Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Поученіе на поминовенный день по князѣ Константинѣ Константиновичѣ Острожскомъ, 13-го февраля 1908 года
[1].

Восхвалимъ убо мужи славны и отцы наши въ бытіи: многу славу созда Господь въ нихъ величіемъ Своимъ отъ вѣка. Господствующе въ царствіихъ своихъ и мужи имениты силою, совѣтующе разумомъ своимъ (Сир. XLIV, 1-3).

Это, братіе, слова ветхозавѣтнаго мудреца Іисуса, сына Сирахова; сими словами онъ предваряетъ свое прославленіе древнихъ посланниковъ Божіихъ, начиная отъ Моисея, которые утвердили истинную вѣру въ народѣ Божіемъ, и установили правила благочестія. Ихъ за это и помнили сыны Израилевы, а затѣмъ и всѣ христіане, и помнятъ донынѣ.

А помните-ли, знаете-ли вы, братіе, тѣхъ русскихъ людей, которые у насъ на Волыни и по всей Малороссіи утверждали православіе, защищали его противъ татаръ, латинянъ и евреевъ? Такихъ защитниковъ вѣры и у насъ было много и одинъ изъ главныхъ между ними — это благочестивый князь Острожскій, Константинъ Константиновичъ, преставившійся къ вѣчной жизни ровно 300 лѣтъ тому назадъ — 13 февраля 1608 года.

Тогда, братіе, когда онъ жилъ въ городѣ Острогѣ, наша Волынь была подъ властію королей польскихъ, и католики старались всѣхъ русскихъ людей отвратить отъ истинной вѣры и совратить въ свою ересь. Знали они, что невозможно это исполнить безъ обмана, потому что народъ русскій дорожитъ Христовою вѣрой. Поэтому они изобрѣли различныя хитрости, чтобы погубить православіе. Король не дозволялъ ставить въ епископы и въ игумены людей мудрыхъ и благочестивыхъ, но маловѣрныхъ и трусливыхъ. Помѣщикамъ русскимъ предлагали обучать дѣтей у нѣмецкихъ и польскихъ учителей католиковъ и лютеранъ, съ тѣмъ, чтобы, понемногу, незамѣтно, отвращать ихъ отъ благочестивой вѣры, въ чемъ и преуспѣли эти учителя настолько, что вскорѣ послѣ смерти князя Константина во всей Малороссіи не оставалось уже почти ни одного православнаго магната или пана, а только крестьяне да священники сельскіе; высшее же духовенство, которое смолоду училось также въ католическихъ школахъ, имѣло вѣру нетвердую; а тѣ, которые были тверды въ православіи, подвергались всякимъ притѣсненіямъ, изгнанію, а иногда и темницѣ и пыткамъ. Развративъ русскихъ главарей, католики затѣмъ ложно представились какъ бы друзьями русскаго народа и чрезъ двухъ нечестивыхъ русскихъ епископовъ — Ипатія Поцѣя и Кирилла Терлецкаго говорили такъ: «не будемъ мы, католики, раздѣляться съ православными въ вѣрѣ; покоритесь только власти римскаго папы и держите прежнюю свою церковную службу, а, мы, католики, свою, и составимъ вмѣстѣ одно стадо, это будетъ называться унія, т. е. единеніе». Многіе русскіе повѣрили такому предложенію и не поняли, что, хотя русскимъ оставили прежнюю службу, но вѣру навязали новую, ложную, католическую, т. е. они уже должны были подъ властью папы исповѣдывать ложные католическіе догматы объ исхожденіи Духа отъ Отца и Сына, о томъ, что папа римскій есть намѣстникъ Христа надъ всею землею и прочее; затѣмъ они должны были отречься отъ правилъ св. Соборовъ Вселенскихъ, отъ которыхъ отступили католики: поститься по субботамъ, преклонять колѣна въ Пасху, жениться на католичкахъ и многое другое, что прокляли св. отцы на Вселенскихъ Соборахъ; также должны были русскіе отречься отъ святыхъ Угодниковъ, которые прославились за послѣднія 300 лѣтъ и защищали православную вѣру: отъ преп. Іова Почаевскаго, отъ Макарія Овручскаго, Ѳеодора Острожскаго, а почитать еретическихъ, ложныхъ праведниковъ — Антонія Падуанскаго, Іоанна Непомука и др., проклятыхъ св. отцами. Не всѣ русскіе поняли эту хитрость іезуитскую, не всѣ поняли, что, совершая по православному службу, а содержа ложную вѣру, не будешь православнымъ. Вѣдь, если-бы евреи читали наши молитвенники, а вѣровали бы по своему, то отъ этого не стали-бы христіанами. Такъ нельзя назвать христіанами православными и тѣхъ, кто, молясь по нашимъ служебникамъ, содержитъ католическую вѣру. Тѣ, которые изъ православныхъ поддались такому обману, названы уніатами, а православныхъ католики назвали схизматиками; уніатамъ стали оказывать всякія милости, а православныхъ угнетать и мучить.

