Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
Храмъ славы и храмъ скорби
[1].

Отрадно намъ, братіе, молиться вмѣстѣ въ этомъ святомъ храмѣ, который воздвигла благоговѣйная рука, какъ пріятную жертву Богу за души убіенныхъ безбожниками христіанъ — вѣрныхъ русскихъ гражданъ. Съ этого года два храма въ первопрестольной столицѣ являются памятниками знаменательныхъ событій нашей гражданской исторіи: древній Покровскій соборъ, именуемый «Василія Блаженнаго», и этотъ, вновь построенный въ честь Пресвятыя Богородицы «Отрада и Утѣшеніе». Эта двоица святыхъ храмовъ знаменуетъ собою и свѣтъ, и тѣни нашей родной исторіи, нашей земли.

Скажемъ прежде о первомъ. Не всѣмъ вамъ, вѣроятно, извѣстно, что сегодняшній праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы сталъ великимъ праздникомъ не издревле, а со времени того событія, въ память котораго созданъ тотъ Покровскій храмъ, т.-е. со времени взятія татарской Казани царемъ Иваномъ Грознымъ. Событіе это было великое потому именно, что съ него началось постепенное одолѣніе христіанства надъ исламомъ, уже поработившимъ Церкви Восточныя и все еще не уступавшимъ до того дня Московскому царству. Разоривъ теперь осиное гнѣздо татарскаго богоборнаго племени, наши предки поняли, что этимъ событіемъ со всею уже ясностью опредѣлилось великое призваніе Русской земли объединять постепенно у подножія Христова всѣ восточныя народности, всѣ восточныя культуры подъ водительствомъ Бѣлаго Царя. Немедленно отправились въ Казань, въ сопровожденіи церковныхъ святынь, великіе подвижники благочестія: Гурій, Варсонофій и Германъ, устроили тамъ церкви и монастыри и свѣтомъ своего вдохновеннаго ученія и ангельской святости привлекали ко святому крещенію толпы за толпами различныхъ инородцевъ. Русскіе поняли, что теперь уже не отдѣльными ручейками, а широкою волною будетъ вливаться въ церковное море жизнь и вѣра племенъ Заволжья и Сибири и будетъ безпрепятственно продолжаться дѣло св. Стефана Пермскаго и подобныхъ ему богопроповѣдниковъ прежнихъ вѣковъ. — И вотъ наши предки рѣшили, съ одной стороны, отклонить отъ себя всякую тѣнь превозношенія славною побѣдою и завоеваніемъ, но все это приписать Божественному промышленію, а съ другой стороны — запечатлѣть свое свѣтлое упованіе на то, что Москва, готовившаяся тогда провозгласить себя третьимъ и послѣднимъ Римомъ, должна стать средоточіемъ грядущаго всемірнаго и свободнаго единенія людей въ прославленіи Божественнаго Искупителя. Свое рѣшеніе Царь и народъ выполнили построеніемъ благолѣпнаго собора на Красной площади, справедливо признаваемаго восьмымъ чудомъ въ свѣтѣ. Благоговѣйное вдохновеніе русскихъ мастеровъ превзошло всѣ ожиданія и понынѣ изумляетъ зрителей. Предъ нами стоитъ церковное зданіе, котораго части представляютъ собою полное разнообразіе отъ земли до верхнихъ крестовъ, но въ цѣломъ составляютъ дивное единство — единый стройный вѣнокъ — вѣнецъ Христовой славы, провозсіявшей въ побѣдѣ русскихъ надъ агарянами. Множество куполовъ возглавляютъ ту церковь: есть тамъ куполъ мавританскій, есть индійскій, есть очертанія византійскія, есть и китайскія, а посрединѣ высится надъ всѣми ними куполъ русскій, объединяющій все зданіе. — Ясенъ замыселъ этой геніальной постройки: Святая Русь должна объединить всѣ восточные народы и быть ихъ водителемъ къ небу. Замыселъ этотъ, это сознанная нашими прадѣдами задача, данная Богомъ нашему народу, стала надолго руководящимъ началомъ ихъ государственнаго управленія, и внутренняго, и внѣшняго: царствованія послѣднихъ Рюриковичей и первыхъ Романовыхъ ознаменовались благодатнымъ просвѣщеніемъ магометанъ и язычниковъ Сѣвера и Востока, поддержкой древнихъ христіанъ Востока и Юга и защитой русскихъ христіанъ Запада, угнетенныхъ еретиками. Расширялась и крѣпла Святая Русь, распростиралась она вширь, какъ орлиныя крылья; все ярче блисталъ въ глазахъ сыновъ ея крестъ родной главы у Василія Блаженнаго, трепетали ея нечестивые враги на Югѣ и на Западѣ; поднимались къ ней умоляющія руки подъяремныхъ братьевъ-христіанъ: грековъ, славянъ и арабовъ; Москва видѣла въ своихъ стѣнахъ въ разное время всѣхъ четырехъ восточныхъ патріарховъ и на многихъ языкахъ слушала литургію въ своихъ храмахъ. Но вотъ насталъ печальный переломъ, плачевное отклоненіе русской жизни отъ своего призванія; столица перешла къ предѣламъ пакостныхъ чухонцевъ; удалилась отъ древнихъ святынь и чудотворныхъ ликовъ, отъ хранимаго здѣсь Христова хитона и «земнаго неба», подъ сводами котораго помазываются цари на царство. Да! и вмѣсто того, чтобы просвѣщать истиннымъ христіанствомъ бусурмановъ, правящая Россія сама пошла на выучку къ еретикамъ, стала чужда своей исторіи и своей церкви, и своему народу, котораго надолго обратила въ раба онѣмеченнымъ барамъ.

