Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

а) Слова общеназидательныя.
О націонализмѣ и патріотизмѣ
[1].

Заканчивая заупокойную молитву объ убіенныхъ собратьяхъ нашихъ по любви къ родинѣ и приступая къ началу молебнаго пѣнія нашему небесному покровителю, Святому Архистратигу Михаилу, сосредоточимъ свою мысль на значеніи этого событія въ жизни нашего народнаго союза.

Народный духъ или націонализмъ у другихъ современныхъ племенъ Европы является преобладающимъ началомъ ихъ общественной и государственной жизни, или, выражаясь по мірскому, ихъ политическою аксіомой, на которую стараются опираться всѣ вліятельныя политическія партіи. У насъ, напротивъ это начало должно завоевать себѣ право на признаніе, потому что противоположная ему космополитическая подражательность уже издавна овладѣла умами русскаго общества и оторвала его отъ народа, такъ что самое кажущееся возвращеніе нашихъ либеральныхъ партій къ началамъ національнымъ явилось у насъ тоже въ подражаніе народностямъ западнымъ.

Совсѣмъ инымъ духомъ проникнуты тѣ наши народные союзы, которые возникли на подлинныхъ историческихъ основахъ жизни народной, союзы консервативные, патріотическіе. Существенное различіе патріотизма русскаго да и вообще патріотизма восточныхъ народовъ и культуръ, отъ патріотизма племенъ и государствъ западныхъ, выросшихъ на началахъ римскаго язычества, заключается въ томъ, что для послѣднихъ самосохраненіе и внѣшнее усиленіе государства или племени является конечнымъ предметомъ ихъ вожделѣній, высшею цѣлью ихъ дѣятельности. Высока-ли такая цѣль? Что представляетъ она собою, какъ не расширенное себялюбіе, какъ не стадный эгоизмъ? Что за смыслъ бороться за силу и преобладаніе чеховъ среди нѣмцевъ или испанцевъ надъ португальцами, когда и та и другая народность имѣетъ и ту-же религію, и ту-же культуру.

Работать и бороться за одну изъ нихъ противъ другой только потому, что то мое, а то не мое, — это иногда пожалуй и естественно, но здѣсь нѣтъ ничего высокаго, вдохновляющаго, святого. Чѣмъ отличается эта борьба отъ прежнихъ боевъ Большой Охты съ Малой Охтой? Почему я долженъ былъ бороться за ту группу людей, которые лишь тѣмъ отличаются отъ своихъ и моихъ противниковъ, что говорятъ на одинаковомъ со мною нарѣчіи? Почему я не обязанъ объединяться съ тѣми людьми, которые подобны мнѣ, напримѣръ, по наружности? Почему вмѣсто швейцарцевъ или бельгійцевъ не объединяться между собою, напр., всѣмъ курносымъ всего міра, всѣмъ рыжимъ и т. п.? Скажутъ: у тѣхъ есть общіе интересы, а у этихъ нѣтъ ничего, кромѣ внѣшняго сходства. Вѣрно, хотя и то не всегда, но въ такомъ случаѣ и не старайтесь придавать вашему западническому патріотизму характера нравственнаго, этическаго, а поставьте его на одинъ уровень съ любой акціонерной компаніей или торговымъ союзомъ.

Не такъ чувствовалъ и чувствуетъ свою любовь къ родинѣ народъ русскій. Не цѣлью своей дѣятельности мыслитъ онъ свою страну и себя самого, а служебною силой для иной высшей цѣли, цѣли святой, божественной и всемірной. Нося въ себѣ непоколебимую увѣренность въ неврежденномъ сохраненіи ученія Христова, народъ русскій защищалъ и отстаивалъ съ такимъ самоотверженіемъ свою страну именно, какъ хранилище божественной истины, какъ служительницу евангельскаго благочестія: не себя самого, не свое благополучіе, а это духовное сокровище ему ввѣренное, его охраненіе и расширеніе почитаютъ русскіе люди высшимъ направителемъ своей и личной, и общественной, и государственной жизни. Самосознаніе русское, народное — есть самосознаніе не рассовое, не племенное, а вѣроисповѣдное, религіозное. Начните убѣждать русскаго въ необходимости уважать евреевъ уже потому, что Пресвятая Богородица, св. Апостолы и Пророки были евреями, а не русскими: что онъ вамъ на это отвѣтитъ? Неправда, скажетъ онъ: «это было давно, когда евреи были русскими». Онъ отлично знаетъ, что древніе евреи по-русски не говорили и о русскихъ не слыхали, но онъ считаетъ ихъ своими предками, а себя ихъ потомкомъ именно по своему вѣроисповѣдному самосознанію. И въ этомъ онъ правъ, любезные слушатели. Да, не удивляйтесь: онъ чувствуетъ и говоритъ согласно Христову глаголу, который отнялъ у евреевъ отступниковъ право сыновства Аврааму (Іоан. VIII, 39), и возложилъ на лоно его многіе народы (Матѳ. VIII, 11); не тоже ли говоритъ «и Предтеча Христовъ (Матѳ. III, 9) и Апостолъ Павелъ, возглашая съ настойчивостью: «познайте же, что вѣрующіе суть сыны Авраама» (Гал. III, 7 ср. Рим. IV, 16).

