Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово на Пасху
[1].

Смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало!

Понимаешь ли, христіанинъ, смыслъ этихъ словъ? разумѣешь ли, чему такъ свѣтло радуешься въ эти спасительные дни воскресенія Христова? Тому ли только, что оплаканный тобою во дни Страстной седмицы Божественный Страдалецъ воскресъ во славѣ? что враги Его не остались побѣдителями? Тому ли, что событіе воскресенія подтвердило Его Божескую сущность? тому-ли, что оно удостовѣрило собою безсмертіе и нашихъ душъ?

Поистинѣ, радуешься всему этому, но и чему-то еще большему. Христіанинъ мыслится всегда, какъ борецъ за правду и добродѣтель. Но борецъ сей не бываетъ въ этой жизни видимымъ побѣдителемъ. Со своею жаждою правды, чистоты и любви онъ скитается среди грѣшниковъ, какъ Авраамъ; работаетъ у Лавана, какъ Іаковъ; продается братьями, какъ Іосифъ; отвергается соплеменниками, какъ Моисей; изгоняется дѣтьми своими, какъ Давидъ. Лишь къ самому концу жизни нѣкоторые праведники начинаютъ созерцать благіе всходы своихъ духовныхъ насажденій; лишь немногіе видятъ посрамленіе и обличеніе враговъ. Но въ это время неумолимая смерть уже отверзаетъ имъ самимъ холодный гробъ, уравнивающій для земли и праведныхъ и грѣшныхъ. Они только что созрѣли для разумной жизни и для наученія другихъ, какъ должны съ нею разстаться. Другіе же разстаются съ нею въ безсильной борьбѣ противъ злобы и лжи вокругъ себя и въ себѣ самихъ; умираютъ, какъ бы слыша злорадный смѣхъ нечестивцевъ, кощунственную похвальбу безнаказанныхъ грѣшниковъ. Они разстаются съ земною жизнью, понимая со всею ясностью, какъ неправы тѣ мыслители, или, точнѣе, — риторы, которые стараются утѣшить правдолюбцевъ, говоря, что созданное ими добро продолжитъ свою жизнь въ ихъ друзьяхъ и дѣтяхъ. Они знаютъ, что это неправда, что крутую лѣстницу добродѣтели каждое поколѣніе и всякій человѣкъ проходитъ съ начала и въ тяжкой борьбѣ среди претыканій и паденій; знаютъ, что обличенная ложь, посрамленное зло обличены только въ глазахъ ихъ поколѣнія, а потомъ эта же ложь поднимается въ общественной жизни, какъ поднимается весной скошенная или потоптанная прошлымъ лѣтомъ крапива или бѣлена, вопреки современнымъ баснямъ о послѣдовательномъ духовномъ совершенствованіи поколѣній или, такъ называемомъ, прогрессѣ. Откровеніе живописуетъ намъ противоположную печальную истину жизни. Противъ Бога и святыхъ Его выступаетъ страшный звѣрь, а прежде господствовавшій въ мірѣ драконъ передаетъ ему свою власть; у звѣря семь головъ, и вотъ одна изъ нихъ получаетъ смертельную рану, но рана исцѣлѣваетъ и вся земля дивится, слѣдя за звѣремъ, и рабски поклоняется дракону и звѣрю, говоря: «кто подобенъ звѣрю сему? и кто можетъ сразиться съ нимъ? И даны были ему уста, говорящія гордо и богохульно» (Апок. XIII, 1-2). Правда, недолго властительствуетъ звѣрь, но потомъ появляется новый звѣрь съ ложными чудесами, и такъ далѣе. Они получаютъ свое праведное воздаяніе; ихъ ложь обнаруживается, но одну ложь замѣняетъ другая, и такъ жизненное поле все остается въ обладаніи неправды. Вотъ, въ какомъ смыслѣ и святый Павелъ говоритъ: «если мы только въ этой жизни надѣемся на Христа, то мы несчастнѣйшіе изъ людей» (1 Кор. XV, 19). Хочешь-ли наглядныхъ подтвержденій сей истинѣ? О, ихъ такъ много предъ нашими глазами! Могло-ли русское общество, возрожденное и просвѣщенное жертвою 1881 г., допустить, что къ нему вернется, и вернется такъ скоро, безуміе нигилизма, безуміе злобной ненависти къ родинѣ, къ Церкви? а бредъ вызыванія духовъ? а бредъ чужебѣсія? Не казалось-ли все это разъ навсегда заброшеннымъ, постыднымъ заблужденіемъ? Звѣрь былъ пораженъ въ главу, но глава его исцѣлѣла, «и дано ему, было вести войну со святыми и побѣдить ихъ; и дана ему власть надъ всякимъ колѣномъ и народомъ, и языкомъ, и племенемъ» (Апок. XIII, 7).

