Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Рѣчь, произнесенная при открытіи Миссіонерскаго Съѣзда въ Кіевѣ 12-го іюля 1908 года
[1].
(Въ сокращеніи).

Преосвященнѣйшіе архипастыри, любезные отцы и братіе! Къ тѣмъ словамъ, которыми привѣтствовали васъ старѣйшіе архипастыри, я хочу прибавить въ началѣ вашихъ работъ одно слово утѣшенія.

Тяжела жизненная скорбь миссіонера, которому вѣчно приходится говорить съ врагами церкви Божіей, какъ выражается апостолъ Павелъ, бороться со звѣрьми. Въ послѣдніе годы эта скорбь стала еще тяжелѣе. Разумѣю измѣненіе нравовъ общественныхъ подъ вліяніемъ новѣйшихъ событій.

Прежде вы, кромѣ общихъ христіанскихъ утѣшеній и обѣтованій Евангелія, утѣшались и той постепенной, хотя и медленной, но постоянной побѣдой православія надъ иными вѣрованіями, которая заключалась въ обращеніи иновѣрцевъ, язычниковъ и еретиковъ къ православной церкви.

За послѣдніе три года число обращеній уменьшилось, а отпаденія весьма умножились.

Это — одна сторона. Но она еще не такъ печальна, какъ другая, обусловленная паденіемъ нравовъ.

Прежнія отпаденія православныхъ христіанъ въ штунду, расколъ и магометанство были плодомъ недоразумѣнія, невѣжества и очень часто наказаніемъ Божіимъ за нерадѣніе мѣстныхъ пастырей о томъ, чтобы ограждать своихъ чадъ духовныхъ отъ нападеній враговъ.

На этой почвѣ образовалась штунда, на этой же почвѣ усиливался расколъ, по тѣмъ же причинамъ отпадали тюрскіе народы въ магометанство и язычество.

Нерѣдко отпадали люди, искавшіе истиннаго благочестія. только потому, что попадали въ сѣти лжеучителей и не были достаточно ревностнѣе увѣщаемы со стороны пастырей Церкви. А если подвергались разумнымъ увѣщаніямъ, то часто снова возвращались, потому что уходили по недоразумѣнію. Та же горячность сердца, которая увлекла ихъ въ водоворотъ иновѣрія, она же снова возвращала ихъ къ божественной истинѣ и дѣлала ихъ ревнителями Православной Церкви.

Теперь отъ Церкви Божіей отворачиваются не по недоразумѣнію, а по злой волѣ. Правда, и прежде, кромѣ этихъ, отпадавшихъ отъ одной вѣры въ другую, — хотя ложную, но все-таки вѣру, — отпадали многіе въ невѣріе, отпадало часто учащееся юношество и образованное общество.

Но прежде это не было выраженіемъ одной только злой воли, а по большей части было плодомъ непросвѣщенности въ отношеніи истинной вѣры и неумѣнья отличать слова науки отъ словъ научной внѣшности, отъ словъ научнаго притворства и обмана. Теперь же люди отворачиваются отъ Церкви потому, что они стали злы и безчестны. То безкорыстіе, та идеальность жизни и, хотя посильное, но искреннее желаніе послужить въ жизни человѣчеству добромъ, — весь этотъ русскій подъемъ духа, который отличалъ и вѣрующую и даже не вѣрующую часть русскаго общества отъ иноземцевъ, — онъ теперь близокъ къ паденію и къ замѣнѣ своекорыстіемъ, чувственностью, гордостью и ложью. Теперь люди, какъ книжники и фарисеи, противятся Спасителю, противятся Церкви потому, что въ нихъ развились злыя чувства.

Намъ приходится бороться уже не съ заблужденіемъ, а со злобой человѣческой, и, если бы не было у православнаго миссіонера другого выхода, — того духовнаго оружія, о которомъ говоритъ апостолъ Павелъ, то пришлось бы руководствоваться, повидимому, латинской поговоркой: «Nе реrsuаdеrе nоllеntеm» — не доказывай не желающему. Чтобы устоять твердымъ въ борьбѣ съ развращеніемъ человѣческаго сердца, вамъ, отцы и братья, нужно выдвинуть на знамени вашей дѣятельности два начала.

