Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Слово на благодарственномъ молебнѣ послѣ выборовъ въ 3-ю Государственную Думу
[1].

Среди многихъ печальныхъ и горестныхъ для Россіи дней послѣдняго трехлѣтія Господь сегодня послалъ намъ, русскимъ жителямъ Волыни, день радостный, благодатный. О семъ свидѣтельствуетъ ваше торжественное собраніе, братія, въ нашъ священный соборный храмъ, который переполнился въ этотъ вечеръ, какъ въ пасхальную ночь, и богомольцами, и хоругвями, и крестами. Радостныя лица всѣхъ насъ тоже напоминаютъ священную ночь Воскресенія. И не напрасно. У насъ воскресла Св. Русь, воскресла преданная вѣрность православію, воскресла святая любовь къ родной странѣ! Жители Житоміра и окрестныхъ селъ узнали, что Богъ помогъ выборщикамъ земли волынской избрать въ Царскую Думу людей, достойныхъ такового предназначенія, людей, преданныхъ св. вѣрѣ, вѣрныхъ подданныхъ православному Царю и любящихъ родину. Не случайные, невѣдомые избирателямъ обманщики, враги Престола и Церкви, не честолюбивые искатели собственнаго благополучія пойдутъ отъ нашего имени къ Царю, а такіе люди, какихъ хотѣлъ туда послать народъ волынскій, которыхъ онъ знаетъ, которымъ вѣритъ. Да, мы знаемъ, что, по крайней мѣрѣ, отъ нашей окраины тамъ не будетъ такихъ наглыхъ крамольниковъ, изолгавшихся ненавистниковъ своей родины, безстыдныхъ развратителей своего народа, какіе составляли едва-ли не большинство первой и второй думы или, по крайней мѣрѣ, успѣли выдать себя за представителей большинства. Они тогда кощунственно дерзали отъ имени русскаго народа изрыгать хуленія на Божьяго Помазанника, они общими усиліями забивали въ гробъ нашу дорогую родину, они старались пробудить среди благочестиваго народа всѣ скверныя страсти: зависти, непокорства, праздности и распутства! Они развратили нашихъ юношей, вооружили ихъ противъ родителей, противъ Царя, противъ Христа и Бога. Они науськивали изъ всѣхъ темныхъ угловъ и тюремъ убійцъ и грабителей, обратили смиренную и тихую страну нашу въ вертепы разбойниковъ и руками ихъ лишили жизни десятки тысячъ неповинныхъ гражданъ! И эти изверги рода человѣческаго выдавали себя за выразителей народной воли! Что общаго у нихъ съ вѣрующимъ трудящимся незлобивымъ народомъ нашимъ, преданнымъ Царю, какъ отцу родному, дорожащимъ не правами своими, а только благополучіемъ своего Царя? Навѣрно у китайцевъ найдется больше родственнаго съ народомъ русскимъ, чѣмъ у этихъ выродковъ, настойчиво старавшихся объ одномъ только: какъ бы уничтожить Россію!

Подобнаго ничего нѣтъ и не было въ другихъ странахъ. Правда тамъ злыхъ людей больше, чѣмъ у насъ, у насъ добрыхъ больше, чѣмъ у нихъ; людей благочестивыхъ и праведныхъ тамъ у нихъ почти вовсе нѣтъ, но при всемъ томъ тамъ невозможно въ думахъ и парламентахъ возставать на свое отечество; тамъ нѣтъ безумцевъ, которые бы открыто кричали о желательности мятежа, — которымъ бы вторили и рукоплескали ихъ товарищи по преступной измѣнѣ. А у насъ подобные люди успѣшно пролѣзали въ число представителей народныхъ, пользуясь простотою и равнодушіемъ населенія къ выборному дѣлу, они еще раньше гоняли по городамъ толпы обезумѣвшихъ подъ яхъ вліяніемъ или просто нанятыхъ ими мальчишекъ съ красными тряпками и съ ругательными криками противъ вѣры христіанской и православнаго Царя, — пока не всталъ самъ настоящій народъ и не разогналъ ихъ съ тяжкими побоями. Но и этимъ не заградили ихъ безстыдныя уста, нагло именовавшія себя устами народа.

Но вотъ теперь посмотрите на русскій народъ: вотъ онъ здѣсь предъ нами. Онъ пришелъ сюда въ градскій соборъ за десять, за двадцать верстъ со святыми иконами своего храма, со своими пастырями пришелъ сюда, какъ человѣкъ, узнавъ, почуявъ, что настоящее русское дѣло началось у насъ на Волыни для Царской Думы.

Посмотрите на этотъ народъ русскій, сельскій и городской, сѣрый и благородный, мірской и освященный: вы увидите одно выраженіе четырехъ тысячъ лицъ, одну мысль, одно чувство, въ восьми тысячахъ глазъ. Душа народная раскрылась! Раскрылась и трепещетъ радостно и въ тѣхъ, кто вѣренъ былъ русскимъ завѣтамъ за все это тяжелое время, и въ тѣхъ, кто по юношескому неразумѣнію или слабости духа колебался налѣво и направо и временами не зналъ, куда ему пристать. Нынѣ всѣ мы чувствуемъ свое единство съ нашей землей, съ нашей исторіей и другъ съ другомъ; всѣ мы одно Христово стадо, всѣ мы чада единой Церкви, всѣ подданные одного Царя.

