Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

б) Слова воспитанникамъ духовной школы.
Слово о крестѣ пастырскаго служенія
[1].

«Братіе! Слово крестное погибающимъ убо юродство есть, а спасаемымъ намъ сила Божія есть» (1 Кор. I, 18).

Между различными предметами благоговѣйнаго чествованія св. Церкви св. Крестъ особенно много говоритъ нашему сердцу, — мы въ немъ видимъ не только напоминаніе о давно прошедшемъ, но и указаніе для личной жизни каждаго изъ насъ. Поклоняясь Животворящему Древу, воспѣвая страсти Распятаго на немъ, мы должны помнить, что и намъ не чуждъ крестный подвигъ, что каждый христіанинъ, уповающій на спасеніе, долженъ «сраспинаться Христу, сообразуяся смерти Его».

Кто не желаетъ погрязнуть въ мутной тинѣ низкихъ страстей, кого разумъ влечетъ на иной, высшій путь жизни, кто не можетъ относиться къ дѣлу искупленія и освященія человѣчества, какъ холодный посторонній зритель, лишь покивающій главою своею предъ голгоѳской картиной, кто хочетъ идти во слѣдъ Христу: тотъ да отвержется себе и возметъ крестъ свой и послѣдуетъ Ему.

Да, братіе, для христіанина земная жизнь не есть путь къ удовлетворенію своихъ мелочныхъ прихотей, она не есть, какъ у язычниковъ, постоянный самообманъ съ забвеніемъ смерти, — нѣтъ, она есть подвигъ; радости ея не въ прелестяхъ міра сего, но въ томъ, чтобы идти за возлюбленнымъ Господомъ Іисусомъ. «Аще кто Мя любитъ, Мнѣ да послѣдствуетъ и идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой да будетъ». Пути слѣдованія Христу различны по своимъ внѣшнимъ опредѣленіямъ, но всѣ они сводятся къ одному — къ повиновенію по чистой совѣсти Божественному закону при постоянномъ препобѣжденіи себялюбивыхъ, своекорыстныхъ желаній. Законъ этотъ, согласно ученію Св. Писанія, самъ по себѣ не чуждъ существу человѣческому, онъ написанъ на скрижаляхъ его сердца. Поэтому каждому важнѣйшему правилу христіанской жизни отчасти соотвѣтствуетъ то или другое естественное стремленіе души, хотя-бы оно само по себѣ, внѣ вѣры и благодати, неспособно было осуществить своей великой задачи. Такъ и указанному главнѣйшему долгу христіанина, долгу полнѣйшаго самоотверженія и повиновенія во всемъ просвѣщенной Евангеліемъ совѣсти можно найти въ сердцѣ человѣческомъ нѣчто соотвѣтствующее, а именно въ сердцѣ молодомъ, не испорченномъ еще житейскими мелочами и борьбой изъ за куска хлѣба. Я хочу указать на тотъ юношескій идеализмъ и энтузіазмъ, который при всемъ различіи его въ различныхъ характерахъ, заключается обыкновенно въ заоблачныхъ мечтаніяхъ о великихъ подвигахъ, въ стремленіи къ полному самоотверженію во имя великой идеи. — Конечно, этотъ идеализмъ, эти мечтанія весьма неопредѣленны и нетверды, а потому тѣ изъ пожилыхъ людей, которые, навсегда покинувъ ихъ, затѣмъ насмѣхаются надъ юношами-мечтателями, всегда будутъ имѣть къ тому основанія. Конечно, прибавимъ, мало кто изъ юношей и во время своего увлеченія идеей дѣйствительно проводитъ ее въ жизнь, еще меньше найдете такихъ, которые оставались-бы ей вѣрны по выходѣ изъ школы на службу: но все-же это идеальное настроеніе заслуживаетъ большаго вниманія, чѣмъ ему обыкновенно удѣляется. Обратимся-ли къ исторіи: большинство міровыхъ великихъ подвиговъ явились не какъ логическіе выводы изъ какихъ-либо отвлеченныхъ соображеній, но были завѣтной мечтой своихъ виновниковъ отъ лѣтъ ихъ юности. Почти всѣ, напримѣръ, завоеватели, политики, художники, поэты, философы, наконецъ, даже праведники, аскеты отъ юныхъ годовъ со всею свойственною возрасту пылкостью предавались тому, чѣмъ прославились впослѣдствіи. Возьмемъ-ли бытъ обыкновенныхъ смертныхъ: что служитъ предметомъ постоянныхъ, согрѣвающихъ сердце, воспоминаній для стариковъ, какъ не школьные годы? какія отношенія самыя дружественныя, какъ не отношенія бывшихъ товарищей, единомышленниковъ? Да и чѣмъ-бы красилась жизнь обычныхъ, скромныхъ тружениковъ, какъ не тѣми нѣсколькими годами, которые прожиты были въ школѣ на высшихъ вопросахъ? — Стало быть, этотъ юношескій идеализмъ, это безотчетное стремленіе къ чему-то высшему, не есть ошибка возраста, а естественное проявленіе богосозданной природы человѣческой, естественное указаніе на ея высшее назначеніе, чѣмъ ежедневныя будничныя потребности. И вотъ, горячему воображенію юноши представляется множество путей жизни. Вотъ его манитъ прежде всего сила: онъ любуется на сильныхъ знаніемъ и наукой, на сильныхъ богатствомъ или славой, на сильныхъ красотой или остроуміемъ. Привлекаетъ его къ себѣ и высшее стремленіе чести, — самоотверженныхъ гражданскихъ подвиговъ: онъ представляетъ себя политическимъ благодѣтелемъ человѣчества, врачемъ, учителемъ, правителемъ. Картина за картиной разстилаются предъ его сознаніемъ — онъ колеблется въ выборѣ между различными, одинаково высокими и одинаково лестными представленіями — какъ вдругъ взоръ его палъ на крестъ и висящаго на немъ въ предемертныхъ мукахъ Богочеловѣка. «Отвергнись самого себя, — слышитъ онъ — и иди вслѣдъ Меня». Слышите-ли сей голосъ въ своей совѣсти, слышите-ли вы, искупленные этою великою жертвою отъ вѣчной смерти, отъ вѣчной слѣпоты духовной.

