Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Наcтавленіе новобранцамъ изъ Волынcкой епархіи
[1].

Христолюбивые воины! Господь призвалъ васъ на подвигъ: учиться военному искусству и защищать нашу родную землю отъ враговъ видимыхъ — иноплеменниковъ, и враговъ внутреннихъ — бунтовщиковъ. Въ мирное время должны вы въ трудѣ и послушаніи, вдали отъ родныхъ домовъ и семействъ, упражняться въ военномъ дѣлѣ; а во время военное, если нашъ Царь пошлетъ васъ въ походъ на непріятелей, или на усмиреніе мятежниковъ, вы должны жертвовать и здоровьемъ и самою жизнью для исполненія священной присяги и для спасенія Руси православной.

Тяжелый подвигъ, но и великая честь! Печально удаленіе отъ родни своей и своего дома, но зато близка вамъ будетъ вся земля русская, которую оберегать и защищать судилъ вамъ Господь. Идите-же на подвигъ съ радостною покорностью волѣ Божіей; помните, что безъ Его воли и волосъ не упадетъ съ головы человѣка. Если Онъ всеблагій устроитъ такъ вашу жизнь, чтобы идти вамъ на военную службу, то значитъ это нужно было для вашей души для вашего спасенія. Богъ такъ и жизнь нашу устраиваетъ, и смерть намъ тогда посылаетъ, чтобы все служило на пользу душѣ нашей. Только, если мы сами противимся волѣ Божіей, это бываетъ намъ во вредъ и погибель; также, если, хотя и покоримся, но съ ропотомъ или досадой. Посему скажите каждый самъ въ себѣ: «Господи, я съ покорностью иду на тяжкій подвигъ и радъ по Твоей волѣ умереть за вѣру, царя и отечество: только помоги мнѣ достойно понести военное послушаніе и безбоязненно встрѣтить врага, если суждено мнѣ идти на войну или на усмиреніе».

Если такъ, братіе, помолитесь Богу, если заранѣе обречете себя на смерть, то будете славными храбрецами и побѣдителями. Не то войско одолѣваетъ врага, которое ищетъ земной славы или хищнической наживы, а то, которое заранѣе обрекло себя на смерть, если бы она потребовалась для пользы отечества. Войско, не боящееся смерти, непобѣдимо: оно спокойно, разсудительно, исполнено единодушія и и послушанія.

Васъ русскихъ людей нечего много учить тому, какъ устроить свою душу, чтобы не бояться смерти. Отцы и дѣды ваши не знали наукъ мірскихъ, не знали и грамоты, но эту великую науку, какъ жить и какъ умирать, знали твердо. Смерти простые русскіе люди не боялись вотъ уже 900 лѣтъ, именно съ тѣхъ поръ, какъ приняли Христову вѣру. Они знали, что смерть есть переселеніе отъ временной жизни къ вѣчной и готовились къ этому переселенію покорно и радостно. Они понимали земную жизнь, какъ крестъ, который положенъ на насъ отъ Бога, и знали, что отъ этого креста облегчается человѣкъ только при кончинѣ, а потому всего болѣе заботились о томъ, чтобы кончина ихъ была праведная. Вотъ почему они умирали безъ страха во время мирное и были непобѣдимы на ратномъ полѣ по своему безстрашію. Знаменитый французскій завоеватель Наполеонъ Бонапартъ ни одному народу такъ не дивился за его храбрость и стойкость, какъ народу русскому. «Русскій солдатъ», говорилъ онъ: «и убитый стоитъ предъ тобой, пока врагъ его убитаго не свалитъ».

И вы, любезные новоначальные воины, будете непобѣдимою арміей нашего Царя, если сохраните вѣру своихъ отцевъ и дѣдовъ. А чтобы ее сохранить, чтобы помнить, что наша земная жизнь не праздникъ, а крестъ, посланный отъ Бога, для этого надо хранить воздержаніе и чистоту души, какъ хранили наши предки; для этого надо любить работу и ученье, а не полагать свое счастье въ томъ, чтобы отдохнуть побольше, или напиться пьянымъ или путаться съ развратными женщинами. Отъ такихъ пороковъ душа распадается, становится привязанною ко всему земному, а во время смертной опасности впадаетъ въ страхъ и отчаяніе.