Но и этому недоброму увлеченію началъ приходить конецъ. Сперва шарахнулся, отшатнулся отъ новой столицы народъ русскій, но затѣмъ, перекрестясь, двинулся въ нее со своимъ русскимъ духомъ, а когда провели въ нее заморскую желѣзную дорогу, то, почуявъ въ ней уже свое владѣніе и затѣмъ свободу отъ крѣпостнаго права, нашъ мужикъ двинулся туда широкою волною и залилъ собою, своимъ русскимъ, мужицкимъ бытомъ нѣмецкій городъ. Появились и тамъ русскія святыни, взлетѣли подъ самое небо высокія колокольни, загудѣли тысячепудовые колокола, засіяли оклады на новоявленныхъ чудотворныхъ иконахъ, задымился ѳиміамъ надъ могилами мѣстныхъ праведниковъ и праведницъ; обрусѣлъ и приморскій Питеръ. Пошелъ онъ вслѣдъ за Москвой исполнять старое русское дѣло — вызволять христіанъ изъ-подъ власти турокъ. Оставалось и въ той столицѣ ставить подобіе Покровскаго собора, — хотя бы и на мѣстѣ убіенія Царя-мученика, котораго кровь, вмѣсто ожидавшагося нашими внутренними врагами колебанія Верховной Власти, еще болѣе привязала къ ней народъ, еще крѣпче связала послѣдній съ древними упованіями и преданіями нашей страны и съ Царственною Династіей. Слава нашей страны опять загремѣла по вселенной: друзья взирали на нее съ надеждой, а враги съ трепетомъ. Но... но настали попущеніемъ Божіимъ и ухищреніями нашихъ внутреннихъ враговъ времена иныя. Когда заканчивался многоглавый славный храмъ на крови Мученика-Царя въ новой столицѣ, пришлось въ старой столицѣ закладывать церковь другую, церковь великой скорби, храма слезъ и горестнаго покаянія, тотъ храмъ, въ которомъ предстоимъ мы сегодня — русскіе люди!

Прекрасенъ и этотъ храмъ: строго византійскій его стиль возноситъ мысль къ небу, къ ангеламъ, къ свѣтлому раю; но, кромѣ прекрасныхъ иконъ Божіихъ угодниковъ, мы видимъ здѣсь и нѣчто необычное: мы видимъ множество огромныхъ мраморныхъ досокъ съ безчисленными надписями именъ и фамилій, — цѣлыя книги именъ. Что это за книги? Увы, это книги «великой скорби» нашей! — Это имена убитыхъ мужественныхъ воиновъ, слугъ царевыхъ и мирныхъ гражданъ, даже иногда незлобивыхъ дѣтей, звѣрски умерщвленныхъ, не турками, не японцами, а своими же согражданами, которые, стали для отчизны своей лютѣйшими врагами, возненавидѣвшими Россію и всѣхъ ея защитниковъ, всѣхъ ея мирныхъ гражданъ.

