Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Рѣчь при поднесеніи иконы Великой Княгинѣ Маріи Павловнѣ 14-го іюня 1908 года
[1].

Ваше Императорское Высочество!

Братія Почаевской лавры и Почаевскій Союзъ Русскаго Народа, насчитывающій въ своей средѣ безъ малаго два милліона членовъ, постановили въ праздникъ Св. Троицы, когда въ св. лаврѣ нашей собираются тысячи богомольцевъ союзниковъ, выразить свою умиленную радость о Вашемъ присоединеніи къ св. Церкви поднесеніемъ Вашему Высочеству точнаго списка съ чудотворной иконы Почаевской, этой самой дорогой святыни нашей окраины. Именно такіе списки съ такой отдѣлкой жители Волынской епархіи любятъ пріобрѣтать въ складчину для своихъ сельскихъ церквей. Они не удовлетворяются ежегоднымъ, по возможности, посѣщеніемъ святой лавры, а желаютъ имѣть постоянно предъ своими глазами точный списокъ родной святыни.

Нынѣ, глубоко-обрадованные вступленіемъ Вашего Высочества въ ограду святой Церкви, они вмѣстѣ съ братіей лавры Почаевской пожелали, чтобы такой-же списокъ нашей святыни украшалъ и Вашъ дворецъ.

Этимъ они желали-бы выяснить, какое тѣсное духовное единство устанавливается Вашимъ обращеніемъ въ православіе съ внутренней жизнью православнаго народа русскаго.

Нашъ народъ, Ваше Высочество, есть единица не политическая, не этнографическая, но вѣроисповѣдная, религіозная. Взглядъ нашего народа на жизнь личную и общественную, есть взглядъ евангельскій, святоотеческій, съ точки зрѣнія котораго главное дѣло человѣка и народа есть вѣчное спасеніе; истинная жизнь, которую мы должны себѣ устраивать, есть жизнь будущая, загробная, а эта земная жизнь есть только ея преддверіе, есть крестъ, который мы должны нести для пріобрѣтенія жизни вѣчной по руководству Церкви Божіей. Что-же касается земныхъ условій общественной жизни, то народъ русскій предоставляетъ ихъ власти и распоряженію своего боговѣнчаннаго Самодержца, какъ неограниченнаго Властителя, котораго требованіямъ въ дѣлахъ мірскихъ повинуется безпрекословно. Впрочемъ, народъ нашъ не смотритъ на своего Государя лишь какъ земного Властителя: онъ желаетъ въ Немъ и въ Царствуюшемъ Домѣ видѣть и примѣръ христіанскаго благочестія. Народъ нашъ восторженно любуется царственной силой, покорствующей заповѣдямъ Божіимъ, убѣжденно смиряющей себя подвигами православнаго благочестія. Съ безпрекословнымъ послушаніемъ движется народъ по велѣнію Царскаго мановенія, потому-что онъ убѣжденъ и вновь убѣждаетсявъ томъ, что воля его Царя повинуется закону Христову, какъ въ личной своей жизни, такъ и въ жизни всего Царствующаго Дома. Народъ нашъ, слышавшій, насколько ему это доступно, о давнишнемъ расположеніи Вашего Императорскаго Высочества къ православной вѣрѣ, о многократныхъ путешествіяхъ Вашихъ на далекія богомолія въ наши святыя обители, теперь съ восторгомъ принялъ извѣщеніе Царскаго манифеста о вступленіи Вашемъ въ Церковь, которая ему дороже всего на свѣтѣ.

Эту икону Пресвятой Богородицы Почаевскій союзъ русскаго народа подноситъ Вашему Высочеству чрезъ нашихъ депутатовъ, избранныхъ Волынью въ государственную думу, а депутаты эти, предстоящіе предъ Вами въ полномъ своемъ составѣ одиннадцати человѣкъ, находящихся въ столицѣ, изъявили радостную готовность быть представителями союза Почаескаго въ столь почетномъ порученіи. Предъ Вашими Высочествами предстоятъ сегодня не случайные побѣдители въ предвыборной борьбѣ, но сознательно, освѣдомленно избранные представители дружнаго населенія Волыни, представители, вѣдомые народу и провѣренные имъ — священники, интеллигенты и крестьяне. Они, вмѣстѣ съ братіей Почаевской лавры и всѣми союзниками почаевскими, возносятъ молитву къ Пресвятой Богородицѣ, чтобы она помогла Вамъ такъ-же усовершиться въ православномъ благочестіи, какъ Вашимъ Высочайшимъ родственницамъ, которыя принявъ св. вѣру нашу въ зрѣлые годы, превзошли въ усердіи къ ней исконно-православныхъ христіанъ. Разумѣю Вашу державную, высокодобродѣтельную свекровь, въ Бозѣ почившую Государыню Императрицу Марію Александровну; разумѣю приснопамятную для всей Руси, а особенно для юго-западнаго края усопшую монахиню Анастасію, въ мірѣ Великую Княгиню Александру Петровну, смиренную труженицу и молитвенницу, изумлявшую даже монахинь своими неустанными подвигами. Этими подвигами умиляется нашъ русскій народъ, и Ваше присоединеніе къ Церкви, основанное на убѣжденіи и предваренное личнымъ ознакомленіемъ съ подвижниками православія, дѣлаетъ и Вашу Высочайшую особу для русскаго народа родною, дорогою, своею, близкою.

Удостойте-же Ваше Высочество, принять эту святыню, подносимую съ такими горячими святыми чувствами.

Да хранитъ Пресвятая Дѣва Васъ и Ваше Высочайшее семейство и весь Царствующій Домъ нашъ въ мирѣ и здравіи и да руководитъ Его къ вѣчному спасенію.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Волынскихъ Епарх. Вѣдомостяхъ» № 25, 1908 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 189-191. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.