Вотъ тогда-то на защиту православныхъ христіанъ и православной вѣры возсталъ князь Острожскій, Константинъ Константиновичъ, бывшій воеводой Кіевскимъ, т. е. намѣстникомъ польскаго короля надъ Кіевщиной, Волынью и другими окрестными странами. Когда объявили унію на собраніи русскихъ епископовъ, священниковъ и гражданъ въ городѣ Брестѣ, онъ заранѣе разослалъ по всѣмъ русскимъ церквамъ свое печатное посланіе, въ которомъ обнаружилъ предъ всѣми лукавое значеніе уніи, — пояснилъ, что принять унію значитъ отречься отъ истиннаго христіанства и впасть въ нечестивую ересь. Прочитавъ это посланіе, лучшіе изъ русскихъ епископовъ, которыхъ тогда всего было 5-6 въ русскихъ провинціяхъ Польскаго королевства, отказались пойти на собраніе къ уніатамъ, но вмѣстѣ съ доблестнымъ княземъ Острожскимъ и православными священниками и мірянами собрали въ Брестѣ другой Соборъ, на которомъ унію осудили и уніатовъ прокляли.

Еще задолго до этого славнаго осужденія нечестивой уніи князь Константинъ Острожскій устроилъ при своемъ дворцѣ въ Острогѣ типографію и напечаталъ по славянски всю Св. Библію и много другихъ духовныхъ книгъ, чтобы христіане могли сами ихъ читать и утверждаться въ православной вѣрѣ. Это была первая русская типографія, а раньше каждую книгу писали своею рукой писцы и потому книгъ было очень мало и народъ оставался темнымъ.

Но благовѣрный князь Константинъ Острожскій просвѣщалъ народъ малорусскій не только печатными книгами и своими посланіями, а и примѣромъ собственной жизни. Онъ старался склонять главу предъ пастырями Церкви, искалъ святыхъ и праведныхъ иноковъ и іереевъ для наученія себя благочестію, и именно онъ призвалъ на Волынь преп. Іова Почаевскаго изъ Галиціи и сдѣлалъ его своимъ духовнымъ отцемъ и учителемъ. Этотъ алмазъ духовный, эту священную жемчужину земли Волынской принесъ къ тебѣ, русскій народъ, не иной кто, а именно князь Константинъ, за что да будетъ ему вѣчная память и Царство небесное!

Тогда преп. Іовъ управлялъ православнымъ монастыремъ въ Дубнѣ и князь Острожскій ежегодно поселялся къ нему на весь Великій Постъ и вмѣстѣ съ монахами проходилъ подвиги молитвы и воздержанія, смиряя себя предъ Богомъ, какъ добрый христіанинъ. Онъ старался также о томъ, чтобы православные получали духовную помощь и просвѣщеніе отъ Святѣйшихъ Патріарховъ Восточныхъ, умолялъ ихъ пріѣзжать на Русь, посвящать намъ православныхъ архіереевъ и ободрять ихъ въ борьбѣ съ латинскою ересью. Благодаря такимъ подвигамъ князя Константина Константиновича, нечестивая унія, устроенная въ Брестѣ, болѣе 100 лѣтъ была почти безуспѣшна на Волыни и только потомъ удалось латинянамъ обмануть на время русскихъ людей и навязать имъ унію, но лишь только русскіе разрушили Польшу и забрали подъ власть Русскихъ Царей и Царицъ Волынь, Кіевщину, Подолію и другія страны, какъ русскіе дружно отреклись отъ уніатскаго нечестія и облобызали снова св. православіе, которое раньше защищалъ доблестный князь Острожскій.

