Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

б) Слова воспитанникамъ духовной школы.
Слово на 14-е ноября [на день Рожденія Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны]
[1].

Въ высокоторжественные царскіе дни, слушатели, сердце русскаго человѣка воспламеняется особеннымъ патріотизмомъ и всякій жаждаетъ съ своей стороны сдѣлать что-либо для блага своего отечества. Тѣмъ болѣе такое настроеніе свойственно бываетъ людямъ молодымъ, готовящимся вступить въ жизнь. Но какой лучшій путь служенія Россіи, служенія Престолу? Отвѣтъ на это намъ даетъ исторія династіи нашего царствующаго Дома. — Едва-ли, братіе, не только русская, но и всемірная исторія могла бы указать царственный родъ, столь дорогой, столь любимый народомъ, какъ домъ Романовыхъ. Слава «Бѣлаго Царя» гремитъ и на Камчаткѣ, и въ невѣдомой Европѣ серцевинѣ дикой Азіи, и въ Царьградѣ, и на Бѣломъ морѣ. — Вотъ это-то названіе Бѣлаго Царя указываетъ на то свойство доброты и благодатнаго освященія, которое соединяетъ народъ съ мыслью о царѣ. И дѣйствительно, братіе, исторія царственнаго дома имѣетъ освященный церковью ходъ событій. Въ тяжкое, смутное время междуцарствія, кто первый указалъ на Романовскій родъ, какъ достойный, чтобы спасти гибнущую Россію? Великій Гермогенъ, въ польскихъ оковахъ ожидавшій смерти. Откуда взятъ былъ затѣмъ избранникъ Россіи? Изъ монастыря, отъ рукъ монахини матери вышелъ онъ на царство въ преднесеніи чудотворныхъ иконъ, взятыхъ изъ Москвы и Костромы. Ему предстояла, въ его отроческіе годы, мудренная задача опять собрать вновь распавшуюся Русь, въ которой многія области, насмотрѣвшись постояннаго низведенія царей, не очень-то были склонны къ подчиненію новой власти. Но была власть, которой никто тогда не смѣлъ противиться изъ считавшихъ себя русскими, это власть Патріарха. Вотъ такое-то лицо и было родоначальникомъ новой династіи и оно-то укрѣпило ей вѣрность въ сердцахъ русскихъ. Извѣстно, сколько незамѣнимыхъ услугъ оказалъ престолу Никонъ патріархъ, какъ велико было значеніе его въ дѣлѣ присоединенія Малороссіи, и въ дѣлѣ начала народнаго образованія, которое въ то невѣжественное суевѣрное время могло быть принято народомъ не иначе, какъ подъ крѣпкимъ даннымъ авторитетомъ іерархіи, ибо въ иномъ случаѣ отъ него отвернулись-бы, какъ отъ ереси. Хорошо понималъ это Петръ I, хорошо понимали и исполняли эту просвѣтительную задачу современные ему святители Димитрій Ростовскій, Іовъ Новгородскій, Стефанъ Рязанскій, которые, несмотря на крайнее стѣсненіе въ денежныхъ средствахъ, устраивали училища, и сами воспитывали учителей народу. Понимали они и то, что даже добрая и полезная сторона Петровской реформы не будетъ принята народомъ, если они не покажутъ ей своего сочувствія. И вотъ, великій угодникъ Божій св. Митрофанъ первый влагаетъ лепту на устройство Черноморскаго флота. Важныя при новомъ строѣ войскъ побѣдоносныя битвы восхваляются іерархами въ рѣчахъ церковныхъ, а дѣло народнаго объединенія совершается даже въ далекой Сибири подвигами двухъ великихъ праведниковъ, Митрополитовъ, — Филоѳея Тобольскаго и св. Иннокентія Иркутскаго. — Такъ введена была реформа при содѣйствіи русскихъ Святителей, такъ и новые порядки не искоренили духа народнаго благодаря тому, что іерархія и на нихъ положила церковное освященіе. Въ послѣдующіе годы прошлаго вѣка то иностранное вліяніе и сила иностранныхъ министровъ подавляла интересы народа, то вновь прорывалось въ высшихъ сферахъ патріотическое сознаніе, и опять польза отечества ставилась на первое мѣсто. И здѣсь мы видимъ, что сообразно этимъ колебаніямъ, то возвышалось, то умалялось значеніе духовенства: оно первое подвергалось общенародной бѣдѣ, напримѣръ, при Биронѣ, но и первое дѣлило съ нимъ царскія милости, напримѣръ, при Елизаветѣ Петровнѣ. Настало время Отечественной Войны [18]12-го года, когда, дотолѣ презираемый, простой, сѣрый народъ проявилъ великую силу своего духа и своею партизанскою дѣятельностью побѣдилъ гордаго покорителя Европы. И это движеніе героизма народнаго получило первый толчекъ въ лицѣ уже умиравшаго старца Митрополита Платона, и затѣмъ было питаемо явленіемъ ему святыни церковной, такъ-что и для главной Бородинской битвы одушевляющимъ желаніемъ было принесеніе Чудотворной иконы Богородицы Смоленской. — Здѣсь-то и образованное общество начало уразумѣвать, что въ простомъ народѣ русскомъ главная опора отечества и престола, что народъ сознательно жертвуетъ собою за царя своего, что царь ему дорогъ именно по тому изобилію благодати Божіей, которое изливалъ Господь на его родъ, начиная съ самаго его воцаренія. Эти-то взгляды о церковномъ характерѣ народнаго духа, народной преданности престолу, взгляды, опредѣлявшіе уже сами по себѣ и то направленіе внутренней политики, которое наиболѣе полезно для отечества, и начали проповѣдывать наши великіе патріоты пятидесятыхъ годовъ: Хомяковъ, Кирѣевскіе, Аксаковъ, Самаринъ. Они проводили ихъ въ богословскихъ и въ филосовскихъ, и въ историческихъ, и въ политическихъ, и литературныхъ произведеніяхъ, проводили ихъ въ дѣятельности административной, ученой и воспитательной, внѣдрили подобное направленіе во всѣ отрасли отечественной жизни. — Ихъ труды не остались безслѣдны, и въ прошлое царствованіе Государевы милости начали сыпаться на народъ въ изобиліи: онъ былъ освобожденъ отъ двухсотлѣтняго рабства, ему дарованъ равный со всѣми судъ и школы, и облегченіе солдатчины. Въ нынѣшнее царствованіе ему даются милости, еще болѣе ему дорогія, различныя преимущества въ жизни церковной т. е. церковно-приходскія школы, внѣбогослужебныя собесѣдованія, облегченіе хожденія къ св. мѣстамъ и пр. Такъ-то наши государи истинно по-царски воздаютъ сторицею народу за его преданность къ ихъ роду, такъ что и общество начинаетъ сознавать уже повсемѣстно, что народъ нашъ любитъ то и тѣхъ, кто идетъ къ нему отъ Бога. Въ этомъ съ особенною силою убѣдительности онъ удостовѣрилъ всѣхъ, съ негодованіемъ изгнавъ своихъ противоцерковныхъ учителей шестидесятыхъ годовъ, не смотря на обѣщанія золотыхъ горъ. — Вотъ, братіе, какой великій урокъ даетъ намъ исторія и дѣятельность нынѣ царствующаго дома! Изъ нея должны уразумѣть и мы свою задачу, свой долгъ по отношенію къ народу, къ отечеству, къ престолу.