Былъ у древняго Израиля великій богатырь, благословенный Богомъ Сампсонъ: онъ одинъ избавилъ цѣлыя полчища враговъ, имѣя отъ Бога чудесную силу. Но когда онъ отдалъ сердце свое распутной женщинѣ и она обольстила его, то Господь отнялъ отъ него эту силу и богатырь былъ взятъ въ плѣнъ язычниками и ослѣпленъ.

Не дай Господи, чтобы служба военная развратила ваши души! не дай Господи, чтобы вы вернулись послѣ нея испорченными, нечестивыми безстыдниками, лѣнтяями! Тогда загублена будетъ и ваша жизнь, и ближніе будутъ тяготиться вами, будутъ называть перевертнями, французами, пьяницами.

Старайтесь же о томъ, чтобы на военной службѣ сохранить все то доброе, русское-святое, чему научили васъ въ деревнѣ родители, священникъ и всѣ православные христіане: сохранить русское терпѣніе, благочестіе, смиренномудріе, правдивость, прощеніе обидъ, почитаніе начальства, послушаніе старшимъ, упованіе на Бога и безстрашіе къ смерти. А сверхъ того пріобрѣтайте и новую мудрость на службѣ военной. Учитесь грамотѣ, учитесь Божію закону, узнавайте всякую разумную науку книжную, сохраняя въ чистотѣ и ту неписанную науку христіанской добродѣтели, которую видѣли у своихъ смиренныхъ отцовъ и дѣдовъ. Тогда исполните слово Господне о томъ, что христіанская мудрость должна соединять и старое и новое. (Матѳ. XIII, 52).

Но внимая ученію, которое будутъ вамъ преподавать ваши начальники, удаляйтесь лжеучителей, которые тоже будутъ вязаться къ вамъ, желая погубить ваши души. Кто же эти лжеучители? Это бунтовщики, желающіе разстроить русское войско, а воиновъ переманить на свою сторону и натравить ихъ противъ своего православнаго русскаго Царя.

Они представятся вамъ друзьями, доброжелателями, начнутъ сѣтовать: «какая тяжкая ваша служба, какъ васъ скудно кормятъ и плохо одѣваютъ, какъ васъ обижаютъ, обходятся съ вами грубо, не жалѣютъ» и прочее. Такъ обольщалъ и змѣй нашихъ праотцевъ Адама и Еву; они послушались его, нарушили волю Божію и изгнаны были изъ рая вмѣстѣ со всѣмъ человѣческимъ родомъ. — Никогда не считайте другомъ своимъ того, кто разслабляетъ вашу душу, кто внушаетъ вашему сердцу злую зависть, кто научаетъ роптать на свою судьбу и противиться начальству. Скажите ему такъ: «если любишь меня, то поддержи во мнѣ бодрость, научи Христову терпѣнію, внуши мнѣ усердіе къ работѣ, а съ помощниками дьявола-искусителя я и говорить не желаю и читать вашихъ книжекъ не буду, потому что это все равно, какъ если бы пить змѣиный ядъ, и даже того хуже: ядъ убиваетъ здоровье, а ваши скверныя книжонки и прокламаціи убиваютъ совѣсть въ человѣкѣ и ведутъ къ погибели его душу». Особенно опасайтесь тѣхъ, которые постараются васъ разжалобить напоминаніемъ о семействѣ, о томъ, въ какомъ сиротствѣ оно останется, если васъ убьютъ на походѣ. Таковымъ отвѣчайте словами 36-го псалма Давидова: «я былъ молодъ и состарѣлся, и не видѣлъ праведника оставленнымъ и дѣтей его просящими хлѣба» (Псал. 36, 25). По слову Божію у Господа незабыта и малая птичка, а христіанскія дѣти и сироты христолюбиваго воина никогда въ бѣдѣ не будутъ.