Скажу вамъ нѣчто еще болѣе знаменательное о русскомъ патріотизмѣ. Въ Кіевопечерской лаврѣ въ каждую субботу на заутренѣ читается акаѳистъ Пресвятой Богородицѣ, а затѣмъ восторженная благодарственная молитва, въ которой Матери Божіей воздается хвала за то, что Она защищала Свой царствующій градъ, т. е. Константинополь, отъ нашествія сѣверныхъ варваровъ язычниковъ, «отъ скиѳскаго воеводы звѣрообразнаго лукаваго вепря, предстателя бѣсомъ, онаго прегордаго кагана... та многочисленныя воинства потопила еси и паки съ небесе одожденіемъ горящихъ камыкъ тмы кораблей въ морѣ рѣющемся разварила еси». О чемъ здѣсь рѣчь? о побѣдѣ грековъ надъ русскими во второй половинѣ IX вѣка. Ясно, что народъ нашъ считаетъ своими духовными предками не древнихъ русскихъ язычниковъ, а греческихъ христіанъ, и ихъ враговъ — своими врагами. Ясно, что такому народу невозможно привить только рассоваго націонализма; ясно, что истинно народнымъ можетъ оказаться только тотъ союзъ русскихъ людей, который, подобно союзу имени Архистратига Михаила, примыкаетъ къ его религіозному, вселенско-церковному патріотизму. Широкъ такой патріотизмъ, безпредѣльно такое общеніе! Вотъ мы молились за своихъ умершихъ... они для насъ, вѣрующихъ патріотовъ, живы. Ихъ смерть — начало новой лучшей жизни, наши молитвенныя воздыханія проливаютъ отраду въ ихъ души. Мы даже не скажемъ со стариннымъ поэтомъ:

«Не говори съ тоской — ихъ нѣтъ,
Но съ благодарностію — были».

Нѣтъ, они не «были» только, но и суть теперь съ нами! Это только для дѣятелей исключительно политическихъ, для жалкихъ западниковъ смерть прекращаетъ всякую значимость дѣятеля. Это только для нихъ цѣнится жизнь и дѣятельность измѣряется капризнымъ наклономъ минутнаго успѣха; это только къ нимъ относятся слова другого великаго поэта:

«О, люди, жалкій родъ, достойный слезъ и смѣха!
Жрецы минутнаго, поклонники успѣха!»

Для нашего дѣла, для возстановленія въ жизни общественныхъ началъ и устоевъ народныхъ — ни потеря политическаго вліянія, ни самая смерть не можетъ явиться остановкой духовному росту русскаго дѣла, лишь бы мы взялись за него искренно и дружно. Мы не боимся смерти, потому что дѣло наше въ союзѣ съ умершими, въ союзѣ съ небомъ и безсмертными ангелами. Наше сокровище на небѣ (Лук. XII, 33); тамъ наше истинное жителmсnво (Флп. III, 20), а здѣсь мы только отблески его стараемся усвоить и посильно насаждать въ общественномъ быту.

И стараемся мы не напрасно. Не смотрите на то, что огромное большинcтво нашихъ союзовъ составляетъ простой народъ. Вcпомнимъ слово Писанія къ первымъ христіанамъ: «посмотрите, братіе, кто вы призванные: не много изъ васъ мудрыхъ по плоти, не много сильныхъ, не много благородныхъ. Но Богъ избралъ немудрое міра, чтобы посрамить мудрыхъ, и немощное міра избралъ Богъ, чтобы посрамить сильное, и незнатное міра и уничтоженное и ничего незначущее избралъ Богъ, чтобы упразднить значущее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась передъ Богомъ» (1 Кор. I, 26-29).