Увы, немногіе слышатъ его, немногіе изъ немногихъ повинуются сему гласу. Знать евангельскую исторію не значитъ еще сознавать ее; вѣдь знали ее и видѣли глазами своими и тѣ, которые равнодушно покивали главами предъ Голгоѳой, и проходили мимо, точно такъ-же не удѣливъ ей вниманія, какъ, къ сожалѣнію, многіе нынѣшніе путники жизни. Но что естественно для тѣхъ изъ нихъ, которыхъ воспитаніе шло лишь около церковной жизни, т. е. для людей свѣтскихъ, то невозможно для васъ, слушатели духовной школы. Куда направлены ваши пути жизни? гдѣ находится лелѣемый каждымъ изъ васъ идеалъ? Пусть размыслитъ объ этомъ каждый. Вотъ ты стоишь предъ крестомъ Богочеловѣка, вотъ Онъ зоветъ тебя взять крестъ свой... пройти Его невниманіемъ ты не можешь, ты можешь или взять его, облегчить эту тяжкую ношу, какъ Симонъ Киринейскій, или... или поругаться Распятому, какъ Анна и Каіафа!

Да, други, это не преувеличеніе, не риторическій пріемъ, но самое существо дѣла. Воспитываемые на Божественномъ ученіи Спасителя, имѣя всегда предъ духовными очами Его искупительную жертву, вы не должны отдѣлять своего идеала отъ Его Лица. Мы сказали, что крестъ Христовъ состоитъ въ неуклонномъ слѣдованіи Его волѣ, а по внѣшнимъ способамъ осуществленія оно различно: какой же путь служенія Господу предложить вамъ, братіе? Чтобы уже ничто не удержало насъ отъ него, разсмотримъ этотъ вопросъ чрезъ изслѣдованіе свойственнаго юнымъ сердцамъ естественнаго стремленія самоотверженно служить ближнимъ, посвятить себя на благо человѣчества. Въ чемъ, спросимъ, это благо? Мы довольно знаемъ случаевъ самоубійствъ людей богатыхъ и ученыхъ, славныхъ и знатныхъ: стало быть благо не въ наукѣ, не въ богатствѣ, не въ славѣ, а во внутреннемъ довольствѣ, въ богатствѣ духовномъ. Да, братіе, не хлѣба и не обстановки требуютъ отъ насъ люди, они требуютъ хлѣба духовнаго, или христіанскаго просвѣщенія, столь чуждаго даже образованному русскому обществу, а тѣмъ болѣе далекаго отъ простого народа. Утвердите-же мысль на томъ, что только вы, имѣющіе получить знаніе Божественнаго закона, только вы явитесь обладателями того всеисцѣляющаго лѣкарства, которое одно можетъ бороться съ разъѣдающею міръ болѣзнію нравственнаго зла, лежащаго въ основаніи золъ физическихъ. Вотъ вашъ жребій, вашъ крестъ, слушатели! Быть благовѣстителями Христовой любви въ мірѣ, въ частности въ этомъ краѣ, гдѣ истинно православныя понятія только начинаютъ прививаться къ народной жизни, послѣ тяжкаго рабства прошлыхъ вѣковъ. Вотъ куда должна быть направлена цѣль вашей жизни, идеалъ вашей юности. Не слава, не богатство, не чувственность, не искусство, нѣтъ, — а несеніе креста Господня, несеніе Его подвига есть ваша задача. Представляя вамъ познаніе Своего закона, Господь тѣмъ самымъ уже призываетъ васъ быть Его проповѣдниками для всѣхъ сихъ нищихъ духомъ, — Онъ тѣмъ самымъ, говорю, уже «помазалъ васъ благовѣствовать нищимъ и послалъ васъ исцѣлять сокрушенныхъ сердцемъ, проповѣдывать плѣннымъ освобожденіе и слѣпымъ прозрѣніе, отпустить измученныхъ на свободу и проповѣдывать лѣто Господне благопріятно». Примете-ли вы сей крестъ пастырства и учительства, крестъ Христовъ? Или отречетесь отъ Него, какъ Іуда? или останетесь равнодушными зрителями Его распинанія вновь чрезъ мірскія беззаконія? Помните однако, что кто, имѣя въ рукахъ хлѣбъ, допускаетъ брата своего умирать съ голоду предъ собою, тотъ есть убійца, а кто, имѣя «слово жизни», нерадитъ объ умирающихъ духовно, тотъ есть убійца духовный, тотъ не жди милосердія; онъ есть лжецъ, если говоритъ о долгѣ и чести, объ идеалахъ и высшихъ задачахъ жизни! — Да, изученіе Божественнаго Откровенія полагаетъ неизбѣжное обязательство благовѣстить, обязательство пастырства и учительства, или вообще такого или иного служенія Богу. «Горе мнѣ, аще неблаговѣствую», долженъ думать каждый изъ васъ. — Иначе, если отречешься отъ служенія Богу, если будешь жить ради собственной корысти, то ты повиненъ будешь во всемъ міровомъ злѣ «отъ крове Авеля, до крове Захаріи», отъ невинной крови Господа Іисуса до нынѣ проливаемой крови людей, живущихъ безъ вѣдѣнія Божественнаго закона, до всякой напрасной обиды, всякой слезы вдовы и сироты, до всего того, съ чѣмъ слѣдуетъ бороться воину Христову. Подумайте о семъ, братья! Подумайте здѣсь предъ Крестомъ Господнимъ — вѣдь это не слова, а сущность жизни! Если прежде оно не приходило на мысль всегда, то знайте, что обычный разсѣянный человѣкъ живетъ въ постоянномъ самообманѣ, ибо онъ менѣе всего думаетъ о томъ, что всего несомнѣннѣе, т. е. о смерти.