Приложи свое ухо къ родной землѣ, русскій человѣкъ: что она говоритъ тебѣ? «Отъ праведной княгини Ольги, отъ равноапостольнаго Владиміра и до дней Серафима Саровскаго и до дня настоящаго и на будущіе вѣка всѣ мудрые вожди народа моего думаютъ и говорятъ одно», такъ отвѣтитъ тебѣ земля... «Они учили своихъ современниковъ и ихъ потомковъ одинаково: и князья, и цари, и святители, сидѣвшіе на церковныхъ каѳедрахъ, и отшельники, скрывавшіеся среди лѣсовъ и острововъ морскихъ, и военачальники, и воины, и бояре, и простецы: всѣ они учили взирать на эту жизнь, какъ на проходной дворъ къ жизни будущей, всѣ учили располагать ее такъ, чтобъ не плоть свою тѣшить, а душу возводить къ евангельской добродѣтели, охранять неврежденную апостольскую вѣру; блюсти чистоту нравовъ и правдивость слова, чтить царей и ими поставленныхъ, слушать и уважать священный и иноческій чинъ, не завидовать богатымъ, но соревновать праведникамъ, любить земледѣліе, какъ указанное Богомъ роду нашему чрезъ Адама и Ноя, а къ прочимъ ремесламъ обращаться только по нуждѣ или по особенному таланту; не перенимать развратнаго обычая иноземцевъ, ихъ горделиваго, лживаго и блуднаго нрава, но хранить чинъ отеческій, исполненный смиренномудрія, простоты и любви евангельской; стоять безбоязненно за родную землю на полѣ брани и изучать въ священныхъ книгахъ волю Божію». Вотъ чему учитъ насъ земля, вотъ что завѣщали мудрецы и праведники всѣхъ временъ нашей исторіи, въ чемъ между ними не было розни, но полное единомысліе. Не мы одни, здѣсь собравшіеся, такъ чувствуемъ. Вся Русь думаетъ такъ же. Но знаетъ она, что хранить такой духъ и ограждать его отъ враговъ видимыхъ и внутреннихъ долженъ единый Помазанникъ своею крѣпкою десницею. И вотъ чуть онъ отступился отъ жизни, какъ полномочія народныя обманомъ и насиліемъ захватили было его враги и враги народа. Да, одно думаетъ и чувствуетъ народъ русскій: въ его глазахъ общественная жизнь есть общій подвигъ добродѣтели, а не раздѣлъ житейскихъ наслажденій, она есть трудовое умноженіе царствія Божія среди насъ самихъ и насажденіе его въ племенахъ непросвѣщенныхъ, а не уравненіе всѣхъ вѣръ и суевѣрій. Знаетъ и чувствуетъ это народъ православный. Знаетъ онъ, что безъ единой правящей Царской десницы невозможно и существовать нашей разноплеменной землѣ, въ которой есть 102 разныя вѣры, 102 племени, которыя сейчасъ воспылаютъ злобной враждой противъ другъ друга, лишь только перестанутъ чувствовать надъ собою правящую десницу Бѣлаго царя. Пусть онъ можетъ выслушивать доклады народныхъ выборныхъ, пусть отдаетъ имъ на отзывъ разныя дѣла царства, но окончательно рѣшать ихъ будетъ самъ и давать о томъ отчетъ только своей совѣсти да Господу Богу. Одно только подчиненіе, одно ограниченіе его власти нужно народу, чтобъ онъ открыто въ день своего вѣнчанія на царство исповѣдалъ Богу и народу свою православную вѣру по отеческому символу, — дабы не свое человѣческое произволеніе, а евангельскій законъ Божій имѣлъ онъ непремѣннымъ руководствомъ своихъ державныхъ рѣшеній и начинаній. Вотъ какое намъ нужно царство, и это понимаютъ не только русскіе люди, но и тѣ иновѣрцы, которые живутъ на землѣ нашей здравымъ народнымъ разумомъ, а не ложью и обманомъ: и татары, и киргизы, и старые, вѣрующіе по своему, евреи и далекіе тунгузы. Всѣ они знаютъ, что поколебать Самодержавіе Царское значитъ положить начало разрушенію всей Россіи, что и подтвердилось за эти три года. Много слезъ пролили въ эти годы русскіе люди, но зато сегодня мы радуемся и ликуемъ о томъ, что земля Волынская не будетъ постыжена предъ лицомъ Царевымъ своими выборными, что они, именно, эти мысли будутъ поддерживать въ Его думѣ; будутъ охранять духъ русскій, православный, будутъ, отстаивать Его Самодержавіе. Обижать другіе народы и племена, среди насъ живущіе, мы не желаемъ. Простору и корму у насъ для всѣхъ хватитъ, а если когда и не хватило бы по пущенію Божію, то мы и голодъ съ ними вмѣстѣ раздѣлимъ безъ ропота и обиды, пусть никто не проклинаетъ за это нашу Русь — ни евреи, ни католики, ни сектанты, ни магометане. Но пусть никто не посягаетъ на наши святыни, пусть никто не препятствуетъ разростаться русскому обычаю шире и дальше; пусть славится по всей вселенной истинное христіанство, содержимое церковью, пусть утверждается Самодержавіе нашего Царя!

Мы благодаримъ Господа, что съ такими желаніями, съ такой молитвой пойдутъ къ Царю наши выборные: но сверхъ того заключимъ наше славословіе Господа еще и смиренною молитвой о томъ, чтобы благоуспѣшная въ такихъ выборахъ по духу народному наша Волынь оказалась не единственною среди русскихъ губерній и не одною изъ немногихъ, но чтобы и прочіе предѣлы родной земли преодолѣли козни внутреннихъ своихъ враговъ и обманщиковъ и послали въ столицу не самозванцевъ-обольстителей, а настоящихъ выразителей думъ и чувствъ русскаго народа, какъ то помогли сдѣлать намъ святые угодники земли волынской, подвизавшіеся за православную вѣру и за русскій обычай. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Волын. Епар. Вѣдомостяхъ» № 31, 1907 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 181-185. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.