Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Изъ поученія, сказаннаго въ Житомірскомъ каѳедральномъ соборѣ 15-го іюля, въ день св. равноапостольнаго князя Владиміра
[1].

Недостаточно оцѣнены всѣ великія заслуги великаго просвѣтителя земли Русской, св. равн. кн. Владиміра, память котораго сегодня празднуемъ. Подъ вліяніемъ нѣмецкихъ учителей, у насъ, даже въ учебникахъ исторіи, предназначенныхъ для воспитанія нашего юношества, значительно умалена заслуга его; въ нихъ указывается на то, что будто-бы народъ русскій только внѣшне принялъ христіанство, оставшись въ глубинѣ души невѣжественнымъ язычникомъ. Лютеране говорятъ, что дѣйствительныхъ христіанскихъ учителей Россія получила только въ нихъ, нѣмцахъ, насаждавшихъ просвѣщеніе въ нашихъ корпусахъ, институтахъ и пр. учебныхъ заведеніяхъ. Они говорятъ, что остатки язычества сохранились до сихъ поръ въ нашемъ простонародьи, въ его суевѣріяхъ, какова вѣра въ лѣшихъ, русалокъ, во всевозможные предвѣстники несчастій, бѣдъ, дурной или хорошей погоды. Конечно, лучше, если бы и этого не было въ народномъ сознаніи, но большой бѣды нѣтъ въ этихъ суевѣріяхъ; они не мѣшаютъ народу имѣть чисто христіанскіе воззрѣнія на всѣ стороны жизни, оцѣнивать все сообразно ученію евангельскому, любить Христа и слушаться Его заповѣдей.

Не у народа нашего языческія суевѣрныя воззрѣнія, а именно у нашихъ европейскихъ просвѣтителей. Эти суевѣрія касаются нравственной оцѣнки жизни и идутъ въ полный разрѣзъ съ ученіемъ Евангелія. Христосъ говоритъ: «Блаженни нищіе духомъ», они-же считаютъ позоромъ не отвѣтить обидчику или даже не смыть кровью нанесеннаго оскорбленія. Заповѣдь повелѣваетъ: «не укради» — а у насъ считаютъ ее обязательною лишь въ той мѣрѣ, когда ея нарушеніе ведетъ человѣка подъ судъ; сказано: «не прелюбы сотвори», а у насъ смѣются надъ цѣломудріемъ и боготворятъ всѣ сильныя и увлекательныя страсти.

Что же касается до суевѣрій миѳологическихъ, то въ обществѣ ихъ не меньше, чѣмъ въ народѣ, только они переняты отъ нѣмцевъ, французовъ и итальянцевъ; тринадцатый гость за столомъ, тяжелый день — понедѣльникъ; всякія свадебныя примѣты — чѣмъ-же все это отличается отъ суевѣрій мужицкихъ? А столоверченія? А магнетизмъ съ его безумными вызовами умершихъ? Здѣсь-ли язычество или у народа, который ждетъ помощи отъ Бога и святыхъ, а не отъ безумнымъ выдумокъ психопатовъ. Народъ русскій, вопреки учебнымъ выдумкамъ о немъ, съ изумительною, безпримѣрной въ исторіи народовъ, быстротой усвоилъ христіанскія воззрѣнія, христіанскую мудрость. Онъ уже въ XI вѣкѣ превратилъ всю Русь въ одинъ громадный монастырь и исполнилъ на дѣлѣ слово Златоуста о томъ, что міряне должны отличаться отъ монаховъ только тѣмъ, что живутъ съ женами.

Сыновья Владиміра, Борисъ и Глѣбъ прочитывали ежедневно, даже во время походовъ, всѣ дневныя службы; самъ Владиміръ раздавалъ имущество бѣднымъ, ходилъ по городамъ съ проповѣдью христіанства и даже разбойниковъ не рѣшался казнить, въ надеждѣ на ихъ покаяніе. По своей вѣрѣ, горячей и глубоко смиренной, Россія наша можетъ быть сравнена съ тѣмъ сотникомъ, вѣрѣ котораго удивился Самъ Христосъ. Сотникъ сказалъ Ему: «Господи, я не достоинъ, чтобы Ты вошелъ въ домъ мой, но скажи слово и слуга мой будетъ здоровъ». Христосъ обернулся къ евреямъ и сказалъ: «истинно говорю вамъ, что и во Израилѣ не нашелъ Я такой вѣры». Наша русская жизнь была чисто провославная, свободная отъ языческихъ заблужденій, а все грязное и языческое идетъ къ намъ широкой рѣкой съ Запада и вливается въ русскую жизнь чрезъ разные пріемники новыхъ учрежденій.

Можетъ быть это духовное разложеніе убьетъ и вовсе христіанскую вѣру у насъ, но за свою собственную вѣру каждый самъ отвѣтитъ, а потому будемъ хранить ее, какъ величайшее сокровище, независимо отъ того, какое начало будетъ одолѣвать въ жизни общественной, и будемъ знать, что не древность наша, а новое время подобно ненавистному христіанамъ язычеству.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Почаевскомъ Листкѣ» № 34, 1908.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 196-197. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.