Пусть же украсится этотъ благолѣпный храмъ еще однимъ священнымъ изображеніемъ. Пусть во всю его западную стѣну напишется въ свое время, взамѣнъ образа Страшнаго Суда, изображеніе иное. Я желалъ бы найти на ней видѣніе апостола Іоанна изъ Апокалипсиса, видѣніе небеснаго жертвенника и предъ нимъ души убіенныхъ за свидѣтельство Іисуса и вопіющихъ Богу: «доколѣ, Господи, Ты не отмщаешь за кровь нашу живущимъ на землѣ?»

А этой крови, какъ свидѣтельствуютъ надписи на стѣнахъ, цѣлое море. Тутъ и кровь царственная, пролитая въ Кремлѣ московскомъ, и кровь святительская, пролитая на погибельномъ Кавказѣ, кровь въ городахъ, кровь въ селеніяхъ, кровь въ мирныхъ домахъ, и въ темномъ лѣсу, и на пути, и на морѣ, и въ храмахъ Божіихъ.

Но, если храмъ сей, въ противоположность храму Василія Блаженнаго, является не памятникомъ исторической радости нашей страны, а памятникомъ ея горя, ея униженія, ея позора внутри и снаружи, предъ нашими враждебными сосѣдями: то все же онъ сохраняетъ свое подобіе съ тѣмъ древнимъ памятникомъ нашей славы въ томъ отношеніи, что онъ, подобно тому храму, все-таки является выразителемъ и свѣтлаго упованія.

Богу преклонили наши предки свою славу. «Не намъ, не намъ, но имени Твоему даждь славу», возопили они, увѣнчивая крестами разнообразные тринадцать куполовъ Покровскаго собора. И за это свое смиренное отреченіе отъ самолюбиваго чувства побѣдителей они были взысканы обильнымъ исполненіемъ своего упованія на полтора вѣка и болѣе. Точно также и нынѣ предъ Господнимъ подножіемъ повергаетъ Русь свою скорбь благословеннымъ усердіемъ великодушнаго строителя сей благолѣпной церкви. Вседержителю приносимъ мы свою жалобу на злодѣевъ и отъ Него ожидаемъ защиты! Тотъ народъ еще не погибъ, который можетъ такъ чувствовать и сыны котораго умѣютъ такъ увѣковѣчить свое чувство. Эти камни, эти своды, эти надписи вопіютъ на небо и потрясаютъ души молящихся призывомъ къ тому, чтобы, не взирая ни на что, держаться твердо завѣщанія нашихъ предковъ, завоевателей агарянскаго царства, любить и отстаивать Русь святую, православную, а не ту смрадную, грязную клоаку, въ которую хотятъ обратить ее наши внутренніе враги.

Съ такимъ именно намѣреніемъ собрались на эти дни въ Москву на совѣщаніе, а сегодня въ сей святой храмъ на молитву, русскіе патріоты. Будетъ ли успѣхъ ихъ предпріятію? Будетъ, но вотъ при какомъ условіи.

Въ прежнія времена, задаваясь какимъ-либо дѣломъ, русскіе спрашивали: согласно ли оно съ Божьими законами? и этимъ вопросомъ опредѣляли свое къ нему отношеніе. Во времена недавнія многіе изъ нашихъ соотечественниковъ замѣнили этотъ вопросъ, эту оцѣнку иною, низшею, но все же благородною: согласно ли то или иное намѣреніе съ долгомъ просвѣщеннаго человѣка, съ требованіями разума и науки? Ну, а въ настоящее время люди современные забыли о Божьихъ заповѣдяхъ, и о нравственно-разумномъ долгѣ, и о наукѣ, и проповѣдуя устами свободу, усвоили себѣ такую рабскую душу, что все поставили на оцѣнку выгоды и внѣшняго успѣха. Вмѣсто разумныхъ доводовъ за или противъ какого нибудь начинавія, они говорятъ: «большинство примкнетъ сюда: общество отнесется къ этому съ сочувствіемъ», или, напротивъ: «здѣсь вы останетесь одиноки; ваша мысль не будетъ никѣмъ принята». О томъ, вѣрна ли эта мысль? честна ли? право-ли будетъ большинство, одобривъ то и не одобривъ другое? — объ этомъ теперь нѣтъ дѣла современному русскому человѣку, а въ Европѣ и въ Америкѣ такіе вопросы и понимать перестали.