Но если столь многое должно отвращать насъ отъ искушенія покинуть Христовъ подвигъ, то еще болѣе основаній мы имѣемъ, чтобы дерзновенно слѣдовать за Христомъ. Здѣсь прежде всего, и только здѣсь, найдетъ свое жизненное осуществленіе высокій идеалъ юности — идеалъ служенія добру. Не туманныя мысли объ общечеловѣческомъ благѣ, не фантазіи различныхъ политиковъ будутъ лежать въ основѣ вашей дѣятельности, какъ это бываетъ у всѣхъ прочихъ народниковъ, строющихъ зданіе не о Христѣ, нѣтъ — вы твердо будете знать, что вы должны дѣлать, для чего именно, и что имѣете достигнуть. При всѣхъ неудачахъ, при всякой бѣдѣ отъ міра и діавола, вы не впадете въ уныніе — вы будете знать, что «се не воздремлетъ храняй тя Господь», что «власъ главы вашея не погибнетъ» безъ Его воли. Вы будете имѣть ободряющее начало въ мысли о церковномъ союзѣ, о томъ, что не стихіи міра сего управляютъ судьбами того дѣла, которому вы служите, но Самъ Святый Духъ проникаетъ и освящаетъ силою Своей благодати все, что дѣлается вами по указанію закона Господня. А что всего важнѣе, вы всегда будете имѣть источникъ нравственныхъ силъ для осуществленія желаемаго, имѣть, стало быть, то, чего лишены всѣ прочіе, исходящіе на путь жизни идеалисты, почему и падаютъ они такъ скоро подъ тяжестью искушеній. Если вы останетесь вѣрны Христову ученію, то ваши идеалы служенія меньшей братіи окажутся не фантазіей молодыхъ лѣтъ, надъ которыми смѣются опытные люди, нѣтъ, они будутъ всегда съ вами не въ умѣ только, но и въ самомъ дѣлѣ. Тогда вамъ нечего будетъ вспоминать дни школы, какъ единственной свѣтлой полоски въ сѣренькой жизни, тогда сами вы будете «свѣтомъ міру и солью земли». Разъ вы возьмете со смиреніемъ и молитвой крестъ Христовъ, разъ будете побѣждать имъ свое себялюбіе, и вамъ сторицей будетъ воздано не только въ будущемъ вѣкѣ, но и въ настоящей жизни, не въ смыслѣ, конечно, внѣшняго благополучія, но въ смыслѣ духовныхъ утѣшеній, превышающихъ всякое внѣшнее счастье. Нѣтъ радости выше той, чтобы давать другимъ жизнь духовную. Эта-то радость дѣлаетъ тяжкій крестъ «игомъ благимъ и бременемъ легкимъ». Тогда, при такомъ преуспѣяніи въ пастырствѣ, онъ будетъ не тяжелою ношею, но знаменемъ побѣды, вѣнцемъ великаго подвига.

Имѣйте, однако, въ виду, братья, что подобное духовное удовлетвореніе дается не сразу, а по мѣрѣ воспитанія въ себѣ любви къ людямъ, по мѣрѣ того, какъ вы потеряете жалость о понесенныхъ лишеніяхъ и скорбяхъ. Поэтому, братіе, одно разумѣніе Божественнаго закона еще недостаточно, чтобы съ успѣхомъ исполнять служеніе любви Христовой. Приготовляясь къ нему чрезъ изученіе Откровенія, мы должны съ юныхъ, съ отроческихъ лѣтъ, заботиться о томъ, чтобы самихъ себя сдѣлать достойными носителями этихъ знаній, иначе, — проповѣдуя ихъ міру, ты самъ останешься холоднымъ кимваломъ и проповѣдь твоя, не возгрѣваемая любовью, не будетъ ложиться на сердце слушателей.

Какъ-же готовиться къ этому? А посредствомъ проведенія въ свою школьную жизнь изучаемыхъ заповѣдей Христовыхъ. Пусть иные ученики свѣтскіе думаютъ объ однѣхъ забавахъ, пусть тѣ юноши предаются «влеченію сердецъ своихъ и видѣнію очей своихъ» — вы-же не тако, вы должны всегда имѣть предъ собою мысль о томъ, что за каждый проведенный день и часъ вы отвѣтственны не только предъ Богомъ и совѣстью, но и предъ тѣми, кому суждено быть вашею паствою, вашими учениками. Каждая злая мысль, каждое похотливое мечтаніе, пренебреженное дѣло, все это отражается въ жизни ослабленіемъ воли, притупленіемъ чувства, все это нанесетъ ущербъ характеру будущаго пастыря, а слѣдовательно и духовному преспѣянію паствы. Можетъ быть, если иной пастырь, напримѣръ, не проникается состраданіемъ къ осиротѣвшему ребенку настолько, чтобы найти ему слово утѣшенія, то потому, что когда-то въ юности онъ самъ не любилъ останавливать мысль на человѣческихъ страданіяхъ, а вѣчно искалъ веселыхъ развлеченій. Теперь онъ-бы и сознавалъ, что поступалъ тогда неразумно, но что дѣлать? — прошлаго не воротишь, сердце очерствѣло и приходится лишь сокрушаться о томъ, «что было такъ близко — возможно и утрачено такъ безвозвратно». — Чтобы избѣжать подобнаго состоянія, мы должны всегда имѣть въ умѣ и въ совѣсти мысль о нравственномъ совершенствѣ и молитву о помощи Божіей.

