Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Рѣчь, произнесенная послѣ 21-й бесѣды миссіонеровъ со старообрядцами — въ Петербургѣ, въ залѣ Калашниковской биржи
[1].
(Въ сокращеніи).

Согласно условіямъ бесѣдъ я не могъ вмѣшиваться въ споръ, а только дѣлать заявленія, когда собесѣдники касались меня лично; на ихъ же отвѣты по моимъ заявленіямъ я тоже не считалъ себя въ правѣ возражать, хотя сердце мое наполнялось избыткомъ словъ, которыя просились на уста. Теперь скажу прощальное слово, чтобы, во-первыхъ, вложить въ сердца слушателей, какъ православныхъ, такъ и старообрядцевъ мирныя чувствованія, если они возмущены горячностью споровъ, а во-вторыхъ, чтобы исполнить послушаніе владыкѣ-митрополиту, благословившему мнѣ закончить бесѣду. Ни слова о преимуществахъ нашей вѣры предъ старообрядчествомъ я не скажу, дабы не нарушить принятыхъ условій бесѣдъ: но всѣмъ вамъ, добрые люди разныхъ вѣръ, скажу спасибо за ваше вниманіе, за ваше усердіе къ слову Божію. Вы переполняли огромной толпой наши обширныя залы; по 4 часа выстаивали почти ежедневно въ теченіе цѣлаго мѣсяца въ глубокомъ вниманіи къ духовной бесѣдѣ, забывая объ утомленіи трудового дня, а нерѣдко и лишая себя дневного заработка. Не театры, не увеселенія развратнаго города привлекали ваши сердца, а разсужденіе о томъ, что есть единое на потребу.

Хвалю васъ особенно за то, что вы такъ твердо слѣдовали своей преданности слову Божію въ наше безвѣрное время. О, конечно, многіе и даже большинство изъ васъ слышали безумные глаголы: «чего вы слушаете о томъ, что касается жизни загробной, которой можетъ быть и нѣтъ, занимайтесь вопросами современной жизни, политической и торговой, а вѣру оставьте старухамъ и дѣтямъ». Вы не пошли, русскіе люди, за этими голосами безбожниковъ, для коихъ «богъ — чрево» (Флп. III, 13); вы помнили, что все, о чемъ они суетно заботятся, не пойдетъ за нами въ гробъ, а для души безсмертной вся эта суета ничего не даетъ, кромѣ грѣха и страстей. «Не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ», отвѣчали вы имъ: «но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ» (Матѳ. IV, 4).

Да и не дивлюсь я тому, что не всѣ жители столицы «послѣдовали современному нечестію и разврату» (2 Петр. II, 2); трудно изъ русскаго сердца вырвать любовь ко Христу, стремленіе къ небу, благоговѣйную память о святыхъ и ревность о подражаніи ангеламъ. Болѣе дивлюсь тому, что вы отвергли другое искушеніе, болѣе опасное, которое, какъ сладкій ядъ, вливаютъ въ уста народа лицемѣрные сектанты и многіе глупые наши интеллигенты. «Зачѣмъ вы ходите на бесѣду о догматахъ, о соборахъ, о постановленіяхъ отеческихъ, о старыхъ книгахъ, о перстахъ? Слушайте о Христѣ, о спасеніи души, читайте только Новый Завѣтъ, а не церковное преданіе, носите Христа въ сердцѣ, а не въ пальцахъ», вотъ что говорили они вамъ. Какъ будто бы и разумныя слова, но нѣтъ въ нихъ правды. «Умякнуша словеса ихъ паче елея, и та суть стрѣлы» (Псал. LIV, 22). Что имъ отвѣчали вы, добрые слушатели? Вы чувствовали, что неправильно они говорятъ, а отвѣтить, пожалуй, и не съумѣли. Отвѣчайте же имъ такъ: Христа мы и сами знаемъ, словеса Его сладчайшія лобызаемъ и омываемъ слезами, заповѣди Его чтимъ, пречистой страсти Его поклоняемся умиленно и о воскресеніи его радуемся. Не умѣемъ мы чувствительно говорить объ этомъ: проста и сурова наша рѣчь — застѣнчива наша бесѣда о сердечныхъ чувствахъ, но память о Христѣ Богѣ и внутреннее призываніе Желаемаго и Сладчайшаго не покидаетъ нашего сердца, а если оно иногда и отступитъ отъ Него, то паки притекаетъ, терзая себя покаянною скорбію. Вотъ у васъ такъ Его нѣтъ въ сердцѣ, а только въ устахъ вашихъ, привыкшихъ къ лицемѣрію, ибо устами вы чтите Его, а сердце ваше, исполненное озлобленіемъ, противленіемъ и гордынею, оно, черствое и замкнутое, далече отстоитъ отъ Него. — Мы потому не споримъ о нашемъ Спасителѣ, что въ любви къ Нему не разнствуемъ между собою — православные и старообрядцы всѣхъ согласій: но знаемъ мы изъ святого Евангелія, что дойти до Него невозможно, внѣ Его церкви, и въ ней-то мы желаемъ утвердиться — одни; или ее отыскать — другіе. Всѣ мы знаемъ, что со Христомъ жила наша священная древность, когда были Вселенскіе Соборы, когда были исповѣдники и мученики, когда преп. отцы распинали плоть со страстьми и похотьми, когда терпѣли всякую тѣсноту и скорбь царствія ради небеснаго, когда не лгали, а истинно любили, когда не хвалились а дѣлали. Вотъ мы и хотимъ знать, кто ближе соприкасается къ той благодатной жизни древней церкви, гдѣ сохранился тотъ священный огонь, то общеніе со Христомъ и святыми, которыми опредѣляется истинная церковь. Сомнѣвающіеся ищутъ ее, а удостовѣренные призываютъ въ нее заблуждающихся, по ихъ мнѣнію, братій.

А посему, если всѣ мы исполнены такою ревностію, то не держите злой памяти другъ на друга, если въ спорѣ о вѣрѣ были иногда допускаемы слова гнѣва, даже лукавства или насмѣшки. Лучше, если бъ этого не было, но если что и было, то это допущено по ревности, хотя и не по разуму (Рим. X, 2). Вѣдь мы говорили о предметахъ для насъ не безразличныхъ, но о томъ, что всего дороже, о путяхъ спасенія. И если не объединились между собою многіе въ избраніи пути сего, то будьте братіе едино, хотя бы въ томъ, чтобы этотъ духъ ревности о Богѣ, о церкви, о святыхъ, о Пресвятой Богородицѣ хранить и возгрѣвать, а Онъ, нашъ Милосердый Отецъ, и Спасителъ нашъ Господь Іисусъ Христосъ, и Божественный Духъ, озаряющій наши умы, да приведетъ всѣхъ въ познаніе истины по молитвамъ святыхъ.

Примѣчаніе:
[1] Напечатана въ «Прибавленіяхъ къ Почаевскому Листку» № 52, 1908 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 198-200. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.