Есть, братіе, еще другой видъ лжеучителей, которые начнутъ говорить тебѣ о Христѣ и о евангеліи, и о добродѣтели, но постараются отвести душу твою отъ православной вѣры и сдѣлать тебя штундистомъ, т. е. преслушникомъ Православной Церкви, о которой сказалъ Господь: если же кто Церковь преслушаетъ, да будетъ онъ для тебя, какъ язычникъ и мытарь (Матѳ. XVIII, 17). Эти притворщики не чтутъ заповѣдей Божіихъ: не постятся, не крестятся, не причащаются св. Таинъ, не Мѵропомазуются, не почитаютъ Пресвятую Богородицу и святыхъ угодниковъ; представляясь ласковыми, они злы и горды. Если начнешь обличать ихъ за обманъ, они такъ и задрожатъ отъ злобы и тѣмъ обличаютъ, что нѣтъ въ нихъ евангельскаго духа, а одно сатанинское притворство, какъ говоритъ Апостолъ Павелъ: «Самъ сатана принимаетъ видъ ангела свѣта; а потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды, но конецъ ихъ будетъ по дѣламъ ихъ» (2 Кор. XI, 14. 15). Что-бы распознать такого лжеучителя, если онъ не признается, что онъ штундистъ или иной сектантъ, вели ему осѣнить себя крестомъ и сказать молитвенно: «Пресвятая Богородица, спаси насъ». Этого онъ ни за что не сдѣлаетъ и тѣмъ обличитъ себя.

Еще третьяго рода бываютъ лжеучители, свои же испорченные товарищи-солдаты, именно тѣ, которые будутъ подговаривать тебя на обманъ начальства, на воровство, или на пьянство, или на развратъ. Они постараются воспользоваться твоею деревенскою робостью и осмѣять твою трезвость и цѣломудріе; начнутъ тебя убѣждать въ томъ, что тотъ и не солдатъ, который не бываетъ пьяный и не таскается съ блудницами. Не вѣрь такимъ и не стыдись ихъ насмѣшекъ, постыдись того, о чемъ говоритъ Писаніе: «Стыдитесь предъ отцемъ и матерью блуда, предъ начальникомъ и властелиномъ міра, предъ судьей и княземъ — преступленія, предъ церковью и народомъ — беззаконія, предъ товарищемъ и другомъ — неправды, предъ сосѣдями — кражи; стыдитесь сего и предъ истиной Бога и завѣта Его» (Сир. XLI, 21-23), и далѣе сказано: «Стыдись обмана при займѣ и отдачѣ... смотрѣнія на распутную женщину, отвращенія лица отъ родственника, отнятія (чужой) доли и дара, помысла на замужнюю женщнну» (Сир. XLI, 24-26).

Вотъ если будешь такъ чувствовать и жить, то будешь истинный православный воинъ, русскаго народа достойный защитникъ и Царю нашему вѣрный слуга. А Царь нашъ и родная земля наша нуждается теперь въ христолюбивыхъ безстрашныхъ воинахъ больше, чѣмъ прежде. И знаютъ наши враги-революціонеры, что не одолѣть имъ Руси православной, которую они такъ злобно ненавидятъ, пока не развратятъ ея воинства.

Стѣной, дружной, братской стѣной стойте противъ нихъ, Христовы воины! На васъ съ отеческою любовію взираетъ Царь православный. Какъ родныхъ дѣтей своихъ навѣщалъ онъ четыре года тому назадъ свои полки по всей широкой землѣ Русской и раздавалъ имъ отъ себя на благословеніе святыя иконы.

Не посрамите же собой царскаго довѣрія, не обманите православнаго народа, который положился на вашу защиту! Народъ русскій надѣляетъ васъ святыми крестиками на подвигъ ратный и освященная рука возложитъ эти кресты на ваши груди. Носите и въ сердцахъ своихъ Христовъ крестъ, вспоминайте о немъ во дни печали или искушеній и осѣняйте себя знаменіемъ крестнымъ. Обреките себя на подвигъ съ молитвой, и подвигъ будетъ для васъ не тяжекъ, а радостенъ; служба будетъ не мукой, а свѣтлымъ утѣшеніемъ, и вернувшись въ свое время опять къ домамъ своимъ, будете вы съ любовію и благодарностью разсказывать о военной службѣ своимъ дѣтямъ и внукамъ и ихъ учить вѣрности Богу любви къ святой родинѣ и послушанію Самодержавному Царю нашему. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Почаевскомъ Листкѣ» № 39-40, 1908 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 200-204. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.