Итакъ, какъ общественная жизнь съ ея борьбою добра и зла, такъ равно и жизнь личная христіанина-подвижника, не имѣютъ своего разумнаго завершенія здѣсь на землѣ. Здѣсь, на землѣ правды нѣтъ и никогда не будетъ, а Господь и апостолы Его предсказываютъ, что зло будетъ все укрѣпляться и что Онъ, возвратясь на землю, едва ли обрящетъ и вѣру у кого-либо (Лук. XVIII, 8). Если есть правда, если есть побѣда для добра и истины, то не здѣсь ихъ утвержденіе. Здѣсь явившагося Бога не позналъ Его избранный народъ, Его приговорили къ смерти, какъ преступника Его-же собственные первосвященники. Трепетала земля, не снося такого злодѣянія, померкло солнце, раздиралась завѣса, отверзались гробы мертвыхъ, но злоба человѣческая не вразумлялась, и соборъ суеты исполнялъ мздою десницу первыхъ свидѣтелей воскресенія, чтобы они говорили, будто Мертвецъ украденъ учениками, когда они спали.

Имъ Онъ болѣе не являлся. Его «Богъ воскресилъ въ третій день и далъ Ему являться не всему народу, но свидѣтелямъ предъизбраннымъ отъ Бога», какъ говоритъ апостолъ Петръ: «намъ, которые съ Нимъ ѣли, пили по воскресеніи Его изъ мертвыхъ» (Дѣян. X, 40).

Да! имъ — свидѣтелямъ уже не страшна видимая побѣда звѣря, звѣря заблужденія, злобы, упорства, лжи инароднаго обмана. Надъ всѣми этими звѣрями прежде царствовала смерть, а Онъ, ихъ возлюбленный Учитель и Его ученіе, царствуютъ надъ самою смертью. Вотъ Онъ между ними, даетъ Себя осязать и принимаетъ пищу, обличаетъ ихъ маловѣріе и ихъ же прощаетъ и ободряетъ!

Прежнихъ правдолюбцевъ и мудрецовъ смерть въ своемъ неодолимомъ господствѣ научала презирать суетныя приманки жизни, но она же и обезцѣнивала значеніе добродѣтели, погибающей подъ ея косою вмѣстѣ съ порокомъ. Избранный народъ зналъ отъ Бога нѣчто лучше, — зналъ о безсмертіи душъ и о загробной жизни и ожидалъ воскресенія праведниковъ въ далекомъ будущемъ, какъ увѣряютъ насъ книги Маккавеевъ. Но все это было такъ далеко отъ насущной жизни и отъ ея подвига, который любить научила людей евангельская проповѣдь. Послѣдняя повелѣваетъ любить жизнь и людей, она научаетъ насъ чистоту дѣтства ставить выше земной мудрости и богатства, лобызать покаяніе, прощать грѣшника и радоваться обращенію беззаконныхъ. Она учитъ, какъ бы собирать крупинки блага и добра, идти со свѣтильникомъ чистоты и милосердія сквозь тьму житейской неправды; она требуетъ, чтобы вѣчное воздаяніе было бы не гдѣ-либо далеко, въ совершенно иныхъ формахъ жизни, но уповаетъ на воскресеніе плоти, на новое небо и на новую землю, въ которыхъ живетъ правда (2 Петр. III, 13). И вотъ Господь возвратился живымъ къ Своимъ друзьямъ изъ того міра правды, съ плотію и костями, со знакомъ тѣхъ язвъ, которыя нанесли Ему злодѣи! Значитъ, смерть безсильна убить Его, убить тотъ подвигъ, которымъ подвизался христіанинъ. Она сравниваетъ во едино все земное, царя и нищаго, старца и младенца равно возвращаетъ персти, но для живущаго со Христомъ нѣтъ смерти! «Вѣруяй въ Меня, аще и умретъ, оживетъ, и всякъ живый и вѣруяй въ Мя не умретъ во вѣки» (Іоан. XI, 25). Въ иной свѣтлой и чистой жизни продолжается и усовершается полнота любви и чистоты христіанина, предначатая здѣсь подвигомъ борьбы. Этотъ подвигъ внѣ предѣловъ смерти. Кто умертвился добровольно міру, тому нѣтъ смерти. Только тѣло его будетъ истлѣвать во прахѣ, но вѣдь онъ еще при жизни распиналъ свою плоть съ ея страстями и похотями (Гал. V, 24), а все то духовное сокровище добродѣтели, которое онъ стяжалъ себѣ здѣсь во Христѣ, оно будетъ жить съ нимъ тамъ со Христомъ, и вмѣстѣ съ Нимъ, обладающимъ и небомъ и землею, праведники будутъ продолжать свое участіе въ борьбѣ добра противъ зла, молитвою и любовію участвуя въ спасеніи другихъ, какъ говоритъ Апостолъ Павелъ (1 Кор. IX, 22, 23).