Первое начало заключается въ постоянномъ сознаніи того, что только Православная Церковь въ своемъ ученіи есть Церковь истинная, православная, святая и не по ученію своему только, но и въ своей жизни. Общество церковное всегда носитъ въ себѣ высокій духъ самоотверженія, чистоты и покаянія, который ни одно другое общество никогда не имѣло и имѣть не будетъ.

Это — только внѣшность, только поверхность жизни, которая у новообращенныхъ сектантовъ представляется чѣмъ-то возвышеннымъ, близкимъ къ Евангелію.

Только сумѣйте срывать личину съ протестантскихъ и сектантскихъ проповѣдниковъ и увидите, что они внутрьуду исполнены лицемѣрія и беззаконія.

Испытайте ихъ терпѣніе, испытайте ихъ незлобіе, — и вы увидите, что подъ этой личиной — заядлое самолюбіе, заядлое нетерпѣніе, заядлая злоба. Попробуйте сказать имъ слово обличенія, — этимъ представителямъ христіанства, — сейчасъ же они потеряютъ равновѣсіе духа, обозлятся, затрясутся и не скоро успокоятся.

Не то нашъ простой русскій христіанинъ, который терпѣливо васъ слушаетъ, котораго вывести изъ себя очень трудно, даже невозможно: не дождетесь отъ него отвѣта раздраженія, а только остроумной шутки на ваши нападки. Да, сектанты любятъ говорить о разложеніи нашей Церкви, но они не видятъ, какой запасъ самоотверженія и подвига несетъ въ себѣ общество православныхъ христіанъ.

Вотъ на нашъ, на святой праздникъ мученицы Христовой Варвары и на наше миссіонерское собраніе соединилось множество тружениковъ миссіи, собралось свыше 30 іерарховъ, изъ которыхъ одни преодолѣли свой восьмидесятилѣтній возрастъ, другіе, — семь тысячъ верстъ разстоянія и поспѣшили на соутѣшеніе вѣры нашей, зная, что никакой выгоды земной, ничего, кромѣ утружденія для плоти, они не пріобрѣли и не пріобрѣтутъ для внѣшней жизни, а только для жизни духовной.

Только святая любовь, божественная вѣра, божественная ревность и желаніе получить ту божественную благодать, которую Господь милосердный всегда низводитъ на собравшихся во имя Его, какъ сказано въ Евангеліи, — вотъ что привлекло ихъ сюда Духомъ Божіимъ. Затѣмъ посмотрите другъ на друга, слуги Христовы! Вотъ въ васъ я признаю своихъ прежнихъ сотрудниковъ и друзей: однихъ — посѣдѣвшими, другихъ согбенными, однихъ отъ трудовъ, а другихъ отъ пуль вражескихъ, которыми прострѣлена ихъ грудь. Мы сегодня помянули въ молитвѣ о вѣчномъ успокоеніи іерарха Божія, который шелъ на губительный Кавказъ, на вѣрную смерть, который зналъ, что будетъ убитъ, не скрывалъ этого и не ропталъ, что его посылали въ невѣдомый край умирать, умирать за славу Христову. Да, сила христіанскаго воодушевленія и подвига еще велика въ народѣ русскомъ и во всемъ православномъ мірѣ — велика и неистощима.

