Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Рѣчь, сказанная Его Императорскому Величеству, Государю Императору при всеподданнѣйшемъ представленіи мѣстнаго населенія на станціи Коростень 25 іюня 1909 года
[1].

Благочестивѣйшій Государь!

Древнѣйшій удѣлъ Святой Ольги въ первый разъ послѣ своего возвращенія подъ державу своихъ природныхъ царей, Твоихъ предковъ, имѣетъ счастье привѣтствовать своего Государя на своей Древлянской землѣ.

Почти 120 лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ прадѣды предстоящаго Тебѣ здѣсь смиреннаго народа освободились отъ чуждой имъ иновѣрной власти и наслаждаются свободнымъ исповѣданіемъ нашей Божественной вѣры, но и до сего дня еще не вполнѣ успѣли они отрѣшиться отъ нѣкоторой подавленности и робости духа, не вполнѣ еще слились съ широкою душой единокровнаго и единовѣрнаго съ ними великорусскаго племени.

Но въ одномъ отношеніи они ничѣмъ не различаются отъ потомковъ старой Московской Руси. Одно убѣжденіе, одно чувство съумѣли послѣдніе очень скоро привить всѣмъ своимъ освобожденнымъ собратьямъ, чрезъ предѣлы которыхъ Ты, Государь, прослѣдовалъ вчера и сегодня. Ты видѣлъ, Государь, по Твоему пути различныя русскія племена, въ различныхъ одеждахъ, съ различными нарѣчіями, но всѣ они объединены этимъ общимъ со всею Россіей чувствомъ.

Что-же это за чувство? Чувство безпредѣльной, умиленной, нѣжной любви къ своему Царю, Божіему Помазаннику, Самодержавному Преемнику престола Св. Ольги и Равноапостольнаго Владиміра. — Это чувство, Государь, потому такъ безкорыстно, такъ возвышенно и свято, что оно зиждется на глубокомъ всенародномъ убѣжденіи въ чисто христіанскомъ значеніи Твоего Самодержавія.

Претерпѣвая различныя житейскія нужды и обиды, неизбѣжныя для всѣхъ людей, но особенно многочисленныя и тяжелыя въ жизни людей простыхъ и бѣдныхъ, Твой народъ, почерпаетъ себѣ источникъ утѣшенія и терпѣнія въ той увѣренности, что сила и богатство могутъ подавлять правду не вездѣ. Онъ убѣжденъ, что не только на небѣ у Господа Бога, но и на землѣ у его Бѣлаго Царя, Божія Помазанника, власть совпадаетъ съ правдою, сила руководится милосердіемъ; — что здѣсь не можетъ случиться обиды бѣдняку, ни поддержки лукавству и нечестію.

Вотъ при какомъ убѣжденіи живутъ различныя россійскія племена, вотъ какою мыслью утѣшаютъ они себя въ своихъ невзгодахъ и лишеніяхъ: Твоею, Государь, славою, облеченною въ одежду евангельской правды, утѣшаются народы, какъ-бы своею собственною, и въ этомъ заключается объясненіе тому, почему они съ такимъ ненасытимымъ восторгомъ любуются на Тебя, любуются безкорыстно, молчаливо, благоговѣйно.

Изъ лѣтописей Твоей страны, Государь, мы знаемъ, что впервые Царственная власть на Руси преклонилась въ послушаніе Христовымъ заповѣдямъ правды и милосердія въ лицѣ Святой Ольги, которой память свято хранится здѣсь въ ея древнемъ удѣлѣ. Прими-же отъ земли Древлянской ея святую икону, а ея святыя молитвы да укрѣпляютъ Тебя въ Твоемъ царственномъ подвигѣ на радость и утѣшеніе Твоего народа.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Волынскихъ Епарх. Вѣдомостяхъ» № 27. 1909 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 211-213. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.