Тяжела была его жизнь, а особенно его старость. Онъ прожилъ болѣе 80 лѣтъ, но до самой смерти не переставалъ отстаивать св. Церковь и истинную вѣру. Подобно древней Есѳири дерзнулъ онъ явиться къ польскому королю въ его дворецъ и говорилъ ему грозно обличительную рѣчь за обиду православныхъ русскихъ людей и попраніе вѣры, за мученіе истинныхъ христіанъ и потворство нечестивымъ обманщикамъ-уніатамъ. Князь скончался вскорѣ послѣ этого въ Острогѣ и погребенъ въ Богоявленскомъ Соборѣ, который былъ построенъ его прадѣдомъ, но его собственныя дѣти и внуки были уже католиками и, выкопавъ его кости, перенесли ихъ въ Галицію, такъ-что у насъ не осталось его праха.

Не осталось у насъ на Волыни его праха, но да пребудетъ у насъ его духъ, духъ истиннаго православія, духъ молитвы, духъ воздержанія, духъ ревности объ истинной вѣрѣ и отчужденія отъ злочестивой ереси! Смотрите, братіе, какъ стояли за святую истину наши предки! Они не искали славы человѣческой, но славы Божіей. Свои богатства Константинъ Константиновичъ не тратилъ на роскошь и удовольстіе, а на построеніе храмовъ Божіихъ и на печатаніе священныхъ книгъ. Свою знатность и мудрость направлялъ не на то, чтобы возвышаться среди людей и родниться съ королями, а на то, чтобы защищать предъ ними меньшую братію, защищать отъ обидъ святую вѣру православную!

Теперь насъ за вѣру мучить не будутъ, теперь насильно никто не можетъ затянуть русскихъ людей въ нечестивую ересь. Какой же отвѣтъ понесутъ предъ Богомъ тѣ изъ русскихъ людей, которые скверныя ради корысти отрекаются отъ истиннаго христіанства и становятся еретиками или даже вовсе безбожными! Ихъ незримо проклинаетъ изъ гроба своего ревнитель православія благовѣрный князь Острожскій и посылаетъ ихъ въ то мѣсто, куда осужденъ «христопродавецъ Іуда», какъ онъ и писалъ объ уніатахъ и отступникахъ-латинянахъ въ своемъ Окружномъ Посланіи.

Всѣхъ васъ, братіе, да сохранитъ и спасетъ Господь отъ погибели нечестивыхъ! А тѣмъ, которые возгрѣютъ въ сердцѣ своемъ святой огонь ревности о православной вѣрѣ, — тѣмъ, которые будутъ усердствовать въ защитѣ ея противъ еретиковъ и безбожниковъ, тѣмъ, которые будутъ помогать созиданію святыхъ храмовъ Божіихъ, чтить священный санъ, помогать бѣднымъ и ободрять колеблющихся: имъ да будетъ память о праведной жизни избранника Божія князя Константина какъ бы знаменемъ для радостнаго святого подвига! Да сподобитъ ихъ Господь жребія Своихъ избранныхъ, да сотворитъ имъ по Своему неложному глаголу: «иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется въ Царствіи небеснѣмъ». Любите, братіе, св. вѣру православную, Св. Русь, украшенную подвигами столькихъ великихъ праведниковъ, стойте за нее безъ страха и сомнѣнія до смерти! Призывайте въ помощь себѣ Святыхъ, прославленныхъ Богомъ за ихъ болѣзни и труды во славу Церкви, и молитесь объ упокоеніи души тѣхъ, кто подобно нашему Волынскому батькѣ, князю Острожскому, всю жизнь свою посвятилъ защитѣ Православной Церкви на родинѣ среди своего русскаго народа. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Почаевскомъ Листкѣ» № 7, 1908 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 185-189. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.