Исторія двухъ тысячелѣтій и далѣе создана первыми христіанами. Но могли ли это предвидѣть гордые римляне? Въ ихъ глазахъ христіане были жалкою толпою нищихъ, бездомныхъ оборванцевъ, беззащитныхъ рабовъ, ничтожныхъ мечтателей, которые не могли даже защитить своихъ братьевъ отъ жестокихъ терзаній палачей. А теперь весь міръ знаетъ, что то были свѣтъ міру и соль земли, которыхъ кости, разбросанные палачами по вѣтру, благоговѣйно лобызаютъ цари, какъ величайшую святыню. Презирали и нашихъ русскихъ предковъ могущественные татары, но и ихъ владычество, не основанное на подвигѣ добродѣтели, пропало также безслѣдно, какъ и римское, а терпѣніе, и молитвы, и слезы русскихъ выростили громадную державу.

Итакъ пусть никто не называетъ насъ мечтателями, которые гонятся за тѣнями. Не мечта, а величайшее въ мірѣ государство создано именно на такихъ духовныхъ упованіяхъ, на такомъ церковномъ вѣроисповѣдномъ патріотизмѣ русскихъ царей, русскихъ монаховъ, воиновъ и гражданъ. Напротивъ, лихорадочная погоня за успѣхомъ въ данный моментъ политической борьбы, кратковременное возвышеніе, исполненное страха за себя и за свои фантазіи, а затѣмъ глубокое и долгое забвеніе, — то слава, то безчестіе, то радость, то безнадежная скорбь: вотъ удѣлъ тѣхъ мечтателей, которые не вѣрятъ нашимъ обѣтованіямъ, открытымъ въ Евангеліи, а сами гонятся цѣлую жизнь за собственною тѣнью. За обманомъ они гонятся и обманъ они сѣютъ въ умахъ.

Они, напримѣръ, любятъ говорить о свободѣ личности, но ихъ взгляды на жизнь, ихъ дѣла обнажаютъ въ нихъ рабскую, холопскую душу. Въ области свободнаго, непосредственнаго воздѣйствія на общественную жизнь, они совершенно безсильны. Здѣсь они могутъ только разрушать, только развращать, только ссорить. Свой успѣхъ они могутъ изображать только тѣми внѣшними узаконеніями жизни государственной, которыя имъ удается провести всѣми неправдами жизни на горе и погибель Россіи, а чтобы прикрыть свое полное безсиліе воздѣйствовать на нравы, они самыя понятія жизни общественной, общественнаго развитія, общественныхъ интересовъ воровскимъ образомъ слили съ понятіемъ государственной жизни, государственнаго развитія и т. д., и тѣмъ показали, какъ мало они имѣютъ права на проповѣдь свободы, если не признаютъ никакого начинанія, позади котораго не стоялъ бы полицейскій съ разносною книгой. Не таковы воззрѣнія и пріемы дѣятельности истинно народныхъ союзовъ и ихъ представителей. Не отрицая, подобно Л. Толстому, отраслей жизни государственной (т. е. принудительной), не отказываясь служить посильно, русскіе патріоты знаютъ, что государственное воздѣйствіе прочно только тамъ, гдѣ встрѣчаетъ соотвѣтственную своимъ предположеніямъ крѣпкую бытовую основу. Они знаютъ, что истинные благодѣтели народа — это тѣ, кто можетъ воздѣйствовать непосредственно на эти глубины его духа, кто вліяетъ непосредственно на бытъ общества и народа, на его понятія, на его нравы. Они знаютъ, что не государственныя узаконенія, а личное и общественное убѣжденіе, свободный энтузіазмъ, свободный подвигъ, создаютъ тѣ высокія проявленія духа, какъ науку, поззію, живопись, архитектуру, музыку, которыя отражаются на общественномъ бытѣ, предоставляя государству лишь внѣшнее, частичное благоустройство его проявленій. Они знаютъ, что сильнѣе и преимущественнѣе всѣхъ этихъ благородныхъ проявленій человѣческаго генія на общественный бытъ вліяетъ религіозная вѣра, что именно ею держится и ею созидается бытъ народностей всего міра и что, дѣйствительно, добрыми двигателями его, а не разрушителями, могутъ быть только тѣ, и въ такой степени, кому и въ какой степени присуще это таинственное общеніе съ Божествомъ, эта чуждая сомнѣній связь съ небомъ, которую такъ разумно и такъ благоговѣйно поставилъ на своемъ знамени нашъ народный союзъ, посвятивъ себя Небеснымъ силамъ и ихъ Архистратигу Михаилу.

