газетахъ, и особенно въ прошлогодней думѣ обезумѣвшіе люди начали кричать, что любить Россію и русскую вѣру вовсе не нужно; пусть всѣ племена и вѣры распространяютъ на нее свое вліяніе и расхищаютъ себѣ ея сыновъ.

Да не будетъ такъ, братіе! Если больно видѣть пахарю, какъ спѣющую ниву вдругъ побьетъ градъ, какъ прекрасные колосья онъ втопчетъ въ грязь и перемѣшаетъ золотистую солому, посмѣявшись надъ трудами и молитвами земледѣльцевъ; то во сто разъ больнѣе слышать намъ угрозы противъ духовной нивы, которую насѣялъ Сынъ Человѣческій для жатвы жизни вѣчной. Пусть и другія вѣры строютъ свои храмы, пусть живутъ благополучно и другія племена. Мы не боимся съ ними состязаться объ истинахъ вѣры нашей; но они не выйдутъ съ нами на честный споръ никогда, но ложью, клеветами и потачками хотятъ смущать слабыя души, какъ это дѣлали многіе лихіе обманщики въ прошлогодней думѣ. Знайте, и на будущее время, что злобу и ложь они будутъ сѣять, прикрываясь ласковыми словами, какъ бы отстаивая общую пользу, свободу и равенство, а на самомъ дѣлѣ добиваясь одного — уничтожить Св. Русь, ея вѣру, ея цѣлость, ея исконный обычай. Среди васъ, братіе, есть священникъ Божій. Слушайте его тамъ, когда будете среди многихъ льстецовъ и обманщиковъ. Помните, что Господь повелѣлъ слушаться даже тѣхъ священниковъ и духовныхъ учителей, которые были Его врагами (Матѳ. XXIII, 3). Тѣмъ болѣе подобаетъ слушать совѣтовъ и указаній священниковъ Христовыхъ, которые научатъ васъ добру и правдѣ, потому что сами вы, привыкшіе къ деревенской простотѣ, деревенской правдѣ, не скоро научитесь различать правдивыхъ и честныхъ людей отъ лживыхъ обманщиковъ. Вѣдь не напрасно сказалъ св. апостолъ: «самъ бо сатана преобразуется въ ангела свѣта».

Таковы всѣ тѣ, которые начнутъ говорить вамъ противъ вѣры православной и противъ Царскаго самодержавія. О немъ мое послѣднее слово. Помните, братія, что, когда 300 лѣтъ тому назадъ русскій народъ самъ избавилъ родину и царствующій градъ Москву отъ плѣненія врагами и мятежниками, разогналъ ихъ и снова овладѣлъ городомъ и землею, то чего онъ началъ искать прежде всего, чтобы установить благополучіе страны? Началъ искать Царя православнаго, самодержавнаго и наслѣдственнаго. Въ далекую Кострому устремились русскіе святители, крестьяне и бояре и долгое время упрашивали и умоляли монахиню Марѳу, чтобы она благословила юношу Михаила Ѳеодоровича Романова принять подъ свою десницу русское царство. Не цари наши завоевали русскую землю, а земля русская почти что силою взяла къ себѣ въ цари ихъ родоначальника.

Можетъ быть, есть такія страны, которыя лучше управляются не царями, а временными многими начальниками, но наше царство, состоящее изъ множества племенъ, разныхъ вѣръ и обычаевъ, другъ другу враждебныхъ, можетъ стоять только тогда, когда во главѣ его будетъ одинъ Божій помазанникъ, никому не дающій отчета, кромѣ Бога и Его заповѣдей. Иначе всѣ племена, населяющія русскую землю, пойдутъ другъ на друга съ ножами и не успокоятся, пока не истребятъ другъ друга сами или не подпадутъ власти враговъ Россіи. Только одного бѣлаго царя чтутъ всѣ народы Россіи и ради Него исполняютъ законы гражданскіе, идутъ въ войска, платятъ подати. Цари наши — друзья народа и охранители св. вѣры, а нынѣшній Государь Николай Александровичъ, кротчайшій и тишайшій изъ всѣхъ царей всего міра — онъ вѣнецъ нашей преданности родной землѣ и за него стойте до послѣдней капли крови, не дозволяя никому попытаться уменьшить его священную власть, ибо съ паденіемъ сей власти падетъ и Россія.

И знайте, что всякій, кто иначе будетъ говорить вамъ о Царѣ и о Россіи, или врагъ своего отечества, либо глупъ и ничего не видѣлъ, кромѣ Петербурга и нѣмецкихъ городовъ, а русской земли и русскаго народа не знаетъ. Если такой человѣкъ и назовется крестьяниномъ, то не вѣрьте ему: можетъ быть, крестьянами были его отецъ, и мать, дѣды, но самъ онъ уже не крестьянинъ, а ученикъ безбожниковъ заграничныхъ, и не русскій человѣкъ. Любите Царя, избранники народа, любите его въ столицѣ такъ, какъ любили здѣсь въ деревенской простотѣ. Чѣмъ больше сохраните вы въ думѣ своего мужицкаго разума, мужицкой правдивости, и мужицкой вѣры, тѣмъ больше пользы принесете родной странѣ, потому, что понять ее можно именно деревенскимъ мужицкимъ сердцемъ. И вамъ, избранники-дворяне, то-же скажу: несите туда въ столицу тѣ наблюденія и опытъ, которыми вы обогатили свой духъ здѣсь въ деревнѣ; тогда скажете въ думѣ свое полезное, разумное слово. — Пусть ни одно племя, живущее на землѣ русской, не будетъ обижено, но пусть жизнь земли нашей направляется по тѣмъ завѣтамъ православной вѣры, смиренномудрія, чистоты и правды, которымъ учили народъ святые угодники наши.

Господь, по молитвамъ св. Анастасіи, да умудритъ, да оградитъ, да сохранитъ васъ, избранные волынскимъ народомъ Царскіе совѣтники, въ вѣрности и безкорыстной преданности св. вѣрѣ, самодержавному Царю и родинѣ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Волынскихъ Епарх. Вѣдомостяхъ» № 7, 1907 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 173-177. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.