Дай Богъ, чтобы патріоты русскіе въ этомъ смыслѣ не были «современными». Но если и мы только такою логикой будемъ подкрѣплять наши симпатіи, наши убѣжденія, то дѣло наше погибнетъ, и лучше отойти отъ него, чѣмъ браться за него, подобно либераламъ-западникамъ, грязными руками выгоды и корысти. Наше дѣло будетъ успѣшно въ томъ лишь случаѣ, если на притворно-ироническій вопросъ глупца кадета: неужели вы надѣетесь возстановить теократическій патріотизмъ? вы отвѣтите такъ, какъ всѣ мы должны чувствовать, исповѣдывать и проповѣдывать.

«Мы вѣрны Христу и святымъ Его, и Родинѣ, и Самодержцу, и исконнымъ упованіямъ нашихъ предковъ, независимо отъ того, какая внѣшняя участь ожидаетъ насъ и Россію. Являемся-ли мы, какъ эта священная Церковь, первыми провозвѣстниками народнаго возрожденія, предтечами славнаго будущаго, когда Россія снова станетъ Русскою и православною благовѣстницею Христа для всей Азіи и Юго-Восточной Европы; или мы, напротивъ, послѣдніе исповѣдники этихъ высокихъ и святыхъ побужденій въ несчастной развращенной странѣ, обреченной въ скоромъ будущемъ на конечную погибель отъ червонныхъ валетовъ еврейской революціи, но мы останемся вѣрны тому, что требуетъ отъ насъ Божья правда, и не здѣсь, а на небѣ ожидаемъ себѣ вѣнцовъ. Мы будемъ радоваться, если образумившееся общество и народъ будутъ дружно возвращаться къ своимъ историческимъ основамъ: мы будемъ горько плакать, если зараза безбожнаго и безнравственнаго возстанія русскихъ безумцевъ противъ своей родины начнетъ умножаться, какъ чума: но если и огромное большинство добровольно кинется въ эту погибель, какъ Панургово стадо, какъ Гадаринскія свиньи, то мы за ними все-таки не пойдемъ».

Да, такъ говори русскій гражданинъ! Говори, какъ нѣкогда тѣ три блаженные отрока предъ Навуходоносоромъ, какъ Максимъ Исповѣдникъ предъ еретиками-моноѳелитами. «Если и вся вселенная пойдетъ по пути этого безумія, я одинъ не пойду за всѣми!» И какъ тѣ три великіе подвижника, истинно одни во всемъ мірѣ остались вѣрными Богу и прославили Его правду посреди огненной пещи, такъ и мы останемся вѣрны основамъ христіанской жизни русской, много ли, мало ли насъ будетъ.

Не убоимся мы стоять за истину, если и нашимъ именамъ суждено вписаться на эти страшныя мраморныя доски, если и нашей крови суждено слиться съ тою кровью, въ память которой воздвигнутъ сей храмъ.

И мы знаемъ, что если не на землѣ, то на небѣ, на послѣднемъ Божіемъ судѣ оправдано будетъ наше дѣло и обозначится благословенный успѣхъ нашего предпріятія. Но пусть знаютъ и враги наши, что и на землѣ непродолжителенъ и ненадеженъ успѣхъ тѣхъ, кто гонится за нимъ, а не за правдой; но онъ самъ отдаетъ себя въ руки тѣхъ, кто добровольно отъ него готовъ отречься, дорожа единою правдой, и если такъ мы опредѣлимъ свое отношеніе къ жизни, то не только для нашихъ душъ въ животъ грядущимъ, но и для нашей вѣры, для нашей родины въ жизни настоящей. При насъ ли, или послѣ нашей смерти наша самоотверженная ревность объ истинѣ явится зиждительною силою въ строеніи Церкви Божіей и Русской правды, какъ кровь древнихъ мучениковъ была сѣменемъ новыхъ христіанъ. И если суждено будетъ, чтобы православная страна нѣкогда увѣнчалась новымъ храмомъ Покрова, съ русскимъ главнымъ куполомъ среди куполовъ иностранныхъ, не какъ выраженіемъ надежды на будущее, а какъ обнаруженіемъ ея славы въ прошедшемъ и настоящемъ, то въ числѣ строителей сего духовнаго храма будутъ и ваши имена. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Слово, произнесенное 1 октября 1909 г. на праздникѣ русскихъ монархистовъ въ Богородичной церкви, сооруженной въ память слугъ царевыхъ, убіенныхъ крамольниками. («Напечатано въ газетѣ «Колоколъ»).

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 214-219. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.