Итакъ, призывая ихъ молиться о насъ и о нашемъ дѣлѣ, возносясь духомъ къ ихъ святой и блаженной жизни, посвященной славословію Господа и незримой помощи людямъ въ ихъ борьбѣ съ грѣхомъ и демонами, выступимъ мужественно на эту борьбу, не уклоняясь отъ посильнаго укрѣпленія и огражденія исконныхъ началъ русской жизни законами государственными, но не унывая и въ тѣхъ случаяхъ, когда это будетъ не удаваться нашимъ единомышленникамъ, на то уполномоченнымъ, такъ какъ помимо государственнаго законодательства наше духовное общеніе съ великимъ народомъ нашимъ чрезъ исповѣдуемаго нами Господа Христа и Его св. Ангеловъ даетъ намъ широкій доступъ къ всегдашнему непосредственному вліянію на общественные нравы и бытъ чрезъ живое слово, чрезъ печать, чрезъ учрежденія благотворительныя, воспитательныя и экономическія, чрезъ мужественный примѣръ, чрезъ безкорыстную ласку и ободреніе. Таково обширное и разнообразное поприще для дѣятельности союза Архангела Михаила! Вотъ почему на него радостно откликнулись, къ нему прильнули столь многія мѣстныя общества по лицу всей родной земли нашей! Вотъ что разбудило и потянуло сюда далекую Сибирь, и что всего труднѣе, — даже туманный Петербургъ. Только бы намъ самимъ крѣпко держаться этого духа; только бы намъ не забывать превосходства надъ всѣмъ прочимъ цѣнностей нравственныхъ; только бы намъ познать, что для нихъ нѣтъ смерти на землѣ, потому что онѣ черпаютъ жизнь отъ самаго неба. Оттуда намъ будутъ тогда помогать святые Ангелы, и тамъ будутъ утѣшаться нашею вѣрностью убитые за вѣру, Царя и отечество наши дорогіе единомышленники и друзья, туда перейдемъ и мы, если сподобимся здѣсь одной съ ними участи, которой никто изъ насъ не боится, но многіе ревниво желаютъ.

Мы знаемъ, что борьба наша не кончена. Подавлено вооруженное возстаніе на внѣшнюю цѣлость нашего государства, но продолжается то несравненно болѣе гибельное разушеніе внутренняго содержанія русской жизни, ради котораго собственно ненавистна бунтовщикамъ и государственная власть, какъ его защитница. Именно, продолжается разрушеніе св. вѣры, народныхъ нравовъ, русской правдивости, русской чистоты, терпѣнія и всепрощенія; развращаются сердца учащихся дѣтей, отравляются умы юношей, попираются узы священнаго брака, внушается злобная ненависть къ родинѣ и къ церкви, стараются разслабить и разложить наше воинство.

Вотъ въ чемъ главная цѣль человѣконенавистнической революціи! Вотъ съ кѣмъ бороться выступаемъ мы подъ покровительствомъ Архистратига Михаила. Кто способенъ на такую борьбу кромѣ тѣхъ, кто искренно и сердечно вѣруетъ и любитъ, и молится, и борется со своими страстями, — кто не боится смерти, кто презираетъ земное счастье, кто любитъ нашу Русь, Русь Святую, древнюю, народную! Такой дѣятель будетъ побѣдителемъ; онъ не измѣнитъ своему знамени, если бы даже одинъ остался съ нимъ на всей землѣ. Но онъ не останется одинъ, потому что вѣчное пребываніе обѣщано Христу Своей Церкви и въ ея сокровищницу входитъ все доброе, что теплится въ сердцахъ ея работниковъ, входитъ какъ дѣйственная сила для современниковъ и для дальнѣйшихъ поколѣній. Ангелы Божіи да помогаютъ намъ на землѣ, а отошедшихъ отъ насъ съ пролитіемъ своей крови за святыя убѣжденія — да упокоитъ Господь въ селеніяхъ праведныхъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Рѣчь, сказанная на годичномъ праздникѣ Русскаго Народнаго Союза имени Архангела Михаила 8-го ноября за панихидой по убіеннымъ крамольниками патріотамъ. (Напечатано въ журналѣ «Голосъ Истины» № 49-50, 1909 г.).

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 220-225. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.