Эти мысли и эти чувства охватываютъ во дни воскресенія всѣхъ вѣрующихъ могучимъ порывомъ. Воскресшій Христосъ какъ-бы обнажаетъ предъ нами чертоги Своего небеснаго царства, какъ-бы даетъ предвкушать радость вѣчнаго общенія съ Нимъ въ животѣ грядущемъ, и вотъ мы возносимъ Ему торжественную пѣснь: «О, Пасха велія и священнѣйшая, Христе! О, мудросте, и Слове Божій, и сило! Подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего».

Такое чувство живого общенія со Христомъ и Его вожделѣннымъ раемъ и наполняетъ нашу душу восторгомъ въ эти дни. Оно-то и изливается во взаимныхъ, исполненныхъ братской любви, привѣтствіяхъ, въ прощеніи враговъ, въ стремленіи весь міръ обнять любовію Христовой. Да, такое предвкушеніе рая Божія въ день Пасхи, такое побѣдное радостное чувство конечно связано съ размышленіемъ о событіи Христова Воскресенія; но этимъ ли размышленіемъ оно внушается намъ? многіе ли изъ насъ способны углубляться въ священные догматы вѣры? Нѣтъ — благочестивое размышленіе только содѣйствуетъ святому чувству у тѣхъ немногихъ, которые способны богословствовать, а тѣ многіе, которые способны чувствовать, но не богословствовать, да и сами богословствующіе, получаютъ радость Христову, какъ даръ благодати, ниспосылаемой вѣрующимъ въ эту святую ночь отъ Источника благодати. Этимъ-то Господь каждогодно свидѣтельствуетъ Церкви истину Своего воскресенія, что Онъ таинственно измѣняетъ сердца вѣрующихъ, даетъ имъ вкусить райской радости, дѣлаетъ ихъ какъ-бы вдохновенными пророками, провозвѣстниками грядущаго вѣчнаго житія, начало котораго они непосредственно чувствуютъ въ своихъ сердцахъ. О, христіанинъ! Не ищи Бога въ дали отъ себя! Вотъ Онъ, вотъ Онъ открывается тебѣ и всѣмъ въ ночь воскресенія! Ты ничего новаго не узналъ сегодня отвнѣ, но внутренно ты обновленъ: тебѣ стало ясно твое общеніе со Христомъ, прежде потемненное суетой жизни! Утверди его въ твоемъ сердцѣ, закрѣпи его подвигомъ любви и чистоты, не дай святого сѣмени на расхищеніе птицамъ при пути. Пусть это начало вѣчнаго житія, какъ свѣтлый уголекъ, сокрытый въ душѣ твоей, согрѣваетъ и освѣщаетъ дальнѣйшіе дни твоего земного странствія. Пусть изъ года въ годъ ночь Святой Пасхи, опираясь на новые и новые подвиги твоей жизни, все шире и шире открываетъ предъ тобою завѣсу грядущаго житія, блаженнаго, святого и вѣчнаго, — дабы не обманчивыя мечтанія объ ожидаемомъ несбыточномъ счастьѣ на землѣ руководили твоею душою, но стремительная жажда грядущаго единенія со Сладчайшимъ Іисусомъ и всѣми Святыми въ Царствѣ небесномъ. «Подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего!» Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Вол. Епарх. Вѣдомостяхъ» № 14, 1907 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 177-181. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.