Быть можетъ, братья, такая жизнь покажется вамъ скучною, жестокою, тяжелымъ добровольнымъ заключеніемъ, но что великое достигается безъ труда? Если желаешь вѣрить своимъ высокимъ идеальнымъ стремленіямъ, если ты не согласенъ видѣть въ нихъ лишь игру молодой крови, если ты не намѣренъ посвятить себя на служеніе мамонѣ, но стремишься къ горнему: то отъ лѣтъ отроческихъ покинь стихійное безсознательное прозябаніе, не подчиняйся всякому случайному впечатлѣнію извнѣ. — Вотъ вы живете вмѣстѣ — что вамъ препятствуетъ поддерживать другъ друга во всемъ добромъ, созидать свою дружбу не въ мальчишескихъ шалостяхъ, не въ общемъ разгулѣ, не въ винѣ, не въ водкѣ, какъ это бываетъ въ кружкахъ свѣтской молодежи, но на началахъ идеальныхъ, на единствѣ общихъ стремленій, на взаимномъ одушевленіи великою идеей предстоящаго пастырскаго служенія? Тогда, поистинѣ вы будете собраны въ этихъ священныхъ стѣнахъ во имя Христово и Христосъ будетъ посредѣ васъ.

Да, други, вы призваны къ великому апостольскому дѣлу — «блюдите убо, како опасно ходите, не яко немудри, но якоже премудри, испытующе, что есть воля Божія». — Богъ и правда Божія не въ шумѣ, не въ вихрѣ, не въ огнѣ, но «во гласѣ хлада тонка» — поэтому и великое дѣло нравственнаго воспитанія человѣчества совершается не кровавыми войнами, не культурными открытіями, нѣтъ, оно выносится на согбенныхъ плечахъ скромныхъ служителей слова Божія; въ частности твердыня нашей отечественной Церкви, историческая сила нашего народа, опирается не на крѣпости или университеты, но на алтари Божіи съ предстоящими имъ тружениками-пастырями. Каждый смиренный сельскій священникъ совершаетъ не малое дѣло: отъ него зависитъ созидать, или расшатывать основы церковной народной жизни. Поэтому тотъ семинаристъ, который когда-то мечталъ о міровыхъ подвигахъ, а попалъ на эту скромную дѣятельность въ глухую деревню, можетъ смѣло сказать, что онъ осуществляетъ свои мечты, если только ходитъ достойно своего званія. — А чтобы ходить достойно его, надо теперь, пока вы молоды и чисты душой, пока гнусное сладострастіе и корыстолюбіе еще не овладѣло вами, теперь, пока вы свободны отъ житейскихъ дрязгъ и нуждъ, возгрѣвать огонь св. ревности въ своемъ сердцѣ, усердно занимаясь науками и нравственною жизнью. Внимайте сему дѣлу; возлюбленные братія, внимайте, пока не поздно. «Ходите въ свѣтѣ, дондеже свѣтъ имате, да тьма васъ не имать и ходяй во тьмѣ не вѣсть, камо идетъ; дондеже свѣтъ имате, вѣруйте въ свѣтъ, да сынове свѣта будете». Не отлагайте дѣла нравственнаго самовоспитанія: изъ этого св. храма выходите съ животворящимъ крестомъ въ своихъ сердцахъ и побѣждайте имъ искушенія міра. «Побѣждающаго — говоритъ Спаситель (Откр. III, 12) — сдѣлаю столпомъ въ храмѣ Бога Моего и онъ уже не выйдетъ вонъ». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Церкви Холмской Духовной Семинаріи 14-го сентября 1886 г. Напечатано впервые въ Холмско-Варшавскомъ Епархіальномъ Вѣстникѣ 1886 г., № 19.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 230-237. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.