Вотъ сегодня, когда Церковь собираетъ насъ въ священныя свои стѣны для молитвы за царицу русскую, когда сердца нашихъ соотечественниковъ пылаютъ патріотическимъ жаромъ, теперь-то, братіе, подумайте о своемъ призваніи, о томъ служеніи, котораго ждетъ отъ насъ народъ и отчизна, котораго ждетъ отъ насъ и другой Царь — Небесный, по выраженію современныхъ грековъ, родившійся въ Виѳлеемѣ, но живущій въ Россіи. Да, братіе, Христосъ Спаситель обитаетъ въ народѣ русскомъ, обитаетъ потому, что послѣдній, какъ мы видѣли, есть не столько политическая, сколько религіозная, церковная единица, потому что нѣтъ знамени, подъ которымъ собрался-бы народъ русскій, кромѣ знамени Христова. Христосъ обитаетъ въ народѣ русскомъ, т. е. нѣтъ народа, столь преданнаго Его подвигу самоуниженія, самоотверженія и милосердія. Христосъ будетъ обитать наипаче въ тѣхъ, кто продолжитъ подвигъ Его въ качествѣ русскаго пастыря и учителя, и будетъ свѣтить міру свѣтомъ Его совершенствъ, дабы имя Его славилось на землѣ. «Тако да просвѣтится и свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже есть на небесѣхъ». — Итакъ, братіе, нашъ родъ служенія народу и отечеству еще тѣмъ выше всякаго иного служенія, что переходитъ предѣлы мѣстъ и времени и возносится къ Вездѣсущему, Вѣчному Богу. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ церкви Холмской духовной семинаріи 14 ноября 1886 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 237-240. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.