У гроба Господня, у святынь нашихъ угодниковъ, — вездѣ она сіяетъ, вездѣ призываетъ пренебрегать земнымъ и достигать небеснаго. Она заставляетъ и нашъ русскій народъ вмѣсто осенняго отдыха послѣ работы лѣтней страды спѣшить къ далекимъ святынямъ. Она и васъ держитъ на этой плохо оплачиваемой и очень мучительной работѣ, которая называется службой миссіонерской. Нѣтъ, отцы и братья, много я видѣлъ людей, своихъ и чужихъ, но истинное христіанство, настоящая вѣра въ истиннаго Бога есть только у православныхъ христіанъ. У еретиковъ — только минутное одушевленіе. Какъ дерево, оторванное отъ корня, не сразу вянетъ; какъ оторванные отъ корня цвѣты еще нѣкоторое время красуются въ стаканѣ, но скоро становятся ненужнымъ гніющимъ сырьемъ и выбрасываются въ нечистое мѣсто, — такъ бываетъ и съ кажущимся благочестіемъ сектантовъ. Но истинная сила духа, братья, это благодатное умиленіе, этотъ огонь, который горитъ и свѣтитъ въ сердцахъ и въ очахъ искреннихъ православныхъ неземнымъ свѣтомъ, этого нигдѣ не найдете внѣ единой Церкви Православной. Но горитъ онъ только въ тѣхъ сердцахъ, которыя отдались св. вѣрѣ всецѣло, и чуждъ тѣмъ, въ которыхъ соединяется часть великихъ вѣрованій съ заблужденіями современныхъ лжеученій «по преданію человѣческому, а не по Христу».

Если въ чистое молоко положить кусокъ хлѣба или бросить другой кислый продуктъ, то прежде прекрасный напитокъ сейчасъ-же дѣлается негоднымъ для питья, кислымъ.

Такъ и въ Церкви Христовой: «аще кто согрѣшитъ во единѣмъ, всему повиненъ».

Церковь подаетъ благодатныя силы, подаетъ духъ умиленія и самоотверженія и силу слова только тѣмъ, кто вмѣстѣ съ Карѳагенскимъ соборомъ исповѣдуетъ, что она есть единая мать всѣмъ христіанамъ, содержащая таинства божественныя и вѣчныя, которыя для отступниковъ священнодѣйствія являются еще болѣе омрачающимъ и отдаляющимъ ихъ отъ Бога началомъ.

Итакъ, если иногда унываетъ ваша душа въ тяжелой борьбѣ; если слушателей вашихъ побѣждаетъ злоба ересей, облеченныхъ въ красивую одежду, и еретики стараются изобразить себя побѣдителями Церкви, — не вѣрьте и не печальтесь: побѣдителями они не будутъ. Правда, возможны ихъ побѣды видимыя внѣшнія, ибо, хотя мы вѣримъ, что Господь поможетъ нашему горю, поможетъ преодолѣть всѣ нестроенія нашей церковной и государственной жизни, что Россія по-прежнему процвѣтетъ множествомъ православныхъ христіанъ и обращенныхъ еретиковъ, но все въ рукахъ Божіихъ. Быть можетъ, суждено православію въ будущемъ подвергнуться преслѣдованію и православнымъ остаться въ маломъ числѣ, но и это еще не пораженіе, не смерть, лишь бы самое православіе наше осталось чистымъ и не поврежденнымъ; тогда среди немногихъ будетъ та же нравственная сила, тотъ же священный огонь божественной ревности, та же святость жизни, тѣ же чудеса исцѣленія и изгнанія бѣсовъ, и сила эта снова покажетъ себя міру, снова привлечетъ всѣхъ тѣхъ, которые желаютъ быть добрыми и знать истину.

Нужно смотрѣть не на количество, а на качество, на чистоту, неповрежденность ученія. Храните же его неповрежденность, храните себя въ Церкви и смотрите, св. Апокалипсисъ увѣряетъ насъ въ томъ, что въ каждомъ поколѣніи побѣждаетъ въ концѣ борьбы его Божія истина, хотя и въ каждомъ поколѣніи лжеучители бываютъ на землѣ и приспѣваютъ на горшее, но всѣ же они посрамляются въ каждомъ поколѣніи, какъ Арій или иконоборцы.

И здѣсь на землѣ истинные христіане видятъ уже начинающуюся побѣду истины. Окончаніе этой побѣды — на небѣ.

Съ этой мыслью начнемъ мы труды наши по выработкѣ пріемовъ борьбы съ невѣріемъ и нечестіемъ. «Сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша».

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Почаевскомъ Листкѣ» № 31, 1908 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 192-196. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.